"Конституционный суд будет являться органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории нашей страны. А судьи Конституционного суда будут являться лицами, занимающими ответственную государственную должность, статус которых определяется Конституцией", – сказал он.
Учитывая высокий статус судей Конституционного суда, в законодательство предлагается ввести нормы по их материальному и социальному обеспечению. В частности, предлагается ввести институт отставки судей Конституционного суда по аналогии с Конституционным законом о судебной системе.
"Вместе с тем определяются компетенция Конституционного суда и организационные формы ее осуществления. Так, к компетенции Конституционного суда отнесено рассмотрение вопросов правильности проведения выборов, рассмотрение принятых парламентом законов и международных договоров на их соответствие КР, а также дача официального толкования норм Конституции. То есть все действующие функции Конституционного совета переданы Конституционному суду", – пояснил министр.
При этом самое важное, в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию, Конституционный суд по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы.
Также право обращения в Конституционный суд получат генеральный прокурор и уполномоченный по правам человека.
"Хотелось бы уделить особое внимание статье 46 проекта Конституционного закона, в которой предлагается установить критерии допустимости обращений граждан. Так, предлагается установить, что обращение гражданина допустимо, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием лица и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу. Установление данной нормы необходимо прежде всего для реализации нормы Конституции о том, что Конституционный суд по обращениям граждан проверяет нормативные правовые акты, исключительно затрагивающие их права и свободы", – считает Мусин.
При этом законопроектом предлагается установить два исключения из общего правила.
"Первое – установить, что Конституционный суд вправе принять обращение гражданина к своему производству без апелляционного обжалования судебного акта, если официальное разъяснение оспариваемого нормативного правового акта, данное в нормативных постановлениях Верховного суда, свидетельствует о том, что иное применение нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав гражданина", – пояснил он.
По второму исключению, по его словам, обращение будет допустимым, если предварительное обращение лица в суд не приведет к иному применению закона, непосредственно затрагивающего права и свободы, закрепленные Конституцией, ввиду императивности соответствующих положений закона.
"Полагаем, что такой подход позволит полноценно осуществлять производство по обращениям граждан. В целом процедура рассмотрения обращений Конституционным судом кардинально отличается от порядка судопроизводства в общих судах", – уточнил министр.
Так, порядок рассмотрения обращений Конституционным судом будет включать в себя пять этапов.
Первый – предварительное рассмотрение обращений Аппаратом Конституционного суда. Второй – принятие обращения к конституционному производству. Третий – подготовка материалов для рассмотрения обращения на заседании Конституционного суда. Четвертый – проведение заседания по рассмотрению обращения. И последний этап – принятие окончательного решения.
Отметим, что мажилис принял все эти предложения к законопроекту "О Конституционном суде Республики Казахстан" в первом чтении.