Свобода слова по-фински: как работают местные СМИ без отдельного закона

5011

В контексте обсуждения властями Казахстана законопроекта "О массмедиа" немаловажно рассказать о странах, где журналисты не отягощены отдельным законодательством.

Свобода слова по-фински: как работают местные СМИ без отдельного закона Фото: pixabay.com

В Казахстане активно обсуждают разрабатываемый Закон "О массмедиа", звучат различные мнения о том, какие нормы и положения он должен иметь. Однако есть страны, где нет специального закона о средствах массовой информации, передает inbusiness.kz.

Таким примером служит Финляндия, где работает совет по этике. Причем его заключения не имеют никаких последствий, кроме публичного решения данной организации. Однако для журналистов и главных редакторов этого достаточно.

Во время образовательного тура для прессы из Казахстана в Финляндию, организованного представительством Internews в нашей стране, мы познакомились с различными финскими организациями.

В целом взаимоотношения между обществом и властью говорят о высоком доверии граждан практически ко всем институтам власти. Так, к примеру, полиции и судам доверяют более 90% финнов, такое же высокое доверие имеют и средства массовой информации. Как объясняют сами финны, потеря этого самого доверия является пренеприятнейшим событием, поэтому как граждане, так и представители власти стремятся сохранить его.

Председатель финского совета по СМИ Ээро Хювенен на встрече с казахстанскими журналистами рассказал, что подобные советы по этике есть практически во всех странах Европейского союза. Только в шести из них нет подобного органа. В странах, в которых советы представлены, их отличает от финского совета по этике то, что они занимаются только печатными изданиями. Финский же совет по СМИ занимается всем медийным полем. Данный совет основали общественные некоммерческие организации и акционерные общества, причем последних гораздо больше. Если говорить о новостной прессе, то практически 100% изданий, выходящих в Финляндии, являются членами данного совета по этике – порядка 700 СМИ. Для страны с населением в 5,5 млн человек это довольно большое количество.

"У нас есть этические правила для журналистов: 35 различных правил. Наша задача, основываясь на эти правилах, интерпретировать, насколько та или иная медийная структура действует в соответствии с этими правилами. Также задача заключается в том, чтобы защищать права на свободу слова журналистов. Мы можем комментировать и выносить решения, касающиеся только тех средств массовой информации, которые являются нашими членами",  рассказывает председатель совета Ээро Хювенен.

Всего в совете 13 членов плюс председатель. Восемь из них представляют так или иначе средства массовой информации, пять представляют интересы зрителей, слушателей, то есть пользователей информации. Встречи проходят девять-десять раз в год. Кроме того, в офисе работают еще три человека, которые занимаются подготовкой к заседаниям.

"Часть решений я могу принимать самостоятельно, часть решений принимает собрание членов данного комитета. Мы рассматриваем любую жалобу, поступившую к нам. Любой человек может пожаловаться нам, что с его точки зрения правила журналистской этики не были соблюдены. Далее в процессе предварительного расследования мы запрашиваем комментарии у главного редактора СМИ, который является основным ответственным лицом. После этого мы выносим то или иное решение. Оно размещено на нашем ресурсе. После этого никаких наказаний не следует. Самое главное наказание – публичность данного решения",  продолжает спикер.

По его словам, независимо от того, какое решение было принято, многие ресурсы публикуют данную информацию. С новостной точки зрения совет является интересным источником информации. Как правило, в течение одного заседания, которое проходит на протяжении шести-семи часов, принимается несколько решений.

Таким образом, публика может видеть, что СМИ сами себя обязуют следовать данным правилам. По данным института Reuters при Оксфордском университете, который ежегодно публикует рейтинг доверия к СМИ, Финляндия в последние годы находится на первых местах. В целом в рейтинге принимают участие 46 стран, к примеру, в этом году Финляндия расположилась на первом месте.  

"Мы также задавали себе вопрос, с чем связано столь высокое доверие финнов к новостям. Естественно, это не та ситуация, которая была на протяжении последних 100 лет. Это результат очень серьезной работы, которую мы провели в последние годы. Прежде всего необходимо сказать, что для финского общества доверие  это достаточно распространенное ощущение. Люди доверяют друг другу и структурам общества. Общественные некоммерческие организации сыграли очень большую роль в том, чтобы этого достичь",  рассказывает Ээро Хювенен.

Он продолжает, что любая демократия подразумевает постоянную борьбу за влияние. С одной стороны, всегда имеется некоторая концентрация власти в лице правительства, например. Но, с другой стороны, нельзя забывать о третьем секторе – об общественных организациях, которые следят за тем, чтобы власть не переходила границы.

"Критичную роль в этом играет свобода слова. Имеется в виду, что есть объективная информация и у людей есть возможность ее получить. В двух кардинально противоположных случаях, если мы говорим об авторитарном обществе или системе диктатуры, так же точно, когда мы говорим о таких ситуациях, когда концентрации власти нет, и в том, и в другом случае повышается вероятность развала всей системы. В этом отношении принято считать, что баланс концентрации власти с одной стороны и контроля за этой властью с другой стороны должен постоянно сохраняться, не должно быть перевеса ни в одну, ни в другую сторону",  подчеркивает спикер. 

По его словам, когда в Финляндии говорят о доверии к СМИ, речь не идет вообще о слепом доверии ко всем СМИ, речь идет о том, какой из ресурсов преподносит информацию, наиболее близкую к действительности. Вся общественно-правовая система выстроена таким образом, что исходят не из страха быть наказанными за совершенные ошибки, а от важности исправить ошибки, если они были совершены.  

Возвращаясь непосредственно к работе совета по СМИ, он привел несколько примеров, которые нельзя назвать типичными, скорее, они являются исключением.

В первом примере в газете вышло фото президента с супругой и их маленьким сыном. Фотография была сделана во время соревнований. После ее опубликования президент пытался обжаловать эту ситуацию и заявил, что данную фотографию нельзя было опубликовать без согласования с родителями, так как на ней изображен маленький несовершеннолетний ребенок и это нарушение его прав о публичной информации. Как отмечает Ээро Хювенен, фотография повлекла за собой существенную реакцию, и связано это с тем, что до этого практически не было публичных снимков, где был бы запечатлен ребенок.

"В Финляндии нет так называемой культуры папарацци. Никто не охотится за президентом, чтобы сделать фото его ребенка. Поэтому публикация вызвала резонанс. Наш совет рассмотрел жалобу, которую подал президент, и вынес решение, что публикация этой фотографии не нарушила этических правил, потому что фотография была сделана в публичном месте во время публичных мероприятий. Поэтому каждый ресурс имеет право такие фотографии не только делать, но и публиковать",  объясняет глава совета.

К слову, подпись к фото звучит следующим образом: "Президентская семья в редкой ситуации: Ааро улыбается на трибуне стадиона". Ааро – имя мальчика.  

Следующий пример: экс-премьер-министр Санна Марин во время вечеринки (в то время она была действующим премьером). Как рассказывает Ээро Хювенен, после публикации данного материала совет по СМИ получил более 30 жалоб, причем разных точек зрения.

"Жалобы поступили на все крупные медиаресурсы. Причем не от самой Санны Марин, она не подавала, а от других людей. Совет решил, что граждане имеют право знать о том, как премьер-министр проводит свое время, с кем она встречается, с кем проводит время на вечеринках",  рассказал он.

К слову, в качестве председателя данного совета Ээро Хювенен работает последние четыре года, до этого долгое время работал в частных СМИ, в основном главным редактором. Председатель совета может избираться на два срока по пять лет, члены совета  на три года, но их замена не происходит одномоментно.

Читайте по теме:

Новый Закон "О масс-медиа": защищает или ограничивает права журналистов?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться