Накал страстей на казахстанско-кыргызской границе пошел на спад после недавней встречи на высшем уровне в Минске между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и новоизбранным кыргызским лидером Сооронбаем Жээнбековым.
Подписанная на днях дорожная карта урегулирования границ Казахстана и Кыргызстана уже начала реализовываться, сообщила в понедельник на пресс- конференции в Астане политолог, руководитель отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Алуа Жолдыбалина.
"Если месяц назад на казахстанско-кыргызской границе было около 500 фур, а в последние недели их количество упало до 200, то уже сегодня утром их количество сократилось до 55. То есть реализция дорожной карты уже началась", – заявила г-жа Жолдыбалина.
В момент обострения ситуации на казахстанско-кыргызской границе таможня пропускала до шести автомобилей в час, в то время как в течение двух лет пропускная способность составляла 30 автомобилей в час.
"Сейчас проходимость автомобилей в час на границе наших стран составляет 20 фур. Это хороший показатель, так как прогресс наметился", – подчеркнула г-жа Жодыбалина.
В то же время казахстанские эксперты считают, что это лишь начало процесса, и впереди обе стороны ждет большая работа по наведению порядка на казахстанско-кыргызской границе.
Заместитель директора, доктор политических наук КИСИ при президенте Казахстана Санат Кушумбаев заметил, что ситуация, сложившаяся за последний месяц на границе двух наших стран рельефно продемонстриовала все те вопросы, которые Казахстан неоднократно поднимал за последние два года – с момента вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
"Реальная статистика по ввозу товаров из Китая в Кыргызстан и цифры, которые декларировала кыргызская сторона, показали погрешность в три раза. И дело тут не в разнице методик расчета. Это явный серый импорт", – подчернул г-н Кушумбаев.
Он напомнил, что объединение в рамках ЕАЭС предполагает открытость границ, снятие таможенных постов. И ситуация на казахстанско-кыргызской границе показала, что сегодня следует укреплять границу между Кыргызстаном и Китаем.
По мнению Саната Кушумбаева, возникшее обострение на границе между нашими странами ни в коем случае не отразится негативно на идее и деятельности Евразийского экономического союза. Наротив, ситуация встряхнула кыргызских коллег в плане улучшения их же работы.
"Подписанная "Дорожная карта" рассчитана на то, что возобладает благоразумие и обе стороны смогут улучшить таможенное администрирование. Кстати, достигнута договоренность, что на китайско-кыргызской границе будут присутствовать представители специальной комиссии ЕАЭС, чтобы не только улучшить контроль за передвижением товаров, но и в будущем избежать различных кривотолков", – сказал г-н Кушумбаев.
По мнению ведущего эксперта Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при фонде первого президента Казахстана – Елбасы Жаксылыка Сабитова, от реализации дорожной карты наши соседи – кыргызы получат больше выгоды, чем казахстанцы.
"Дело в том, что экономика Кыргызстана структурно похожа на экономику Казахстана 90-х годов прошлого столения,то есть существует большой сектор теневой экономики, который занимает от 20% до 50%. И реализация недавно подписанной дорожной карты будет способствовать тому, что многие секторы теневой экономики будут выходить "в свет", а следовательно, это расширит налоговую базу Кыргызстана, что в свою очередь приведет к росту ВВП на 10 и более процентов", – перечислил г-н Сабитов.
Заместитель директора КИСИ Санат Кушумбаев подчеркнул, что Казахстан, верный политике добрососедства, настроен оптимистично в вопросе улучшения взаимоотношений с Кыргызстаном.
"У нас оптимистичные ожидания, тем болеее что новый президент Кыргызстана на встрече в Минске заверил, что лично берет под свой контроль ситуацию на границе. Надеемся, что это повлечет активизацию двухсторонего сотрудничества и будет иметь куммулятивный эффект для всех сторон. Главное, что в основе этого двухстороннего процесса лежит диалог – это приципальное решение в рамках ЕАЭС", – резюмировал г-н Кушумбаев.
Кульпаш Конырова