Суррогатное мнение

1523

Социология, как зеркальная реальность происходящего.

Суррогатное мнение

Можно ли говорить о мнении казахстанцев по тому или иному вопросу, если опрошено лишь 17 тыс. человек? Эксперты говорят, чтобы узнать вкус супа, вовсе не обязательно съедать всю кастрюлю. Но, возможно, не всегда проведенные социологические опросы показывают реальную картину, ведь респонденты в силу разных причин могут действовать по принципу отрицания и неуклюжей попытки скрыть реальное состояние дел.

Напомним, по заказу комитета по защите прав потребителей с июля 2020 года среди населения проводилось онлайн социологическое исследование по двум основным направлениям.

Первое – определяло уровень удовлетворенности населения теми или иными видами услуг.

Второе – определяло уровень правовой грамотности населения страны в сфере защиты прав потребителей.

Мы поедем, мы помчимся на оленях…

Первая партия вопросов опроса коснулась всех видов транспорта. Опрос показал, что большинство респондентов удовлетворены обслуживанием воздушным транспортом – 41,8%. Вариант ответа "не пользовался или затрудняюсь ответить" выбрали 34,4%. Лишь 23,8% жителей оказались в числе недовольных. Это жители Актюбинской области – 33,9%, Алматы – 32,0% и Западно-Казахстанской области – 30,9%.

Что касается работы железнодорожного транспорта, то почти половина респондентов оказались благосклонны к данной сфере услуг – 46,1%. Это жители Павлодарской – 56,0%, Северо-Казахстанской и Костанайской областей – 52,6%. Недовольными работой ж/д транспорта оказались жители Шымкента – 51,4%, Алматы – 50.3% и Алматинской области – 48,8%.

Любопытно, что большинство респондентов – 48,6% – оказались вполне довольны качеством обслуживания в таких сферах обслуживания, как междугородный и автомобильный транспорт, в том числе такси.

Несмотря на то, что работа городского общественного транспорта чаще всего вызывает нарекания, проведенный соцопрос показал, что основная часть страны готова довольствоваться тем, что есть. А это 40,6%. Среди тех, кто не стал критиковать работу общественного транспорта: жители Карагандинской обл. – 59,9%, СКО – 58,2% и Туркестанской области – 57,0%.  А вот жители ВКО – 54,0%, Шымкента – 52,8% и Алматы – 49,0% не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Люди отмечали одни и те же проблемы: перегруженность, чистота транспорта и прочее.

Умный в гору не пойдет

Тема туризма в уходящем году была одной из самых болезненных: ни выехать, ни даже на речке искупаться. Наверное, поэтому 42,9% опрошенных казахстанцев затруднились дать оценку работы данной сферы услуг.

Те же, у кого еще свежи воспоминания об отдыхе, дали удовлетворительную оценку, таких оказалось 37,4%. Среди них жители Павлодарской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей. Оставшиеся 19,7%, судя по всему, имели негативный опыт – это жители Алматы, Шымкента и Карагандинской области.

Основная проблема, с которой столкнулись те, кто хотел отдохнуть за пределами страны, – отказ возврата денег за не оказанные услуги. Имелись также случаи нарушения условий перевозки и размещения. Часть респондентов столкнулись с такой проблемой, как навязывание дополнительных услуг туроператорами.  

Электроника

Согласно данным Finprom.kz, за последний год объем обналиченных средств в стране увеличился всего на 4,3%, что является самым низким показателем за последние пять лет.

Удельный вес снятия наличных денег с платежных карт от общего оборота по карточкам за январь-ноябрь 2020 года составил 33,3%, годом ранее на долю обналичивания средств приходилось более половины объема, а пять лет назад – почти 90%. Это означает одно: электронная торговля набирает обороты, а наличные купюры остаются в прошлом.

Большинство респондентов опроса – 43,7% – удовлетворены качеством предоставляемых услуг в сфере электронной торговли. Чуть больше 30% казахстанцев все еще пользуются наличными деньгами.

Более половины опрошенных довольны услугами мобильной связи. 35,9% респондентов имеют противоположное мнение, и 12,3% жителей не смогли дать конкретного ответа.

В целом казахстанцы недовольны расхождениями, между обещанной скорости интернета и фактической. Как тут не вспомнить, сельских студентов, находящихся на дистанционном обучении и вынужденных взбираться на самые высокие точки населенных пунктов, чтобы поймать сигнал интернета. Кстати, напомним, еще в октябре 2020 года, в сенате министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин держал ответ, почему в Казахстане слабая скорость Интернета.

"Этому есть несколько причин. Во-первых, у нас нет жестких законодательных требований по качеству Интернета. Во-вторых, 90% сетей телекоммуникаций основаны на радиорелейной линии и по воздушным каналам связи. Кроме этого, установлены низкие штрафы на услуги телекоммуникационных операторов – 100 МРП. Это означает, что операторы получают радиочастоты и не используют их для обслуживания", – объяснил тогда министр. 

К слову, был создан официальный сайт bailanys.bar, куда можно пожаловаться на плохую работу Интернета.  

…А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо

Если анализировать информацию, проходившую в течение года в СМИ, то по идее, больше всего в данной сфере претензий было к работе КСК. К примеру, практически все 1266 многоэтажных домов Павлодара объединены в 527 КСК.

Однако согласно полученным в ходе опроса данным, большинство респондентов, а это 44,6%, удовлетворены работой КСК. Вариант ответа "не удовлетворен" выбрали 29,7% респондентов. Не пользуются данными услугами 25,7% респондентов.

Что касается поставкок электроэнергии, то тут показатель еще выше – 57,5% респондентов довольны работой обслуживающих организаций. Недовольные же проживают в Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях и Алматы.

Оказывается, хорошо обстоят дела и с поставкой воды – 56,7% опрошенных дали удовлетворительную оценку. Как это ни странно, среди них и жители Павлодарской области, которая в "хвосте" по доступности к центральному водопроводу в сельской местности. Тех, кто не удовлетворен поставкой воды, больше всего проживает в Заподно-Казахстанской обл. – 43,3%, Костанайской обл. – 42,4% и Актюбинской обл. – 40,2%.

Все хорошо в стране и с поставкой газа, видимо там, где он имеется. Во всяком случае, 59,8% респондентов удовлетворены качеством его поставок. Жалобы есть лишь у жителей Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областей и столицы.

Примерно такая же картина и по поставкам тепла – положительный ответ дали 61,9% опрошенных.

Медицина и образование не на высоте

Самый высокий показатель неудовлетворенности, имеет отрасль "медицинские услуги". Причем потребитель недоволен работой скорой помощи не только в государственных клиниках, но и в частных, хотя последние обслуживают людей на платной основе. Вариант ответа "не удовлетворен" выбрали 45,9% респондентов. Также отмечена некомпетентность персонала в государственных и частных клиниках и некачественные лекарства.

Не очень высокого мнения опрошенные жители страны и предоставляемыми им образовательными услугам. Респонденты указывали на некомпетентность персонала в государственных и частных учреждениях и нехватку специалистов.

В услугах "интернет-провайдеров", жители не довольны расхождением в обещанной скорости интернета от услугодателя и фактической ситуацией.

Как за себя постоять

Что касается второго этапа опроса об уровне правовой грамотности населения, то большинство респондентов (64%) положительно оценили текущую ситуацию с соблюдением и защитой прав потребителей в Казахстане.

Значительная часть респондентов – 67,5%, считает, что в минувшем году в сфере государственного регулирования защиты прав потребителей стало лучше. Впрочем, не исключен вариант, что среди респондентов большинство тех, кто не сталкивался с нарушением своих прав как потребителя или не расценил их как таковые.

Более 80% респондентов знакомы с Законом РК "О защите прав потребителей". Можно предположить, что, скорее всего, казахстанцы имеют лишь поверхностные данные, о том, что товар подлежит возврату и обмену в определенные сроки и прочее. Тем не менее наблюдается повышение уровня знаний населения. Более половины респондентов знают, что нужно обратиться в уполномоченные органы по защите прав потребителей, к услугам юристов, медиаторов в неправительственные организации, если их права в этой сфере нарушены.

Почти 95% респондентов верят, что их права в суде будут защищены, но при этом на практике большинство из них с этим не сталкивалось.

Также респонденты акцентировали свое внимание на три основных пункта, которые, по их мнению, максимально эффективно приведут к улучшению ситуации в сфере защиты прав потребителей: ужесточение наказания, усиление государственного контроля и уменьшение затраченного времени на процедуры защиты своих прав.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться