Эксперты АПК отмечают целый комплекс проблем: низкий уровень оплаты труда, социальную необеспеченность, отсутствие стимулирования со стороны государства. Все это приводит к текучести и оттоку не только специалистов, но и коренных жителей села.
В сентябре прошлого года региональная Палата предпринимателей в рамках пилотного проекта в РК провела скрининг для выявления реальной потребности кадров в регионе на 2018-2020 годы. В опросник были включены вопросы: где, когда и кого конкретно ждет работодатель, какими компетенциями и характеристиками должен обладать потенциальный работник.
Анализ показал наличие острой потребности в механизаторах, пастухах, скотниках, трактористах, чабанах и доярках. К примеру, в Каргалинском районе Актюбинской области как воздух нужны 54 механизатора нового поколения. То есть те, кто сможет управлять современной высокотехнологичной техникой, которую фермеры берут в лизинг под проценты на несколько лет. Понятное дело, что доверять ее какому-то дяде с улицы никто не будет. Работодатели – предприниматели, фермеры, руководители крупных ТОО согласны сами обучать и повышать квалификацию работников.
"Я считаю, что центры занятости могут и должны проявить активность. Ведь, для того чтобы стать пастухом, скотником, дояркой или трактористом, достаточно пройти краткосрочное обучение. Над этим мы совместно работаем в рамках госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства", – рассказала руководитель отдела развития человеческого капитала РПП Актюбинской области Дамиля Кунанова.
В реалиях же местный люд не особо стремится работать в сельском хозяйстве. Даже за неплохие для аула деньги. Главе КХ "Аманбай" Нурмухану Тажгарину три года назад приходилось даже нанимать рабочих на актюбинском пятаке – месте, где тусуются в поисках заработка безработные. Естественно, неофициальном, но известном. Этакий секрет Полишинеля, серая биржа. В мае-июне этого года ему срочно требовались три тракториста на сенокос. Он согласен был платить каждому по 100-120 тыс. тенге в месяц и кормить бесплатно. Однако желающих не нашлось.
"Я бы снова нанял безработных на том же месте, но они требуют по 5-10 тысяч тенге в день. Таких денег у меня нет. А когда начал работать, столкнулся с тем, что мне негде взять трактористов, скотников, ветврача или веттехника. Безработных много, хозяйство всего в девяти километрах от Бестамака и двенадцати – от Алги, однако желающих работать на ферме, где все процессы механизированы, нет", – посетовал фермер.
Для справки: пос. Бестамак находится в 25 км, а райцентр г. Алг – в 41 км от областного центра.
Еще в 2014 году Нурмухан Тажгарин предлагал 80 тыс. тенге в месяц на семью, и это были хорошие по тем временам деньги для сельской местности. Тем более что все условия для комфортного проживания создали, только работай. Скотников и их семьи ждали четыре уютных дома с удобствами: горячая и холодная вода, канализация, газ, душевая. Но и это не привлекло местный люд.
Еще пример. КХ "Алманов" – одно из крупных хозяйств, во владении которого находится земельный участок площадью 90 га. На 30 гектарах из них посажены бахчевые культуры. Выращивает фермер пять видов арбузов, два – дынь, а также томаты, огурцы и другие.
Но фермер посетовал не нехватку рабочих рук. В хозяйстве на постянной основе работает 15 человек, на сезонные работы требуется еще 30. Ежедневно они могут заработать две-три тысячи тенге, а также взять домой продукцию. Ежегодно во время сбора урожая на подработку устраиваются жители близлежащих аулов, также это дополнительный заработок для студентов. Для горожан организован подвоз на поле. Но...
"Нам постоянно требуются работники. Каждый раз обращаемся на биржу труда, но идут неохотно, поэтому приходится привлекать всех родственников", – рассказал Данияр Алманов.
В пос. Бестамак предприниматель Абделмалик Раймбергенов в прошлом году запустил цех по производству мешкотары, продукция которого пользуется спросом не только в Актобе и области, но и в других регионах Казахстана, для фасовки различных сыпучих товарных фракций. И опять двадцать пять.
"Очень тяжело было с набором персонала. Возить рабочих из Актобе сложно и накладно. Не последнюю роль играют и погодные условия в зимнее время. Целесообразнее набирать штат из числа местных жителей. Но именно здесь ситуация сложилась несколько проблематичная. Зарплата в зависимости от занимаемой позиции для рабочих составляет до 80 тысяч тенге. Восьмичасовой рабочий день, пятидневка. Для села довольно неплохие условия, но психология и местный менталитет решают многое. Я объяснял людям, что за год они получат до одного миллиона тенге. Были люди, которые в зимний период отучились, прошли стажировку, а потом весной благополучно ушли на случайные заработки – шабашки. Им так удобно и привычно – летом поработать, а в остальное время просто ничем не заниматься. Я их спрашивал, смогут ли они за три-четыре месяца заработать миллион. Те, почесав голову, отвечают, что нет. Однако на постоянную работу идти не хотят. Для них ходить постоянно пять дней в неделю на работу – что-то из ряда вон выходящее", – поделился предприниматель.
В РПП Актюбинской области подчеркнули, что вопрос привлечения кадров в сельское хозяйство злободневный.
"Парадоксально, но факт – при наличии предложения на рынке труда нет спроса. Есть работа, за которую платят деньги, однако наши люди не хотят быть скотниками, доярками, чабанами, механизаторами, строить базы.
В качестве одной из основных причин они называют маленькую зарплату — от 80 до 100 тысяч тенге. Но есть работяги, которые хотят и умеют трудиться быстро, добросовестно и качественно, причем за эти же деньги. Это граждане Узбекистана (Каракалпакстана) и Таджикистана. И мы хотим их привлечь.
В связи с этим хозяйства области запросили 557 иностранных рабочих. На этот летне-осенний сезон акимат области изыскал квоту в 270 человек пятой категории (без образования, разнорабочие)", – подчеркнул начальник отдела АПК РПП Сагынгазы Курманалин.
Фермеры считают, что дефицит рабочих давно перестал быть частной проблемой и перерос в системную тенденцию, последствия которой могут стать реальной угрозой для эффективного развития экономики региона.
По информации руководителя отдела по привлечению иностранной рабочей силы и по вопросам миграции населения Управления координации занятости и социальных программ Актюбинской области Розы Аленовой, в трудовых мигрантах нуждаются сегодня 150 компаний. Вопрос поднимается не впервые, но дело никак не сдвинется с мертвой точки. А проблемы нарастают в геометрической прогрессии.
В 15 млн тенге оценил ущерб своей компании бизнесмен Болат Отарбаев. Из-за нехватки рабочих рук половина урожая огурцов в его теплицах "Жаңа қоныс" так и осталась несобранной. Людей, занятых на производстве, в ходе ОПМ арестовали и выдворили за пределы страны работники миграционной службы ДВД, а на работодателя наложен адмштраф за незаконное привлечение трудовых мигрантов.
И это не единичный случай. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения фермеров области в РПП. Они просят содействия палаты в получении квоты на привлечение трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана.
"В противном случае нам просто придется свернуть свой бизнес, забить скот, разрезать технику на металлолом и пополнить армию безработных", – так в общем озвучили возможный худший сценарий шесть десятков фермеров, оказавшихся в критической экономической ситуации.
"Наши люди хотят получать больше, но трудиться меньше. А привлеченные, особенно из Узбекистана, очень добросовестные и ответственные, они кровно заинтересованы в заработке и конечном результате, – констатируют они. – Между тем оплата их труда довольно-таки неплохая для работников низкой квалификации – от 100 тыс. до 150 тыс. тенге. Привлечение иностранной рабочей силы породит и усилит конкуренцию на рынке".
Семен Данилов