Судебные споры с бизнесом: Токаев предложил новый критерий оценки работы госорганов

2892

Президент обозначил ряд приоритетных задач, стоящих перед системой защиты прав человека.

Судебные споры с бизнесом: Токаев предложил новый критерий оценки работы госорганов Фото: akorda.kz

Накануне Дня Конституции Касым-Жомарт Токаев провел встречу с представителями системы защиты прав человека, передает inbusiness.kz со ссылкой на Акорду.

В мероприятии приняли участие уполномоченный по правам человека Артур Ластаев, уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева, уполномоченный по правам социально уязвимых категорий населения Светлана Жакупова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов, председатель комиссии по правам человека при президенте Игорь Рогов.

"Благодаря внедрению административной юстиции сегодня в судебных спорах с госорганами почти две трети решений принимаются в пользу граждан и бизнеса. Однако государственные органы не делают из этого необходимых выводов, не проводят "домашнюю работу". Доля дел, которые они могли бы не доводить до суда, приняв решение на своем уровне, не снижается.

Правительству совместно с бизнес-омбудсменом нужно проработать вопрос принятия упредительных мер и, возможно, включить данный показатель в критерии оценки работы государственных органов", – сказал глава государства.

В своем выступлении президент отметил, что Конституция – важнейший документ, обеспечивающий незыблемость государственности. Справедливость и верховенство закона установятся только при неукоснительном выполнении каждого его пункта.

"Как вы знаете, в прошлом году на референдуме большинством граждан была поддержана масштабная конституционная реформа. Принятые изменения и дополнения в Основной закон заложили надежный фундамент для комплексной трансформации всей государственной модели.

При реформировании особое внимание уделялось прежде всего правоохранительной сфере. Создан Конституционный суд. Повысился статус института омбудсмена и органов прокуратуры. Одним словом, значительно укрепилась система защиты прав граждан. Реформа получила конкретный результат", – сказал Токаев.

Он напомнил, что действовавший ранее Конституционный совет более чем за четверть века рассмотрел всего около 140 дел, а это по 5 дел в год. В свою очередь, Конституционный суд только за первые 7 месяцев принял в работу 43 дела. По 23 из них уже вынесены решения. Это стало следствием того, что у граждан появилась возможность напрямую обращаться в Конституционный суд. Прежде такое право имели только институты власти.

"Обращаясь в Конституционный суд, люди не только отстаивают свои права, но и вносят вклад в дальнейшее совершенствование всей правовой системы нашего государства. Заметно активизировалось взаимодействие граждан с омбудсменом – поток обращений увеличился в два раза. Усилился прокурорский надзор за защитой конституционных прав", – сообщил глава государства.

По его словам, новые широкие возможности правозащитной системы закономерно приводят к росту обращений и жалоб. Вскрываются копившиеся годами проблемы взаимодействия власти и граждан. Важно детально проанализировать эти вопросы, оценить эффективность используемых ресурсов и скорректировать работу, исходя из интересов общества.

Комиссия по вопросам защиты прав человека при президенте – главная экспертная площадка, консолидирующая потенциал госорганов и гражданских институтов.

Президент обозначил ряд приоритетных задач, стоящих перед системой защиты прав человека.

"ПЕРВОЕ. Правозащитным и правоохранительным структурам важно сосредоточиться на превентивных мерах.

Нужно проактивно работать по всем потенциально проблемным направлениям. Следует развивать инструменты прогноза и профилактики нарушений прав граждан. Во многом успешное решение этой задачи зависит от тесного взаимодействия с гражданским обществом.

Правозащитные институты должны консолидировать вокруг себя экспертов и специалистов неправительственных организаций. На вашей площадке должен развиваться открытый диалог с правозащитным сообществом. Сейчас наблюдается недостаток такого партнерства. Комиссии по правам человека при президенте нужно активно вовлекать различных экспертов в процессы оценки хода реформ.

Большое значение имеет взаимодействие с международными структурами, а также внедрение в казахстанскую практику индикаторов, используемых партнерами для оценки ситуации с правами человека в нашей стране. Важно усилить работу в этом направлении, задействовав все ресурсы членов комиссии".

"ВТОРОЕ. Требуется дальнейшее совершенствование деятельности Конституционного суда.

Граждане поднимают вопросы соответствия Конституции отдельных положений законов и других нормативных правовых актов. Это подчеркивает необходимость проведения правительством критического мониторинга законодательства. При этом по результатам правового мониторинга важно обеспечить учет и законодательное закрепление решений Конституционного суда.

Следует наладить тесное взаимодействие парламента с Конституционным судом. Пользуясь правом законодательной инициативы, депутаты мажилиса могут вносить изменения в нормативные правовые акты".

"ТРЕТЬЕ. Необходимо повысить эффективность работы омбудсмена и уполномоченных со специальным мандатом.

Важно наращивать потенциал их участия в процессах выработки государственных решений.

Кроме того, правительству и акимам необходимо включить представителей омбудсмена во все консультативные органы. Основная задача уполномоченных – настойчиво продвигать интересы граждан и защищать их права.

Национальная система защиты прав ребенка должна эффективно обеспечивать устранение рисков для детей и семьи. Для этого уполномоченный в данной сфере должен получить все возможности для консолидации общественных и государственных институтов.

Правительству нужно проработать вопросы дальнейшего развития института уполномоченного по правам ребенка, укрепления его инфраструктуры и статуса представительств на местах".

"Важно снизить функциональную зависимость представительств от акимов и усилить роль детского омбудсмена при назначении региональных уполномоченных по правам ребенка.

Был создан институт уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения. Граждане с особыми потребностями должны не только пользоваться льготами, но и иметь возможность активно участвовать в жизни общества.

К примеру, в Астане построили подземный пешеходный переход без условий для людей с ограниченными возможностями. Это абсолютно недопустимо.

Уполномоченным разработаны проекты по развитию инфраструктуры для их социальной адаптации. Правительству нужно изучить возможность их поддержки и реализации в ближайшее время. Следует законодательно закрепить статус уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения. Уполномоченному по защите прав предпринимателей отводится важная роль в улучшении бизнес-климата в нашей стране".

"ЧЕТВЕРТОЕ. Необходимо обеспечить безукоризненную работу судебной и правоохранительной систем.

Статистика показывает рост недовольства граждан решениями судов, надзорных и правоохранных структур. Люди не могут добиться справедливости в уполномоченных органах и вынуждены обращаться в администрацию президента. Поток жалоб всегда увеличивается.

Анализ поступивших обращений показывает, что больше всего люди жалуются на суды, полицию и прокуратуру. Это огромная проблема, которая должна решаться с вашим непосредственным участием.

Никто не вправе препятствовать работе уполномоченных. прокуратура, правительство и акимы должны оказать необходимое содействие, чтобы снять этот вопрос с повестки".

"ПЯТОЕ. Нужно повышать правовую грамотность граждан и расширять информационное присутствие правозащитных институтов.

В современных условиях возрастает значение правовой пропаганды и правового воспитания граждан. Важно задействовать потенциал всех правозащитных институтов с вовлечением широкого круга экспертов.

Вы должны постоянно задавать повестку в публичном поле. Зачастую социальное напряжение и иждивенческие настроения распространяются именно из-за правовой неграмотности.

Многие люди не умеют отстаивать свои интересы в правовом поле, пользоваться существующими инструментами. Большинство нарушений прав и свобод граждан происходит на периферии, где ограничен доступ к информационным ресурсам и юридической помощи".

"Проблемы жителей села поднимаются чаще других в структуре обращений – это вопросы землепользования, распределения пастбищ, доступности и качества инфраструктуры. Ваши усилия по правовой пропаганде должны последовательно сокращать разрыв в возможностях жителей села и города.

Эффективными площадками для повышения правовой грамотности в регионах могут выступить представительства омбудсмена. Местные сообщества должны получать подробную информацию о работе по защите прав граждан.

Необходимо, чтобы люди могли видеть и оценивать конкретные результаты принимаемых мер. Это приоритетная задача. Выстроенная в Казахстане система уполномоченных должна полностью оправдывать свое назначение. Это работа является важной частью процесса строительства "справедливого Казахстана", – резюмировал президент.

Читайте по теме:

В Казахстане появился омбудсмен по правам социально уязвимых категорий населения
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться