Экспортный центр, который планируется создать на базе Продовольственной контрактной корпорации, будет заниматься сбором и анализом данных по новым экспортным рынкам и оказывать содействие сельхозпроизводителям по выходу на эти рынки. Такое видение озвучила директор департамента производства и переработки растениеводческой продукции министерства сельского хозяйства Ажар Каджибекова.
"Они будут создавать условия. Условия в том смысле, что они будут анализировать рынки: куда можно отправлять, какую продукцию, какие там нормативы, какие документы нужны. То есть сейчас экспортеры сами должны анализировать, изучать рынки, чтобы экспортировать продукцию какую-либо. Мы не знаем требования многих стран. Кто-то этим должен централизованно заниматься, чтобы мы могли выйти на данные рынки. Основная функция экспортного центра будет заключаться именно в этом", - заявила она в ходе круглого стола по вопросам развития мукомольной отрасли, проведенного Национальной палатой предпринимателей "Атамекен".
Обсуждая перспективы создания экспортного центра, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений Ган заметил, что создание центра вряд ли станет "панацеей от всех бед".
"Более того, я думаю, что это будет шаг назад. Далеко не все экспортеры готовы сегодня отдать свои полномочия какому-то экспортному центру. Это резко ухудшит нашу конкурентную среду", - заметил он.
Однако представитель Минсельхоза категорически с таким предположением не согласна. Она заверила, что экспортерам не придется передавать свои функции экспортному центру, поскольку его задачей не будет непосредственно продажа партий продукции на внешние рынки. Однако в полномочия центра будет входить формирование крупных экспортных партий той или иной продукции от нескольких производителей, "потому что мелкими партиями отправлять не всегда выгодно".
"Экспорт не только пшеницы, но и масличных культур, причем желательно не только в виде сырья, а переработанной продукции. В том числе мы сейчас рассматриваем вопрос, чтобы объединить дочерние организации "КазАгро", чтобы Продкорпорация занималась не только растениеводческой продукцией, но и продукцией животноводства", - добавила госпожа Каджибекова.
По ее словам, концепция экспортного центра в настоящее время разрабатывается Минсельхозом. Сроки завершения ее разработки и создания центра в ведомстве пока не сообщают.
Напомним, национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" наряду с другими "дочками" холдинга "КазАгро" ("КазАгроФинанс", "КазАгроПродукт", "Казагромаркетинг") была включена в комплексный план приватизации. Однако позже в министерстве сельского хозяйства передумали и решили оставить компанию в своем ведении. На базе Продкорпорации, согласно новой программе развития АПК до 2021 года, решено создать специализированный экспортный центр по продвижению сельхозпродукции на внешние рынки.
Ирина Севостьянова