Тариф на локомотивную тягу разных видов грузов с различной тарификацией на железной дороге может вырасти в среднем почти на треть в случае утверждения регулятором - комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ). К таким приблизительным расчетным выводам пришел корреспондент inbusiness.kz после изучения тарифной презентации "КТЖ-Грузовые перевозки", представленной на общественных слушаниях 4 сентября в Астане.
В "КТЖ-Грузовые перевозки" обосновывают предлагаемый рост тарифа на локомотивную тягу увеличением затрат на зарплату сотрудников, дизель и обновление локомотивного парка. Как известно, за последние месяцы многие монополии подали и утвердили обновленные тарифные сметы, аргументируя это повышением оплаты труда персонала.
Судя по презентации, в "КТЖ-Грузовые перевозки" среднемесячная зарплата производственного штата составляет 537 тыс. тенге, что гораздо выше медианной по республике. Однако в прежней тарифной смете по локомотивной тяге она отражена лишь в среднем на 248 тыс. тенге. Предлагаемый рост фонда оплаты труда офисных и производственных работников в новой тарифной заявке запрошен в размере до 91 млрд тенге, более чем в два раза больше этой утвержденной статьи расходов в 38 млрд тенге.
"Предоставленная квота дизельного топлива для товарищества, согласно решениям министерства энергетики Республики Казахстан, не покрывает общее потребление дизельного топлива Товарищества. В связи с чем, во избежание срыва перевозочного процесса, Товарищество вынуждено закупать российское дизельное топливо на внешних рынках по цене, значительно превышающей стоимости тарифной сметой (250 279 тенге)", - говорится в обосновании по росту затрат на дизтопливо в пояснительной записке тарифной заявки "КТЖ-Грузовые перевозки", размещенной в базе данных "Монополист".
В заявке цена на дизтопливо заявлена на 32,5% больше – 331 698 тенге. Таким образом, предполагается повышение издержек по этому направлению на 40,6%, с 100,1 млрд тенге до 140,8 млрд тенге.
Важным пунктом заявки является обновление локомотивного парка КТЖ. Как известно, эта программа до 2020-х годов больше буксовала из-за финансовых проблем и долгов монополии. Однако в последнее время закуп локомотивов, в том числе за счет тарифа на локомотивную тягу, увеличился, и, судя по заявке, его темп не собирается снижаться, так как списание старого тягового подвижного состава происходит достаточно быстро.
Так, за 2020-2022 годы из-за истечения предельного срока службы было выведено из эксплуатации 170 магистральных локомотивов, их выбытие компенсировали 103 новыми единицами. В этом и следующем году ожидается списание еще 148 локомотивов, зато за этот период намечено приобретение 173 единиц. Однако в целом за 2020-2024 годы чаша весов все еще в пользу вывода из эксплуатации – 318 списанных против купленных 276 локомотивов. Напомним, год назад inbusiness.kz писал, что локомотивный парк "КТЖ-Грузовые перевозки" насчитывал около 1,5 тыс. единиц.
"В проекте инвестиционной программы по регулируемой деятельности учтен закуп: 17 ед. грузовых электровозов; 19 ед. маневровых локомотивов; 41 единицы тепловозов серии ТЭ33А (Эволюшн); 50 магистральных 2-х секционных тепловозов серии. Приобретение локомотивов будет производится как за счет заемных и собственных средств. Заемные средства привлечены у следующих международных и отечественных финансовых институтов: АО "Народный Банк Казахстана", Евразийским Банком Развития, Société Générale, Natixis, HSBC Continental Europe (ранее -HSBC France)", - уточняется в пояснительной записке новой тарифной заявки "КТЖ-Грузовые перевозки".
К слову, недавно сообщалось, что 50 локомотивов грузовой дочки КТЖ поставит российский "Трансмашхолдинг". Вполне вероятно, что частично они будут оплачены из повышения тарифа на локомотивную тягу.
В презентации "КТЖ-ГП" также указывается, что в тарифной смете закладывалась покупка в 2020 году 16 локомотивов, в 2021 году – 25, в 2022-м – 19 единиц, как и январе-августе 2023 года, а по факту было приобретено 20 локомотивов в 2020 году, 35 – в 2021-м, 48 – в 2022-м, и 54 – за ушедшие месяцы этого года. Разница составила 78 локомотивов, то есть почти в два раза, так как по тарифной смете на упомянутые годы было заложено 79, но фактически куплено 157 локомотивов. На инвестиции для их закупа в тарифе было предусмотрено 168 млрд тенге, а на деле затрачено 366 млрд тенге.
"Рост инвестиций в приобретение локомотивов объясняется необходимостью восполнения дефицита в связи со списанием (в связи с истечением срока службы) большего количества локомотивов и ростом грузооборота. КТЖ-ГП в 2022, 2023 годы были привлечены займы для пополнения потребного локомотивного парка", - поясняется в документе.
В представленной к новой тарифной заявке инвестпрограмме по локомотивной тяге заложена покупка 123 единиц тяглого подвижного состава – 13 грузовых электровозов, 91 грузового тепловоза и 19 маневровых тепловозов. На все это потребуется 229,6 млрд тенге, из которых 188 млрд будут заемными. Вместе с тем запланирован капитальный ремонт 42 локомотивов на собственные средства в 6,5 млрд тенге.
К слову, на начало сентября у "КТЖ-Грузовые перевозки" было 110 новых электровозов серии KZ8A, то есть производства французской компании Alstom. В этом и следующем году планируется докупить еще 17 единиц на 54 млрд тенге, а электрические локомотивы старых серий, в количестве 44 штук, списать. Если смотреть на грузовые тепловозы на дизеле серии ТЭ33А производства американской компании Wabtec, то их у национального грузового перевозчика 410 единиц. В 2023-2024 годы будет докуплен еще 91 тепловоз на 188 млрд тенге. В этот же период будут отправлены в отставку 139 тепловозов старых серий.
Кстати, замена отработавших тепловозов позволит несколько сократить потребление дизеля, то есть затраты на эту статью расходов должны, по крайней мере в теории, уменьшиться. Между тем казахстанская железная дорога электрифицирована всего на 25%, хотя электрическая тяга гораздо дешевле, пока каких-либо существенных подвижек в ее электрификации не наблюдается, несмотря на рост транзитных потоков.
В презентации "КТЖ-ГП" также уточняется, что компания продолжает эксплуатировать 400 электровозов ВЛ-80, из которых капитальный ремонт на 4,5 млрд тенге требуется 24 единицам, что продлит их жизнь на семь лет, а 44 единицы, как упоминалось, будут списаны в эти два года. Кроме того, на железной дороге национальным грузоперевозчиком эксплуатируются 79 маневровых тепловозов серии ТЭМ и 220 единиц серии ЧМЭ, из которых четырем единицам ЧМЭ и 14 единицам ТЭМ требуется капремонт в последующие пару лет на 2 млрд тенге, чтобы продлить их срок службы на 10 лет.
Напомним, год назад "КТЖ-Грузовые перевозки" уже подавали заявку на повышение своего тарифа на локомотивную тягу в среднем на 40%. Еще тогда риторика перевозчика, по традиции, складывалась вокруг повышения зарплат, цены дизтоплива и стоимости содержания локомотивного парка. Однако КРЕМ снизил проект цены "КТЖ-Грузовые Перевозки" до 14,7%.
В этот раз вполне вероятно ожидать от регулятора похожих действий с учетом ежегодной повторяемости повышения тарифа на локомотивную тягу от монополиста. К слову, объем транзита и железнодорожной транспортировки нефти за последние годы вырос.
Однако, даже в случае полного утверждения повышения тарифа на треть, это в целом может повлиять на общую стоимость грузовых перевозок по железной дороге всего лишь примерно на 2%, так как локомотивная тяга не занимает большую долю в их структуре затрат.
Напомним, ранее inbusiness.kz писал, что КТЖ передают в операционное управление "дочки" Deutsche Bahn. По данным СМИ, нацкомпания приобретает услуги дочерней компании немецкого железнодорожного оператора DB Engineering & Consulting GmbH. Обеспечит покупку Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына".
Читайте по теме:
Токаеву рассказали о рекордном грузообороте КТЖ