/img/tv1.svg
RU KZ
Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Как развивается гостиничный бизнес в регионах и какую роль в этом играет нефтегазовый сектор?  

18:53 10 Октябрь 2017 17241

Светлана Мендеш: «Большинство путешественников – это командированные бизнесмены»

Автор:

Фото: Мария Матвиенко

Об этом и многом другом abctv.kz поговорил с финансовым директором группы компаний Chagala Светланой Мендеш. 

– Светлана, как Вы оцениваете развитие гостиничного бизнеса в Казахстане?

– Данный сектор экономики, так же как и другие, подвергается сейчас влиянию мирового кризиса. Снижение покупательской способности и уменьшение объемов инвестиций в страну напрямую отражается на операционной деятельности гостиниц. В целом нынешняя неопределенная ситуация на рынке не дает возможности точно прогнозировать дальнейшее развитие отрасли.

Но, на мой взгляд, гостиничный бизнес Казахстана развивается неравномерно. Если говорить об Астане, то стоит отметить высокий уровень развития. Здесь пятизвездочные отели могут на равных конкурировать с отелями такого класса на Западе, а завершившаяся в сентябре выставка Expo 2017 стала самым мощным драйвером для развития рынка недвижимости в столице. Другой вопрос, как отрасль будет работать теперь без такого мощного потока туристов. Мы узнаем об этом в ближайшие два-три года.

В Алматы же достаточно сбалансированное предложение на гостиничные услуги. Тем не менее, отели премиального класса остаются лидерами, как по своему количеству, так и по номерному фонду.

В регионах ситуация несколько иная. Поскольку Chagala ведет свою деятельность сразу в трех областях Западного Казахстана, мы сразу видим, как сильно рынки отличаются друг от друга. Например, в Уральске все еще нет «пятерок», да и международные сети не торопятся покорять этот регион ввиду недостаточного развития городской инфраструктуры. В Актау же, наоборот, несмотря на перенасыщение объектов премиального размещения, продолжают открываться четырех- и пятизвездочные отели. Что касается Атырау, развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от проектов на месторождениях Кашаган и Тенгиз.

– Выставка «Экспо», проходившая в Астане, как-то отразилась на гостиничном бизнесе в регионах?

– Нет, мы не увидели роста показателей в связи с выставкой. Мне кажется, эффект был заметен в основном в Астане. Тем не менее, на мой взгляд, проведение таких мероприятий, пусть не сию секунду, но в долгосрочной перспективе, поспособствует развитию бизнеса и в регионах. С учетом того, что такие мероприятия вносят Казахстан в список стран, интересных для посещения, это, безусловно, способствует развитию отрасли. 

– Какова специфика гостиничного бизнеса в Западном Казахстане? 

– Chagala работает на рынке Западного Казахстана уже более 20 лет. За это время специфика региона не поменялась. Практически все корпоративные клиенты нашей сети отелей – это крупнейшие нефтегазовые консорциумы, их подрядчики и другие сервисные компании. Бизнес в Каспийском регионе очень сильно зависит от проектов консорциумов, что дает нам возможность четко определить портрет среднестатистического гостя отеля. Другой спецификой является то, что не каждая гостиница может удовлетворить высокие требования компаний-клиентов и соблюдать все политики и стандарты по технике безопасности. Это значительно сужает список отелей при выборе проживания.

– Каковы же требования таких клиентов и кто он – среднестатистический гость ваших отелей?

– Это прежде всего сотрудник компании, работающей в области разработки нефтегазовых проектов страны. Он ищет эффективное сочетание цены и качества, ему необходим комфорт, безопасность и возможность почувствовать себя дома, даже за тысячи километров от семьи и родных. Но мне вот что хочется отметить: если раньше более 90% наших гостей были заняты в нефтегазовой отрасли, то сейчас картина постепенно меняется, около 30% наших гостей сегодня – это представители банковского, фармацевтического, FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса. – Прим. авт.) секторов, представители консалтинговых компаний, а также группы туристов, изучающих регион и Шелковый путь. 

– К сожалению, многие отели не имеют своей постоянной клиентуры и продолжают зависеть от хаотичного турпотока в страну. Что Вы думаете по этому поводу?

– Гостиничный бизнес действительно напрямую зависит от развития туристской отрасли. Несмотря на то, что у Казахстана огромный потенциал для развития международного и регионального туризма, в стране процветает исключительно деловой туризм.

Сейчас большинство путешественников – это командированные бизнесмены или корпоративные группы, которые легче относятся к более высокой стоимости номеров и дорогим блюдам в гостиничных ресторанах, нежели обычные туристы. И это во многом определяет специфику казахстанского гостиничного бизнеса на данный момент.

Развитие туристского потенциала страны, безусловно, способно повлиять на стимулирование развития смежных с туризмом отраслей, в том числе гостиничного сектора, а также на увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

– Сейчас в туристических кругах стали много говорить о таком новомодном направлении, как MICE-туризм. По-Вашему, возможно ли развивать данное направление в регионах?

– На мой взгляд, MICE-туризм в основном привязан к двум крупным городам Казахстана – Астане и Алматы. В этих городах возможно прогнозирование потока MICE-туристов в связи с тем, что уже есть список крупных мероприятий, проводимых из года в год и планируемых заранее. Кроме того, эти два города чаще всего выбираются в качестве мест проведения мероприятий, организуемых крупными компаниями Казахстана. А вот в регионах MICE-туризм пока все еще носит спонтанный характер и не позволяет отелям четко прогнозировать поток туристов данного сектора. Поэтому на региональном уровне MICE-туризм пока не является ориентиром для местных отелей.

– Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы ускорить темпы развития гостиничного бизнеса?

– Как я отметила ранее, рыночные показатели гостиничного бизнеса варьируются в зависимости от региона, поэтому действия следует предпринимать точечно. Но в целом, я считаю, нужно определить параметры, объемы и этапы затрат для выравнивания гостиничного сектора с мировыми тенденциями формирования рынка услуг гостеприимства и туризма. А поскольку лидирующие позиции в данной отрасли занимают главные города страны, то нужно искать пути внедрения стандартов в региональную практику. На мой взгляд, одним из основных шагов является создание условий для постоянного повышения квалификации гостиничного персонала и укрепления лояльности к работе в данной отрасли.

– Если говорить о качестве менеджмента и сервиса в гостиничном секторе страны, как, по-Вашему, есть прогресс?

– Определенно, есть. Сейчас, во времена турбулентности и неопределенности, как никогда повышается уровень конкуренции между игроками рынка, где особое значение уделяется качеству предоставляемых услуг. Происходит поиск новых концепций ведения гостиничного бизнеса и усовершенствование систем управления отелями. При этом международные сети известных брендов задают стандарты, которые адаптируются нашими гостиницами, для того чтобы выдерживать конкуренцию.

– С какими сложностями чаще сталкивается гостиничный сектор при запуске нового проекта?

– Все зависит от самого проекта, будет ли это строительство гостиницы с нуля или управление уже существующим зданием. Так, при строительстве в настоящее время гостиничный сектор сталкивается в основном с финансовыми трудностями. Ввиду специфики бизнеса, необходимости значительных инвестиций и долгого срока окупаемости проектов, который может составлять порядка пяти-десяти лет, достаточно трудно найти партнеров для финансирования. Многие инвесторы заинтересованы в «быстрых» проектах с коротким сроком возврата вложенных инвестиций. Требования финансовых институтов, осуществляющих финансирование долгосрочных проектов, достаточно высоки к уровню залогового обеспечения и оформлению юридической документации, что могут позволить себе не все компании, желающие запустить новые проекты.

– Что помогает компании достойно выдерживать конкуренцию на казахстанском рынке?

– Я бы сказала, что нам удается успешно удерживать лидерские позиции благодаря четкому следованию нашей миссии. Мы стремимся создать максимально комфортные условия для наших клиентов по разумной цене. Пожалуй, это сочетание уникального предложения, активной стратегии продаж, высокого уровня сервиса и построение долгосрочных партнерских отношений с нашими клиентами. Мы совершенствуем операционные стандарты, создаем благоприятную рабочую атмосферу для нашего персонала и регулярно проводим тренинги для сотрудников в целях повышения квалификации.

Алина Альбекова

Тимур Кулибаев: Наша задача – направить меры господдержки на восстановление пострадавших секторов предпринимательства

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.  

22 Сентябрь 2020 14:14 262

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.

Во встречах приняли участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана. Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопросы налогообложения и защиты собственного рынка и др.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным», – подчеркнул председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Предприниматели из разных регионов Казахстана озвучили проблемные вопросы, которые препятствуют восстановлению бизнеса.

Директор ТЦ CITY Shopping Center Николай Чабаненко из Актюбинской области:

«На сегодняшний день растет напряженность среди арендаторов торговых домов, так как на 40% сократилось время работы. Растет недовольство, потому как проходит сезон торговли товарами, закупленными и не реализованными весенними товарами. На закуп зимних товаров нет оборотных средств у арендаторов. На сегодняшний день в 135 торговых объектах заняты 8,5 тыс. торгующих. Просим рассмотреть вопрос разрешения работы для объектов торговли».

Также алматинские бизнесмены пожаловались, что отдельные виды бизнеса все еще остаются под запретом, при этом в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в период режима ЧП и карантина не включены столовые в школах, боулинги, компьютерные клубы и др.

ОКЭД указанных видов деятельности не включены в число наиболее пострадавших отраслей экономики (Постановление правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»).

Следовательно, данные отрасли экономики не получили льготы от государства в виде освобождения от налогов и социальных платежей в фонд оплаты труда.

«Предприниматели не могут работать, а значит, выплачивать заработную плату и оплачивать обязательные платежи, в том числе и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. В связи с чем заболевшие сотрудники, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск, не могут получить медицинскую помощь из-за отсутствия платежей в данный фонд во время приостановления деятельности предприятия. Им предлагают оплачивать все медицинские услуги самостоятельно, но у неработающих людей нет на это средств», – отметил генеральный директор ТОО Izo-Market KМ Константин Босиков (Алматы).

С существенными проблемами сталкиваются предприниматели, специализирующиеся на пассажирских перевозках. 

«Перевозчики сегодня испытывают финансовые затруднения. Это связано с тем, что деятельность общественного транспорта тоже была приостановлена актами государственных органов, доходов нет. Предлагаем поддержать возможные меры: внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс для предоставления налоговых льгот в виде освобождения по налогу на транспортные средства», – отметила директор ТОО «Дана-Дель» Бахыткуль Токтыбаева (Жамбылская область).

Предприниматели подчеркивают, что ограничение по количеству посетителей практически остановило деятельность таких объектов общественного питания, как банкетные залы.

«Знаем, что общественное мнение разделилось по вопросу широкого развития услуг по проведению банкетов. Но дело в том, что данная категория предпринимателей на самом деле оказалась в безвыходном финансовом положении. Есть коллективы, обязательства по кредитам. Работать по своему направлению нельзя уже на протяжении полугода, дополнительный кредит на изменение вида деятельности уже не выдадут. Следует ожидать ареста имущества и выставления на продажу. Действующие антикризисные меры для данной категории предпринимателей недостаточны», – отметила руководитель Ассоциации предприятий общественного питания Ляна Турсынова.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» участвуют в разработке и дополнении плана дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях. В данный план включена отсрочка по налогам и социальным платежам для субъектов МСП до конца текущего года, норма по неначислению процентов по отсроченным кредитам субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства за период отсрочки, по освобождению до конца 2020 года субъектов МСП от платы за аренду объектов госимущества и имущества субъектов квазигоссектора.

Вопрос компенсации оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, будет вынесен на очередное заседание госкомиссии по восстановлению экономического роста. Также эксперты НПП «Атамекен» активно участвуют в рабочей группе по разработке условий по субсидированию процентной ставки, озвученной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в рамках послания от 1 сентября 2020 г.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом в мае 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО.  Вопросы, которые озвучил бизнес сегодня, будут решаться в таком же формате. Часть ваших предложений была включена коллегами в план дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, часть после анализа будет включена в ближайшее время», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 278

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram!