Свободные тарифы не улучшат бизнес-климат

9726

Правительство Казахстана откажется от регулирования цен естественных монополистов с 1 января 2017 года

Свободные тарифы не улучшат бизнес-климат

Правительство Казахстана откажется от регулирования цен естественных монополистов с 1 января 2017 года. Объясняется данный шаг заботой о бизнес-климате и необходимостью модернизации сетей.

Об отмене ценового регулирования 4 декабря заявил председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики Серик Жумангарин. Он уточнил, что с 1 января 2017 года ценовое регулирование отменяется с заменой на инструменты антимонопольного регулирования – то есть за ценовой сговор по-прежнему будут наказывать.

При этом целесообразность данного шага председатель антимонопольного комитета объяснил так: "Любое ценовое регулирование – это барьер для бизнеса. Для нормального развития экономики альтернативы развития конкуренции нет".

Рассматривая представленные аргументы, можно отметить, что отказ от ценового регулирования призван обеспечить приток инвестиций в инфраструктуру страны. Однако, на деле ситуация получается несколько иная. Взять, к примеру, энергетику, в частности, обеспечение притока инвестиций в электросети, как наиболее проблемный участок отрасли. Как отмечает антимонопольное ведомство, на протяжении многих лет в затратную часть казахстанских услугодателей не закладывались средства на модернизацию. Поэтому электросети сейчас изношены на 67%, теплосети – на 69%, а система водоснабжения – на 60%.

Действительно, сети надо ремонтировать. Иначе мы просто останемся без света и вынуждены будем нести еще большие расходы, связанные с перебоями электроподачи на работе и дома. На фоне постепенного перехода развитого мира на электромобили, спрос на услуги электрических сетей в ближайшие десятилетия, вероятно, будет достаточно большим. Кроме того, если будут строить новые и ремонтировать имеющиеся линии электропередач, то можно ожидать большой мультипликативный эффект для экономики. В Казахстане вполне можно выпускать столбы и провода.

В этой связи интересен опыт развитых стран, которые также решают данные проблемы. Например, по оценкам экспертов, странам Евросоюза требуется 100 млрд евро инвестиций в электросети до 2020 года. При этом авторы труда, посвященного электрической инфраструктуре ЕС, предлагают пять вариантов финансирования без учета тарифов. Среди них – выпуск электросетевыми компаниями дополнительных акций, снижение рисков данных компаний за счет совершенствования регулирования, что позволит привлечь больше заемных средств (повысить безопасный уровень заемных средств к собственным). Также предлагается изменить бизнес-модель электросетевых компаний в сторону больших рисков для реинвестирования прибыли. И, наконец, эксперты полагают, что инвесторы могут получать прибыль за счет строительства частных линий для использования их в периоды перегрузок или на обычной основе с гарантированными платежами.

В нашем случае такие варианты в публичном экспертном поле даже не обсуждались. В свою очередь, если рассматривать варианты с использованием тарифов, то, как отмечается в исследовании Европейской ассоциации электросетевых компаний Eurelectric, ключевым вопросом выступает не столько тариф, сколько его структура.

Так, рассматривая тарифы для домохозяйств и юридических лиц в различных странах ЕС по трем составляющим – стоимость производства электроэнергии, ее доставки и налогов (см. рис. 1), они отмечают, что в тарифе рядовых потребителей доля электросетевых компаний составляет от 20% до 50%. В отношении юридических лиц данный показатель меньше – он начинается примерно с 10%.

Рисунок 1. Структура тарифа для населения и юридических лиц стран ЕС

Источник: Network tariff structure for a smart energy System, Union of the Electricity Industry – EURELECTRIC, май 2013 г.

Отказываясь от ценового регулирования, наше государство надеется, что рыночные игроки сами придут к разумному тарифу, с долей электросетевых компаний ближе к 50%. Однако, опыт 90-х годов и статистика оттока капитала из страны подсказывает, что ситуация, вероятно, будет куда печальней. Стоящие во главе цепочки электрогенерирующие компании установят свои цены, электросетевые компании прибавят свою наценку. А клиенты… просто не будут платить или резко возрастут случаи мошенничества, в основном со стороны населения и представителей малого бизнеса. Вновь найдутся умельцы, которые могут заставить счетчик повернуть вспять.

Крупный бизнес, в отличие от малого, может выбрать иной путь – например, учредить собственные электросетевые или даже генерирующие компании. Поэтому электросетевые компании будут вынуждены сократить свою наценку, и никакой модернизации сетей не произойдет. Только мы, рядовые потребители, будем жить с более высокими тарифами на электричество, что как раз-таки негативно скажется на бизнес-климате для остального легального "неэнергетического" бизнеса.

 

Марат Каирленов, кандидат экономических наук

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться