Объем безналичных оплат посредством транспортных карт в столичных автобусах в I квартале текущего года вырос в четыре раза по отношению к предыдущему, до 33%. Об этом свидетельствуют данные, приведенные компанией Astana LRT. И это далеко не предел. Местные власти готовят новый безналичный удар – дифференцированный тариф, который сделает оплаченные картами поездки еще выгоднее. Насколько – неизвестно, но подготовительная работа идет.
В настоящее время в Астане установлено 30 автоматов RTVM по продаже транспортных карт. Как отмечают в компании, рассматривается вариант подключения сети платежных терминалов для пополнения транспортных карт. Таким образом, потребность в собственных терминалах отпадет. Это позволит пользователям удаленно загружать на транспортную карту нужный тариф – по номеру карты. На сегодняшний день уже проведены переговоры с платежными сервисами, успешно проведены тестирования систем, ведутся работы по интеграции.
Внедрение электронной оплаты в перспективе призвано сделать отрасль общественных перевозок более прозрачной, что позволит государству точечно выплачивать субсидии – по количеству льготных проездных билетов. Так, с начала 2018 года, после полного оснащения автобусов специализированным оборудованием есть возможность получать точные данные обо всех совершаемых валидациях. Так, по данным системы, показатели валидаций гражданами льготных категорий ежедневно растут и на сегодняшний день составляют 21%.
В январе по льготным картам в автобусах проехали 10-13 тысяч раз, в феврале – 20-25 тысяч, в марте уже порядка 40 тысяч валидаций в день. Как уточняют в Astana LRT, еще не все льготники, которых в Астане насчитывается порядка 114 тысяч человек, получили льготные карты. На данный момент выдано 84 тысячи карт. Оставшиеся пользуются проездными документами старого образца. Поэтому пока отсутствует полная картина поездок.
В то же время задача по полному переходу на безналичные платежи не ставилась. Однако компания стремится максимально увеличить процент пользования транспортной картой в ближайшее время. В этом году планируется переход на дифференцированный тариф на проезд.
Это означает, что пассажиры, пользующиеся транспортными картами, будут расплачиваться за проезд по одной цене. Оставшееся число пассажиров будет оплачивать большую сумму, чем стоимость общеустановленного тарифа при оплате картой. В настоящее время в Астане ежедневно маршрутные линии обслуживает 1100 автобусов, которые на 100% оснащены валидаторами.
Майра Медеубаева