Таможенный коллапс: с чем сталкивается казахстанский бизнес при перевозке товара через границу?

6276

Простой транспорта, коррупционные риски и длительность таможенных процедур мешают отечественному бизнесу.  

Таможенный коллапс: с чем сталкивается казахстанский бизнес при перевозке товара через границу? Фото: Мария Галушко

Проблемные вопросы участников внешнеэкономической деятельности обсудили в ходе круглого стола руководители государственных органов, НПП "Атамекен" и общественные деятели. Встреча организована по инициативе антикоррупционной службы по Алматы. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Когда таможня не дает добро

Руководитель антикоррупционной службы Алматы Асхат Оразхан обозначил основные вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели при прохождении таможни. Первое – длительность таможенных процедур. Иногда это приводит к неоправданным задержкам товаропотоков, простою транспорта и, как следствие, упущенной экономической выгоде.

"К примеру, более 10 тыс. единиц автотранспорта зарегистрировано в электронной очереди для заезда на территорию Китая через пункт пропуска "Нур жолы". Однако ежедневно границу проходят только от 80 до 100 автомашин. Электронная очередь не продвигается, что вызывает социальную напряженность среди водителей. Для решения проблемы в октябре прошлого года госорганами инициировано внедрение "Автоматизированной трансграничной торговой системы". Прошло семь месяцев, вопрос еще не разрешился, субъекты ВЭД продолжают нести убытки", – сказал Асхат Оразхан.

Есть вопросы к автоматизированной системе управления рисками таможенных органов – СУР, действующей по принципу "коридоров", где также имеются проблемы, не исключающие коррупционные риски. По словам Асхата Оразхана, изучение обращений предпринимателей показало, что бизнесмены вынуждены постоянно подтверждать таможенную стоимость ввозимых товаров в рамках одного и того же долгосрочного контракта в связи со срабатыванием профилей и индикаторов риска.

Еще одна проблема – излишняя заинтересованность сотрудников таможни в выявлении нарушений при досмотре.

"Это вызвано наличием у него положительного показателя его служебной деятельности "Эффективность таможенного досмотра". Следовательно сотрудник заведомо поставлен в такое положение, что вынужден подтверждать выводы СУР и выявлять хоть какое-либо мелкое нарушение таможенного законодательства. Улучшение показателей эффективности таможенного поста, напрямую зависящего от количества проведенных досмотров с выявленными нарушениями, свидетельствует о коррупционном риске", – отметил спикер.

Коррупционные риски в инспекциях транспортного контроля

Асхат Оразхан рассказал, что значительные коррупционные риски есть и в деятельности комитета транспорта. Это отражается в теневой продаже бланков разрешений для международных перевозок. Получается, что вместе с добросовестными участниками рынка бланки разрешений получают и компании, не осуществляющие перевозки, а занимающиеся незаконной перепродажей и спекуляцией.

"Этот вопрос нами охватывался при проведении внешнего анализа коррупционных рисков в инспекциях транспортного контроля. Установлено, что инспекции искусственно создают дефицит бланков, незаконно отказывая одним перевозчикам, в последующем основную массу бланков выдают аффилированным группам предпринимателей в целях дальнейшей их перепродажи по завышенным ценам", – заметил спикер.

Он также отметил, что причина сложившейся ситуации – отсутствие в законодательстве четких требований относительно количества бланков на транспорт. В итоге на одну машину выдается неограниченное количество бланков.

О новом документе "сопроводительная на товар"

Вызывает нарекание со стороны предпринимателей оформление нового пилотного документа "сопроводительная на товар" (СНТ).

"Комитет госдоходов несколько раз менял требования к выписке СНТ, в результате на сегодня он практически полностью дублирует другие документы – товарно-транспортную накладную, накладную на отпуск товара в бухучете, а также электронный счет-фактуру. Это вызвало дополнительные расходы со стороны предпринимателей. Сейчас вопрос находится на рассмотрении в министерстве финансов. Перечисленные вопросы  это лишь вершина айсберга. Мы уверены, что имеется значительный пласт проблем субъектов внешнеэкономической деятельности, требующих разрешения", – заметил Асхат Оразхан.

Предприниматели просят продлить мораторий

Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов отметил, что в основном участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) волнуют вопросы перевозки товаров и транспорта через таможню. 

"Между тем по налоговым вопросам в пользу бизнеса на досудебные санкции разрешается 48%. По возврату НДС – 36%. По сомнительным операциям всего 7%. По таможенным вопросам – 56%. Есть и другие цифры. Со времени внедрения апелляционной комиссии по рассмотрению спорных вопросов по таможенным налогам количество жалоб сократилось в три раза. К дисциплинарной, уголовной и административной ответственности привлечено 48 должностных лиц комитета государственных доходов. То есть с повышением качества аудита количество жалоб сокращается", – сказал Рустам Журсунов.

По словам директора Палаты предпринимателей "Атамекен" Алматы Айтуара Кошмамбетова, предприниматели хотели бы продлить мораторий на провероку малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года.

"Этому свидетельствует совместная работа с антикором и другими уполномоченными органами. Мы понимаем, чтобы бизнесу восстановиться после пандемии и январских событий, нужно время. А любой мораторий дает стимул для развития бизнеса", – заметил Айтуар Кошмамбетов.

В ходе круглого стола представители госорганов ответили на вопросы предпринимателей и пообещали взять на контроль ряд конкретных заявлений и обращений.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться