/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Как развивается гостиничный бизнес в регионах и какую роль в этом играет нефтегазовый сектор?  

18:53 10 Октябрь 2017 14798

Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Автор:

Фото: Мария Матвиенко

Об этом и многом другом abctv.kz поговорил с финансовым директором группы компаний Chagala Светланой Мендеш. 

– Светлана, как Вы оцениваете развитие гостиничного бизнеса в Казахстане?

– Данный сектор экономики, так же как и другие, подвергается сейчас влиянию мирового кризиса. Снижение покупательской способности и уменьшение объемов инвестиций в страну напрямую отражается на операционной деятельности гостиниц. В целом нынешняя неопределенная ситуация на рынке не дает возможности точно прогнозировать дальнейшее развитие отрасли.

Но, на мой взгляд, гостиничный бизнес Казахстана развивается неравномерно. Если говорить об Астане, то стоит отметить высокий уровень развития. Здесь пятизвездочные отели могут на равных конкурировать с отелями такого класса на Западе, а завершившаяся в сентябре выставка Expo 2017 стала самым мощным драйвером для развития рынка недвижимости в столице. Другой вопрос, как отрасль будет работать теперь без такого мощного потока туристов. Мы узнаем об этом в ближайшие два-три года.

В Алматы же достаточно сбалансированное предложение на гостиничные услуги. Тем не менее, отели премиального класса остаются лидерами, как по своему количеству, так и по номерному фонду.

В регионах ситуация несколько иная. Поскольку Chagala ведет свою деятельность сразу в трех областях Западного Казахстана, мы сразу видим, как сильно рынки отличаются друг от друга. Например, в Уральске все еще нет «пятерок», да и международные сети не торопятся покорять этот регион ввиду недостаточного развития городской инфраструктуры. В Актау же, наоборот, несмотря на перенасыщение объектов премиального размещения, продолжают открываться четырех- и пятизвездочные отели. Что касается Атырау, развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от проектов на месторождениях Кашаган и Тенгиз.

– Выставка «Экспо», проходившая в Астане, как-то отразилась на гостиничном бизнесе в регионах?

– Нет, мы не увидели роста показателей в связи с выставкой. Мне кажется, эффект был заметен в основном в Астане. Тем не менее, на мой взгляд, проведение таких мероприятий, пусть не сию секунду, но в долгосрочной перспективе, поспособствует развитию бизнеса и в регионах. С учетом того, что такие мероприятия вносят Казахстан в список стран, интересных для посещения, это, безусловно, способствует развитию отрасли. 

– Какова специфика гостиничного бизнеса в Западном Казахстане? 

– Chagala работает на рынке Западного Казахстана уже более 20 лет. За это время специфика региона не поменялась. Практически все корпоративные клиенты нашей сети отелей – это крупнейшие нефтегазовые консорциумы, их подрядчики и другие сервисные компании. Бизнес в Каспийском регионе очень сильно зависит от проектов консорциумов, что дает нам возможность четко определить портрет среднестатистического гостя отеля. Другой спецификой является то, что не каждая гостиница может удовлетворить высокие требования компаний-клиентов и соблюдать все политики и стандарты по технике безопасности. Это значительно сужает список отелей при выборе проживания.

– Каковы же требования таких клиентов и кто он – среднестатистический гость ваших отелей?

– Это прежде всего сотрудник компании, работающей в области разработки нефтегазовых проектов страны. Он ищет эффективное сочетание цены и качества, ему необходим комфорт, безопасность и возможность почувствовать себя дома, даже за тысячи километров от семьи и родных. Но мне вот что хочется отметить: если раньше более 90% наших гостей были заняты в нефтегазовой отрасли, то сейчас картина постепенно меняется, около 30% наших гостей сегодня – это представители банковского, фармацевтического, FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса. – Прим. авт.) секторов, представители консалтинговых компаний, а также группы туристов, изучающих регион и Шелковый путь. 

– К сожалению, многие отели не имеют своей постоянной клиентуры и продолжают зависеть от хаотичного турпотока в страну. Что Вы думаете по этому поводу?

– Гостиничный бизнес действительно напрямую зависит от развития туристской отрасли. Несмотря на то, что у Казахстана огромный потенциал для развития международного и регионального туризма, в стране процветает исключительно деловой туризм.

Сейчас большинство путешественников – это командированные бизнесмены или корпоративные группы, которые легче относятся к более высокой стоимости номеров и дорогим блюдам в гостиничных ресторанах, нежели обычные туристы. И это во многом определяет специфику казахстанского гостиничного бизнеса на данный момент.

Развитие туристского потенциала страны, безусловно, способно повлиять на стимулирование развития смежных с туризмом отраслей, в том числе гостиничного сектора, а также на увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

– Сейчас в туристических кругах стали много говорить о таком новомодном направлении, как MICE-туризм. По-Вашему, возможно ли развивать данное направление в регионах?

– На мой взгляд, MICE-туризм в основном привязан к двум крупным городам Казахстана – Астане и Алматы. В этих городах возможно прогнозирование потока MICE-туристов в связи с тем, что уже есть список крупных мероприятий, проводимых из года в год и планируемых заранее. Кроме того, эти два города чаще всего выбираются в качестве мест проведения мероприятий, организуемых крупными компаниями Казахстана. А вот в регионах MICE-туризм пока все еще носит спонтанный характер и не позволяет отелям четко прогнозировать поток туристов данного сектора. Поэтому на региональном уровне MICE-туризм пока не является ориентиром для местных отелей.

– Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы ускорить темпы развития гостиничного бизнеса?

– Как я отметила ранее, рыночные показатели гостиничного бизнеса варьируются в зависимости от региона, поэтому действия следует предпринимать точечно. Но в целом, я считаю, нужно определить параметры, объемы и этапы затрат для выравнивания гостиничного сектора с мировыми тенденциями формирования рынка услуг гостеприимства и туризма. А поскольку лидирующие позиции в данной отрасли занимают главные города страны, то нужно искать пути внедрения стандартов в региональную практику. На мой взгляд, одним из основных шагов является создание условий для постоянного повышения квалификации гостиничного персонала и укрепления лояльности к работе в данной отрасли.

– Если говорить о качестве менеджмента и сервиса в гостиничном секторе страны, как, по-Вашему, есть прогресс?

– Определенно, есть. Сейчас, во времена турбулентности и неопределенности, как никогда повышается уровень конкуренции между игроками рынка, где особое значение уделяется качеству предоставляемых услуг. Происходит поиск новых концепций ведения гостиничного бизнеса и усовершенствование систем управления отелями. При этом международные сети известных брендов задают стандарты, которые адаптируются нашими гостиницами, для того чтобы выдерживать конкуренцию.

– С какими сложностями чаще сталкивается гостиничный сектор при запуске нового проекта?

– Все зависит от самого проекта, будет ли это строительство гостиницы с нуля или управление уже существующим зданием. Так, при строительстве в настоящее время гостиничный сектор сталкивается в основном с финансовыми трудностями. Ввиду специфики бизнеса, необходимости значительных инвестиций и долгого срока окупаемости проектов, который может составлять порядка пяти-десяти лет, достаточно трудно найти партнеров для финансирования. Многие инвесторы заинтересованы в «быстрых» проектах с коротким сроком возврата вложенных инвестиций. Требования финансовых институтов, осуществляющих финансирование долгосрочных проектов, достаточно высоки к уровню залогового обеспечения и оформлению юридической документации, что могут позволить себе не все компании, желающие запустить новые проекты.

– Что помогает компании достойно выдерживать конкуренцию на казахстанском рынке?

– Я бы сказала, что нам удается успешно удерживать лидерские позиции благодаря четкому следованию нашей миссии. Мы стремимся создать максимально комфортные условия для наших клиентов по разумной цене. Пожалуй, это сочетание уникального предложения, активной стратегии продаж, высокого уровня сервиса и построение долгосрочных партнерских отношений с нашими клиентами. Мы совершенствуем операционные стандарты, создаем благоприятную рабочую атмосферу для нашего персонала и регулярно проводим тренинги для сотрудников в целях повышения квалификации.

Алина Альбекова

ЧП официально признано форс-мажором

Однако действующие ограничительные меры фактически также являются обстоятельствами непреодолимой силы. Справки о наступлении форс-мажора выдаются и сегодня. 

08 Июль 2020 10:40 4894

ЧП официально признано форс-мажором

Чрезвычайное положение в Казахстане официально признано форс-мажором. Соответствующий закон РК подписал глава государства. Однако в текущих условиях, когда в стране не действует ЧП, но приняты ограничительные меры для бизнеса, необходимость в справках о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы у предпринимателей имеется. В этой связи документ при локдауне также выдается и сегодня. Об этом на своей странице в сети «Фейсбук» сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов.

Он уточнил, что Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» пункт первый статьи 359 Гражданского кодекса РК дополнен словами «чрезвычайное положение».

Теперь норма выглядит следующим образом: «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, #чрезвычайноеположение и тому подобное). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг».

«Конечно, ЧП отнесено к форс-мажору несвоевременно. Режим ЧП прекращен почти два месяца назад, а закон только подписан. То, что ЧП является обстоятельством непреодолимой силы, бесспорно, факт общеизвестный. Однако для результативных переговоров с контрагентами, банком или заказчиком госзакупок необходимо официальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств», – написал Рустам Журсунов.

По его мнению, важно акцентировать внимание на том, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает стороны от исполнения обязательств (поставки товара, оказания услуги, оплаты аренды и так далее). Стороны могут рассчитывать лишь на разумную отсрочку его исполнения и на освобождение от штрафных санкций за несвоевременное исполнение.

«В принятом законе, на мой взгляд, есть одна важная деталь. К форс-мажору отнесено только ЧП, а вместе с тем многие виды предпринимательской деятельности по-прежнему под запретом либо работают с существенными ограничениями. Введенный в стране минимум на два недели локдаун – это, по сути, тот же режим ЧП. Да, более либеральный режим, без блокпостов, но сути это не меняет. Кинотеатры не работают, той-бизнес под запретом, образовательные центры вновь закрылись и так далее. Поэтому мы, как и раньше, будем выдавать справки о наступлении форс-мажорных обстоятельств в упрощенном режиме», – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

С введения режима ЧП Внешнеторговая палата Казахстана (дочерняя организация НПП «Атамекен»), осуществляющая свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, перешла на усиленный режим работы.

«Мы сократили срок экспертизы заявок предпринимателей с 15 до пяти дней, перешли на удаленный формат – всю документацию рассматривали в электронном виде и проделали большую работу. С 16 марта по сегодняшний день нами выдано более 4800 справок о наступлении форс-мажорных обстоятельств», – сообщил Рустам Журсунов.

Если говорить о структуре обращений, то 31% всех заявок касался вопросов аренды недвижимости, 16% – нарушений обязательств по различным гражданско-правовым сделкам, 12% – поставка товара, 8% – договоры госзакупок (и других регулируемых закупок), 7% заявок поступило от организаций сферы туризма, 6% – кредиты в банках второго уровня, 5% – заявки по внешнеэкономическим контрактам, 3% – образовательные услуги, 2% – кредиты в финансовых институтах системы «КазАгро», 2% – различные вопросы сферы общественного питания и другие.

«Структура заявок отражает общий кризисный тренд в экономике, и мы видим, что обращения предпринимателей о свидетельствовании наступления форс-мажора продолжают поступать. И, хотя в целом динамика спала, бизнес по-прежнему испытывает стресс, обращения идут. Объявленный в стране локдаун при всей своей необходимости усугубляет ситуацию», – заключил бизнес-омбудсмен.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1523

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!