В Актюбинской области сложилась проблема с детскими садами | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 273,44 Пшеница 465,40
$ 378.01 € 420.88 ₽ 5.84
Погода:
+23Астана
+22Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 273,44 Пшеница 465,40
«Такая ситуация сложилась лишь в одном регионе Казахстана»

«Такая ситуация сложилась лишь в одном регионе Казахстана»

Почему актюбинские предприниматели поднимают вопрос недостаточного подушевого финансирования частных детских садов и почему не исполняется соответствующий приказ министра образования и науки, inbusiness.kz рассказала председатель филиала Казахстанской ассоциации дошкольных организаций Наталья Каюдина.     

«Такая ситуация сложилась лишь в одном регионе Казахстана», образование, Дошкольное образование, Актобе , Актюбинская область , Детские сады, ГЧП, дети, Госзаказ

2991 28 Февраль 2019 16:23 Автор: Семен Данилов

В Актюбинской области на сегодняшний день насчитывается 351 детский сад, из которых 233 государственных и 118 частных. Непосредственно в Актобе функционирует около 90 частных детских садов. В рамках ГЧП в областном центре работают пока два дошкольных учреждения.

Наталья Григорьевна, расскажите, в чем суть проблемы?

– 5 февраля 2018 года вступил в силу Приказ министра образования и науки РК от 27 ноября 2017 года № 597 «Об утверждении правил подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования», в котором утверждена единая методика подушевого финансирования всех видов образования в РК.

Согласно данной методике и приказу Министерства образования, на сегодняшний день сумма, выплачиваемая государством на содержание одного дошкольника, составляет 27 тыс. тенге.

Однако частным детсадам Актобе продолжают платить по старой норме, то есть 19354 тенге. Такая ситуация сложилась лишь в одном регионе Казахстана. Деньги, выделяемые государством на одного ребенка, не покрывают всех затрат. Мы просим местные власти увеличить размер подушевого финансирования согласно приказу Министерства образования.

Давно ли стоит такая проблема в Актобе?

– Эта проблема решается не первый год и уже стала «бородатой». Размер подушевого финансирования в расчете на одного ребенка для детских садов Актобе в последний раз пересматривался в сторону увеличения в 2016 году. Хотя частные детские сады стали весомой альтернативой государственным дошкольным учреждениям.

Местные исполнительные органы доводили информацию, что многие частные детские сады работают в рамках ГЧП. Так ли это?

– Мы работаем в рамках государственного образовательного заказа. Не путайте с ГЧП. У нас есть 12 детских садов, где разработаны проекты государственно-частного партнерства, но сама система еще не запущена. То есть в них размещен государственный образовательный заказ. Хотя в чем преимущества ГЧП? Мы заключаем договор на пять лет и гарантированное финансирование на определенное количество детей. Плюс 3000 тенге надбавка к утвержденной сумме на содержание одного дошкольника, которая выплачивается в рамках государственного образовательного заказа. Но по ГЧП прописаны условия – финансирование осуществляется по проектной мощности дошкольного учреждения. То есть мы не можем принимать детей свыше проектной мощности. В этом случае охват детей у нас уменьшится. В случае же размещения государственного образовательного заказа мы можем разместить детей сверх проектной мощности. И тем самым решить проблему с нехваткой детсадов. Сейчас в Актобе дети в возрасте от трех до шести лет охвачены дошкольным образованием на 98%, а в районах области – на 100%.

А из чего складывается и как рассчитывается финансирование детей в рамках государственного образовательного заказа?

– Это не наша прихоть. Есть республиканские расчеты по новому утвержденному алгоритму. Для Актобе подушевое финансирование на одного ребенка должно быть не менее 27 тысяч тенге. По области этот показатель составляет 31 тысячу тенге. Это приблизительный тариф расходов только на образовательный процесс, коммунальные услуги, хозяйственные нужды. Есть постановление правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий». С 1 января этого года вырос коэффициент, и мы должны своим сотрудникам со средним специальным образованием поднимать зарплату. Повышение выходит где-то 30%. Но мы не можем повысить заработную плату своим педагогам и нянечкам. Такими темпами скоро все наши кадры уйдут в государственные детсады или же в другую сферу. Коммунальные услуги растут. Если у государственных детских садов есть различные статьи расходов – на ремонт, на приобретение инвентаря и так далее, то в частных детских садах все это ложится на плечи бизнеса. А ведь любой бизнес должен быть прибыльным.

Сколько сейчас частных детских садов в Актюбинском филиале Казахстанской ассоциации дошкольных организаций?

– Два года назад, когда появилась наша организация, было 10. Сейчас – 35, и это число растет. В ассоциацию входят лишь те дошкольные учреждения, где размещен государственный заказ. Потому что мы боремся за качество дошкольного образования

Государственный образовательный заказ может получить каждый детский сад?

– Только в результате конкурса. Но не все детские сады могут в нем участвовать. Есть довольно жесткие требования. Обязательно должна быть лицензия на медкабинет, штат и качество педагогического состава, заключение СЭС и так далее.

Так почему же сложилась такая ситуация с финансированием? Неужели госорганы не оказывают поддержку?

– Напротив, городской отдел образования нам оказывает огромную поддержку. Мы проводим совместно с его представителями круглые столы, обучающие семинары. Они нам рады бы и помочь в решении финансового вопроса, но это от них не зависит. Все решает местный бюджет. Согласно методике, если раньше мы финансировались только из республиканского бюджета, то сейчас разница (повышение с 19,3 тысячи до 27 тысяч тенге) должна исходить из местного бюджета.      

Что вы собираетесь предпринять в такой ситуации?

– Пока ждем увеличения подушевого финансирования согласно методике. Хотя даже 27 тысяч тенге для некоторых детсадов будет маловато. Чем меньше детский сад, тем больше расходов на одного ребенка. В свою очередь, предпринимателям нужно еще думать о дополнительных образовательных услугах, чтобы выжить. К сожалению, у нас есть детские сады, которые находятся в таких районах города, где в основном проживают малообеспеченные слои населения. Там не получится особо заработать на дополнительных платных услугах. Опять-таки предпринимателю приходится надеяться на помощь государства. А ведь такая активность бизнеса помогает местным властям решать вопросы с сокращением очередности в дошкольные учреждения и открывает новые рабочие места.

Но сады, даже несмотря на размещение госзаказа, в последние годы становятся убыточными.

Куда-то конкретно обращались со своими проблемами, предложениями?

- В Региональной палате предпринимателей «Атамекен» у нас периодически проходят круглые столы. Обращаемся с письмами в соответствующие инстанции. РПП нас очень хорошо поддерживает. И этот вопрос на стадии решения. Надеюсь, что в ближайшее время он решится положительно. В настоящее время власть старается повернуться к нам. Особенно в части повышения персоналу заработной платы. Это ведь сотрудники, это сохранение рабочих мест. Хочу заметить, что социальный уровень наших сотрудников не очень высок. Его нужно поднимать, стимулировать работников. А для этого нужна поддержка.  

Семён Данилов

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK