Нотариальная палата г. Алматы усмотрела в заголовке материала, размещенного на портале atamaken.info «оскорбление» …
«Хватит кормить нотариуса» - под таким заголовком на портале atameken.info была размещена информация о пакете поправок, инициатором которых является Национальная палата «Атамекен».
НПП предлагает сократить перечень документов, копии которых необходимо нотариально заверять для подачи в госорганы разных уровней. Соответствующие поправки уже внесены в проекты законов (в том числе и в законопроекте «О стандартах государственных услуг») и в настоящее время находятся на рассмотрении депутатов Парламента. Вопрос родился не спонтанно: представители малого и среднего бизнеса неоднократно обращались в «Атамекен» с жалобами на неоправданно высокие расценки нотариусов и обилие документов, нуждающихся в нотариальном заверении.
Свое мнение на этот предмет в письме в редакцию портала atameken.info высказала председатель правления нотариальной палаты Алматы Карагоз Калабаева.
Поводом для обращения послужил упомянутый заголовок и цитата директора департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» Ербола Устемирова: «При каждом обращении бизнесмена к чиновнику требуют нотариально заверенные копии документов. А это немалые деньги».
По мнению Карагоз Калабаевой, «данное утверждение вкупе с заголовком приводит читателя статьи к выводу, что такое требование чиновников основано требованиями нотариусов, что в корне является неверным и вводит в заблуждение общественность, так как требования чиновников и обязанность предпринимателей представлять нотариально заверенные документы устанавливается соответствующими Регламентами предоставления государственных услуг».
Руководитель палаты нотариусов обращает внимание, что их профессиональная деятельность опирается на Конституцию и Закон РК «О нотариате». «В результате совершения нотариальных действий нотариусы, уплачивая установленные законом платежи, пополняют бюджет государства, как и предприниматели» - указывает К.Калабаева.
По ее мнению, любое лицо в нашем государстве, в том числе и предприниматели, и журналисты «должны с уважением относиться к профессии нотариуса, чья публично-правовая функция, права и полномочия закреплены в законах Республики Казахстана, подписанных Главой государства».
«Однако со дня введения института частного нотариата… отдельные лица, в том числе на основе публикаций в СМИ и на электронных ресурсах, высказывают порой оскорбительные, негативные мнения, предположения относительно работы нотариусов, при этом не несут какой-либо ответственности, ни моральной, ни юридической» - считает руководитель общественной организации нотариусов Алматы.
Вместе с тем, Карагоз Калабаева отмечает, что «в самой статье нет какого-либо негативного отношения к нотариусу, но тенденциозная форма заголовка говорит о том, что все предприниматели, обращающиеся к нотариусу за совершением нотариальных действий и заверением необходимых им документов, тем самым «кормят» нотариусов». Нотариус обращает внимание, что это «установленная законом оплата за совершение нотариальных действий, тем более, что предприниматель обращается к нотариусу в добровольном, а не в принудительном порядке».
Руководитель нотариальный палаты сетует, что, совершая бесплатно «нотариальное действие в отношение отдельной категории лиц, нотариусы, зачастую из-за их недобросовестности, вынуждены годами ходить по различным судебным инстанциям и при этом вопрос о возмещении потерянного времени и нервов никем не поднимается».
Нотариус указывает, что каждый из представителей этой профессии несет бремя содержания своего офиса, нотариального архива, выступает как работодатель, выплачивает заработную плату своим работникам, осуществляет их страхование, перечисляет в бюджет подоходный налог и прочие платежи, определенные законодательством.
И, разумеется, не могла г-жа Калабаева не затронуть болезненных для своей отрасли тем.
«Обращаем внимание на следующие цифры: в общей сложности сумма освобождений нотариусами от оплаты государственной пошлины и услуг правового и технического характера только по городу Алматы за период 2014 и первое полугодие 2015 года составила 494 292 915 тенге. Данное освобождение не приносило дохода не только нотариусу, но и бюджету Казахстана в том числе» - пишет К.Калабаева.
Тарифы на совершаемые нотариальные действия
Источник: Сайт нотариальной палаты г. Алматы
Нотариус разъясняет, что согласно нормам Закона «О нотариате», нотариусы обязаны освобождать отдельные категории лиц от оплаты за свои услуги. «Тем самым на нотариусов возлагается не только публично-правовая, но и социальная функция по защите незащищенных слоев населения. При этом государство какой-либо компенсации за это нотариусам не производит, тогда как, например, адвокатам за их участие по оказанию бесплатной юридической помощи государство производит оплату их труда, а большинство предпринимателей также не освобождают от оплаты за свои услуги ни инвалидов, ни пенсионеров, ни многодетных матерей», - отмечает юрист.
Глава алматинской нотариальной палаты обращает внимание на то, что тарифы нотариусов являются одними из самых низких в сравнении со странами СНГ и стран Латинского нотариата. Но самое важное, по мнению К.Калабаевой, они строго установлены законом и не подлежат корректировке в соответствии с изменениями экономической ситуации.
«Если сравнивать тарифы за свершение нотариальных действий с расценками за товары и услуги, оказываемые другими предпринимателями, то это сравнение также не в пользу нотариуса», - поясняет юрист. По словам К.Калабаевой, доверенность на ведение дел в судах и других учреждениях стоит 2180 тенге (в городе). Между тем, гонорары адвоката несравнимы с оплатой труда нотариуса при полной его имущественной ответственности.
«Один прием у стоматолога иди любого другого врача стоит от 2500 тенге и выше, посещение парикмахера… стоит от 2000 тенге и выше. При оплате налогов за каждую квитанцию банковские учреждения взтимают комиссию от 300 тенге и выше. Например, в прошлом месяце нотариус производил оплату пенсионных взносов и социальных отчислений, а «Форте-банк» взыскал комиссию в размере 600 тенге за каждую квитанцию», - указывает руководитель нотариальной палаты и отмечает, что предприятия, оказывающие коммунальные услуги увеличивают оплату несколько раз в год.
«Почему Национальная палата предпринимателей взялась за такое неблаговидное дело, как учет денег нотариусов, и не считает, и не сравнивает расценки за услуги и товары самих предпринимателей, которые в основном не производят сами товары, а приобретают их за рубежом, и в последующем на территории РК просто их перепродают?» - возмущается руководитель алматинской нотариальной палаты.
Кроме того, г-жа Калабаева заявляет, что в отличие от предпринимателей, которые «не несут ответственности своим личным имуществом за причиненный вред», законодательство «обязывает нотариусов страховать свою имущественную ответственность».
Учитывая все это, Нотариальная палата нотариусов Алматы требует опровержения и принесения автором публичных извинений перед всем нотариальным сообществом страны.
Идя навстречу уважаемой г-же Калабаевой мы публикуем ее мнение. Между тем, хотели бы пояснить, что, по существующему гражданскому законодательству и Закону «О СМИ», опровержения требует лишь недостоверная (искаженная) фактическая информация, чего по собственному признанию нотариуса, в материале не наблюдается. Что касается заголовка, то каждый из нас так или иначе кого-то кормит: предприниматель – чиновника (который содержится на его налоги), чиновник – юриста, а все мы – налогоплательщики – кто больше, кто меньше кормим наше государство.
Безусловно, мы разделяем обеспокоенность руководителя Нотариальной палаты г.Алматы падением профессионального имиджа нотариусов в глазах населения страны. Но нам представляется, что вина в этом совсем не СМИ. Несколько лет подряд шло судебное разбирательство в отношение нотариуса, бывшего члена Нотариальной палаты г.Алматы Мариэтты Абиной, нотариально заверившей ряд противозаконных сделок с продажей жилья. В результате этих действий пострадали граждане, отнесенные законодательством именно к категории социально незащищенных. Примечательно, что городская нотариальная палата семь раз накладывала на М.Абину дисциплинарные взыскания, прежде чем властные органы, наконец, поставили вопрос о ее лишении лицензии нотариуса, а суд дал оценку ее деяниям.
В 2014 году было возбуждено ряд уголовных дел, где фигурировали нотариусы. В сговоре с заинтересованными лицами они подделывали завещания и от имени умерших совершали различные сделки. Виновными в мошенничестве и подделке документов судом были признаны и осуждены Гульбахрам Мендыбаева, Карашаш Бидашева, Бахыт Ержанова.
Ярким примером проблем, которыми изобилует нотариат, стало самоссожжение Светланы Тургунбаевой в 2012 году - женщину лишили ее дома, и многодетной семье грозило незаконное выселение на улицу.
В сентябре 2013 года трое преступников похитили одинокого пенсионера, проживающего в Темиртау, с целью заставить его написать доверенность на продажу жилплощади. В результате владелец квартиры был убит, а преступники завладели документами на квартиру и самой жилплощадью. Договор купли-продажи убийцы оформили в Караганде у частного нотариуса Аллы Шмидт, который не обратила внимания на отсутствие собственника квартиры и разрешил одному из клиентов расписаться в договоре за пенсионера.
Судья приговорил преступную группу к различным срокам заключения, а также вынес частное постановление на имя министра юстиции о приостановлении действия государственной лицензии на право занятия нотариальной деятельностью частного нотариуса Аллы Шмидт. Представление было рассмотрено на заседании правления Нотариальной палаты области, где все нотариусы единогласно проголосовали за лишение лицензии.
За последние пять лет мы сплошь и рядом слышим о том, как того или иного представителя нотариального сообщества лишили лицензии, но с удивлением обнаруживаем, что спустя какое-то время нотариус продолжает выполнять свои профессиональные обязанности.
В стране насчитывается 3978 нотариусов. И не все из них безгрешны. Тем не менее, в законе «О нотариате» практически нет норм о наказании нотариуса за несоответствие своему статусу. Даже лишить лицензии проштрафившегося нотариуса – долгий процесс, сопровождающийся бесчисленными бюрократическими препонами. «Кодекс чести нотариуса» предполагает его наказание, но только в течение 6 месяцев после совершения дисциплинарного проступка. Законодательство не проработано на предмет ответственности нотариусов за свои действия и нарушения закона и прав граждан РК.
И потому нам кажется не вполне некорректным сравнение нотариусов с предпринимателями: бизнесмен рискует – своим имуществом, именем, свободой. Бизнес – это вообще постоянный риск. Нотариусу же, в принципе, ничего не угрожает.
В 2011 году были предприняты попытки повысить конкуренцию и усилить ротацию кадров в этой сфере. Но именно г-жа Калабаева выступала против упразднения действующей с 2003 года системы ограничения численности нотариусов. Да, тарифы за свершение нотариальных действий установлены законодательством. Но, положа руку на сердце, кого из клиентов с ними знакомят? Да, нотариально заверить документ стоит от 2000 до 5000 тенге. Но, как быть, если для подачи в различные госорганы их нужно не менее десятка?
Очевидно, что письмо К. Калабаевой в редакцию было вызвано чувством ущемленного достоинства, обиды за собратьев по цеху. Поэтому мы понимаем его, как приглашение к широкой дискуссии на площадке портала atameken.info, и выражаем надежду, что в ней примут участие не только нотариусы, но и бизнес-сообщество страны.
Алексей Банцикин