Каршеринговые компании вовлекают в свой бизнес частных автовладельцев. Недавно компания Doscar пообещала частникам заманчивую доходность – до 150 тысяч тенге в месяц. Для этого хозяева машин должны предоставить своих "железных коней" в аренду в свободное от езды время. Однако сами автовадельцы не рассматривают каршеринг как инструмент заработка.
Дай порулить
Дословно каршеринг – это совместное пользование автомобилем. По сути, один из автомобилей, принадлежащий определённой компании, можно взять на некоторое время, а покатавшись, вернуть машину, оставив ее там, где удобно. Причем клиенты платят только за то время, в течение которого реально пользуются авто. Особенностью каршеринга является то, что все вопросы, от заправки до техобслуживания, берет на себя хозяин авто, а члены клуба только пользуются машиной. И если частники будут отдавать в аренду свои авто по такой же схеме, то расходы автовладельцев явно превысят доходы.
Судя по данным, опубликованным на сайте пока единственного в Казахстане каршерингового клуба Doscar, самым популярным видом оплаты за аренду автомобиля является почасовая – 200 тенге в час. При этом расходы любого автовладельца должны составлять минимум 3 тыс долларов в год. На сайте Doscar также указано, что на топливо у среднего автовладельца может уйти 273 доллара в год, на амортизацию – 2330 долларов, на мойку – 165 долларов, налог на транспорт составит 20 долларов, комплект зимней резины и ее хранение обойдется в 250 долларов, сервисное обслуживание – 100 долларов. То есть общие расходы на содержание автомобиля в год составят 3138 долларов, или 1 млн тенге. При стоимости аренды в 200 тенге за час автомобиль должен ежедневно эксплуатироваться по 14 часов в день, чтобы оправдать эти затраты. Рынок каршеринга в Казахстане еще не настолько развит, чтобы собрать такое число клиентов.
Пресс-служба компании Doscar отмечает, что в нынешней тарифной модели есть также платеж за пробег, 1 км пробега стоит 65 тенге. Также предполагается поминутная оплата в режиме парковка (восемь тенге, машина не едет и двигатель заглушен) и езда (40 тенге). Как указано в ответе на запрос, стоимость за час аренды может составить от 480 до 2400 тенге. Но, по мнению водителей, даже с такими ценами бизнес весьма сомнительный.
"Не зря говорят, машину и жену не доверяй никому. Я бы свою машину никому не доверил, ни за 200, ни за 500 тенге в час. Это не стоит тех переживаний, которые автовладелец испытает. Водитель, который сядет за чужую машину, не будет заботиться о ее техническом состоянии. Он может загружать ее тяжелыми стройматериалами, выезжать на бездорожье. Машина может закипеть или сломаться, а случайный водитель может бросить ее прямо на дороге в центре города. В конце концов автомобиль увезут на эвакуаторе, а искать его и решать проблемы придется настоящему автовладельцу", – поделился водитель с восемнадцатилетним стажем Асылбек Жумабаев.
"Мы не защищены от нецелевого использования автомобиля. Например, в качестве такси или машины для дрифта, – считает автовладелец Роман Сенчуков. – Усугубляет ситуацию и то, что такой бизнес никак не регулируется на законодательном уровне. То есть нет никаких законодательных гарантий, административной или уголовной ответственности за мошенничество или другие противоправные действия".
Не бизнес, а компенсация
Представители компании Doscar затруднились ответить, какую прибыль в итоге может получить автовладелец, вовлекая свой личный автомобиль в каршеринг. Но при этом отметили, что хозяева авто могут получить некую компенсацию своих затрат.
"Если считать экономику частного автовладения, то, к примеру, человек, купив новый автомобиль стоимостью пять миллионов тенге, через три года эксплуатации сможет продать за 3-3,5 миллиона тенге, то есть прямые потери даже при минимальной эксплуатации авто составят 1,5-2 миллиона тенге. К данной сумме также прибавляются расходы по содержанию авто: резина, ТО, страхование, в случае если авто куплено в кредит, то и проценты, что в совокупности может составить дополнительных несколько миллионов, не считая расходов на топливо. Итого расходы в годовом выражении могут составить один-два миллиона тенге. Данные расходы автовладелец несет вне зависимости от того, будет ли он сдавать свой автомобиль и зарабатывать на этом или нет. Самое интересное, по мировой статистике, среднее использование автовладельцем одного автомобиля составляет один час из 24 часов в сутки. Сколько заработает каждый автовладелец, будет зависеть от того, сколько времени он будет давать доступ арендаторам и сколько сам будет ездить. Мы исходим из того, что владельцы авто в любом случае несут издержки за свои авто. Наша задача – предоставить возможность избавиться от этих издержек и заработать", – ответила пресс-служба компании на наш запрос.
При этом представители компании Doscar напомнили, что, поделившись своими автомобилями, владельцы вносят вклад в сокращение количества авто в городе, снижение пробок и улучшение чистоты воздуха.
На вопрос, сколько горожан сейчас участвует в проекте, пресс-служба ответила: "Желающие есть". Точную цифру представители компании не назвали, ссылаясь на то, что в данный момент прорабатывается юридическая сторона взаимоотношений и проводится тестирование сервиса в закрытом режиме.
Следует отметить, что в той же России каршеринговые компании сравнительно недавно стали привлекать автомобили физических лиц. Например, в Москве в данный момент около 13 каршеринговых компаний, емкость рынка оценивают в 10-15 тысяч машин. Из них только две компании работают с привлечением частных авто: Darenta и Rent A Ride. И, прежде чем эти компании появились, модель классического атвопроката долгое время завоёвывала доверие москвичей.
В данный момент в автопарке Doscar всего 19 автомобилей, компания планирует увеличить количество машин в два раза. По данным пресс-службы компании, всего в проект инвестировано 130 млн тенге, в дальнейшем будут вложены еще 70 млн тенге.
Каршеринг автопрому не помеха
Казалось бы, появление каршеринговых компаний должно сказаться на уровне продаж автомобилей. Если казахстанцы переходят к потреблению на основе общего доступа, то и покупать авто им не имеет смысла. Однако появление в Казахстане каршеринга автопроизводителей никак не смущает. В ответе на запрос пресс-служба "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" написала, что каршеринг в Казахстане только начинает развиваться и никакую угрозу автопрому не представляет.
"В Москве люди активно пользуются сервисом. Там наблюдается острая нехватка парковок, пробки, отдаленные заправки. Многим горожанам проще взять авто в одном районе, доехать до необходимого места и оставить автомобиль, не думая о сохранности и поиске парковочного места. Возможно, в будущем в Алматы с приходом профильных компаний-игроков услуга будет набирать популярность. Платные парковки, сужение дорог за счет автобусных линий, рост цен на топливо будут стимулировать население пользоваться услугами каршеринга. Сейчас же каршеринг только начинает развиваться, значительной популярности в крупных городах он сможет достигнуть минимум через три-четыре года. Не секрет, что в нашей стране с ее расстояниями приобретение автомобиля в собственность считается одной из основных потребностей казахстанцев. Поэтому снижения продаж физическим лицам не ожидается", – написала пресс-служба "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО".
По мнению производителей, в будущем они могут работать с каршеринговыми компаниями, как звенья одной цепи. Не исключена модель, когда лизинговые компании будут передавать в долгосрочную аренду автомобили каршеринговым компаниям. В свою очередь автопроизводители будут работать с лизинговыми компаниями.
"В сфере операционного лизинга за последний год произошел прогресс – многие крупные компании, которые содержали собственные парки автомобилей, стали переходить на модель долгосрочной аренды автомобилей, когда клиент пользуется автомобилем, лишь заправляя его топливом. Все расходы по обслуживанию берут на себя лизинговые компании. Это очень удобно, и направление долгосрочной аренды для бизнеса очень перспективно в Казахстане", – указано в ответе на запрос.
Что касается вовлечения частных автовладельцев в каршеринг, то, по мнению представителей "БИПЭК АВТО", массового всплеска аренды личных автомобилей физическими лицами не наблюдается. В ответе на запрос указано, что в казахстанских условиях предпосылок к такому всплеску нет вовсе.
Римма Гахова