Посол Ирана в Астане Маджид Самадзаде Сабер рассматривает варианты обмена опытом:
"Иранская сторона предлагает организовать приезд в Казахстан известного в стране мастера, и он сможет начать обучение талантливых молодых людей. А можно, наоборот, отправить группу казахстанцев, желающих обучиться гончарному делу, либо ковроткачеству, либо росписи посуды у иранских мастеров. Вариантов много".
Еще с древних времен работы персидских мастеров поражали ценителей прекрасного из разных стран мира. Знаменитые персидские ковры, красивую посуду и ткани везли сначала по морю, затем по суше, по Великому Шелковому пути до самой Европы.
Для Казахстана, который сегодня намерен развивать туристический кластер, важно создавать качественную сувенирную продукцию ручной работы.
"Например, иранский город Киш расположен на отдельном острове с очень живописной природой. Здесь построены огромные торговые центры с товарами и изделиями со всех уголков Ирана. Попасть сюда нетрудно, надо лишь прилететь в Тегеран. С открытием прямого авиасообщения Алматы – Тегеран в летний период любой казахстанец может посетить нашу страну, тем более что у нас для граждан вашей страны введен облегченный визовый режим. Виза открывается прямо в аэропорту в момент прилета", – продолжает дипломат.
Организация шоп-туров с туркомпаниями также может развивать экономику двух стран. Посол Ирана в Казахстане готов рассмотреть любые предложения от казахстанских бизнесменов казахстанским товарам зайти на иранский рынок.
"Население нашей страны составляет 83 миллиона человек, что делает наш рынок весьма привлекательным. Казахстанские компании могут принять участие в постоянно проводимых ярмарках-выставках, где они смогут провести переговоры не только с иранскими бизнесменами, но и других стран", – добавил Маджид Самадзаде Сабер.
Что касается других сфер сотрудничества, то их несколько. Это сельское хозяйство, в частности помощь в выращивании сельхозкультур на юге Казахстана, поставки иранских фруктов, фисташек, фиников, строительство автомобильных дорог, нефтехимия, добыча медной руды и ее переработка.
Однако, по словам дипломата, есть ряд барьеров, которые затрудняют приход иранских инвестиций в экономику Казахстана. Это сложности с получением казахстанской визы для иранских бизнесменов. До сих пор есть ограничения по сумме при переводе денег в казахстанских банках.
Наш разговор зашел о проблемах, с которыми столкнулась одна из иранских компаний, принимавшая участие в прокладке автомобильной трассы Астана – Павлодар. Она вынуждена была прекратить свою работу в Казахстане.
"Главная причина – это девальвация национальной валюты – тенге, поскольку такие компании финансируют многие свои расходы в иностранной валюте. Еще одна причина – географические особенности и климатические трудности Казахстана, что также привело к тому, что стоимость реализации некоторых из этих проектов значительно превысила первоначальное соглашение, заключенное в тенге", – рассказал дипломат.
Все это привело к невозместимым потерям и убыткам. Тем не менее, по его словам, обе стороны – казахстанская и иранская – продолжают попытки найти решение данной проблемы.
Посол напомнил, что для обеих стран есть важные факторы для сохранения и расширения взаимовыгодного сотрудничества. Во-первых, это географическая близость Казахстана к Ирану. Во-вторых, наличие транзитных и транспортных возможностей для выхода через Казахстан в Китай и на Дальний Восток России и обратно. А для Казахстана Иран важен как транзитная точка для выхода со своими товарами, в частности с зерном, на многомиллионный рынок стран Персидского залива.
По словам Маджида Самадзаде Сабера, Иран в дополнение к уже действующему элеватору в морском порту Амирабад построил еще два элеватора в порту Анзали. Это станет подспорьем для выполнения трехстороннего соглашения о торговле пшеницей, которое было подписано в начале февраля текущего года между Ираном, Казахстаном и Россией.
"Учитывая важность для Казахстана и России импорта своего зерна, а также его транзита в другие страны Персидского залива, в феврале 2019 года были построены элеваторы общей мощностью в 45000 тонн перевалки зерна в порту Анзали на побережье Каспийского моря", – сообщил посол.
Он добавил, что росту товарооборота также помогает и запущенная в эксплуатацию железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран. По ней из Ирана везут в основном строительные материалы. Из Казахстана – зерно.
Кульпаш Конырова