"В НПП РК "Атамекен" намерены проводить мониторинг качества таможенных услуг на систематической основе. Уверены, что новые форматы работы, включая, в частности, подобные опросы, позволят совместно совершенствовать деятельность таможенной службы Казахстана и улучшить бизнес-климат в стране – согласно соответствующих поручений Главы государства", - сообщила заместитель председателя НПП Дана Жунусова.
НПП совместно с ассоциацией таможенных брокеров Казахстана с целью мониторинга качества и оперативности услуг, оказываемых центром таможенного оформления в Астане, провели опрос среди клиентов последнего. Как, рассказала Дана Жунусова, анкетирование проводилось с 12 августа по 8 сентября 2016 года. Его участниками стали декларанты (14%), таможенные представители (86%), производившие таможенную очистку в зоне деятельности данного центра. Всего было предоставлено 136 ответов, в полном объеме на все вопросы анкеты ответили 114 респондентов или 83,8% опрошенных. Итоги опроса оказались неутешительными для чиновников.
Согласно полученным результатам 71,1% респондентов отметили, что изменения в бизнес-процессе таможенного оформления усложнили взаимоотношения с таможенной службой. 93,4% респондентов считают, что прохождение государственного контроля не соответствует установленному регламенту. Помимо этого, по просьбе НПП респонденты оценили работу сотрудников государственных контролирующих органов по 10-балльной шкале. В итоге работу сотрудников таможенной службы предприниматели и таможенные представители оценили на 3 балла, работа представителей карантинной, санитарной службы была оценена на 2 балла.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Казахстане активно предпринимаются меры по упрощению таможенного администрирования для участников внешнеэкономической деятельности. С этой целью Казахстан в свое время ратифицировал соглашение об упрощении процедур торговли в рамках протокола о присоединении к Марракешскому соглашению, учрежденного Всемирной торговой организацией.
Эти международные обязательства требуют перехода на новые стандарты оказания таможенных услуг для отечественных экспортеров и импортеров.
Помимо этого, распоряжением премьер-министра Казахстана №32-р от 30 апреля 2016 года утвержден план мероприятий по упрощению таможенного администрирования.
Документ предусматривает, в частности, интеграцию информационных систем государственных органов, внедрение механизма "Единого окна", а также обязательную дислокацию контролирующих органов в Центрах таможенного оформления.
По просьбе заинтересованных государственных органов Республики Казахстан эксперты НПП на основе регулярно поступающих сигналов от бизнеса подготовили пакет рекомендаций для упрощения таможенного администрирования. В рамках плана правительства РК предусмотрено строительство зон таможенного оформления с осуществлением всех видов государственного контроля по единым требованиям. Пилотным проектом стало открытие в Астане центра таможенного оформления на базе ТЛЦ "Continental Logistics", где участникам внешнеэкономической деятельности оказывают комплексно услуги по стандартам ВТО.
Саян Абаев