Тариф в обмен на инвестиции

3681

Инвесторов в социальные проекты государственно-частного партнерства привлекут тарифами.

Тариф в обмен на инвестиции

Государственно-частное партнерство (ГЧП) по социальным объектам в Казахстане раскручивается медленно. Инвесторов пугает неопределенность. В частности, речь идет о валютных рисках. На строительство зачастую занимаются средства международных финансовых организаций, а проекты долгосрочные и тарифы в тенге. Об этом говорит вице-министр здравоохранения и социального развития Елжан Биртанов.

"Реалии таковы, когда рассчитывается стоимость платежа в тенге с учетом валютных рисков, поскольку зачастую речь идет о привлечении заемного иностранного финансирования, то есть в валюте. То есть мы должны курсовую разницу и валютные риски предусмотреть, и, к сожалению, по валютным рискам сейчас ситуация не в нашу пользу. Риски высокие, соответственно, все это закладывают в стоимость проекта", - сказал г-н Биртанов на общественных слушаниях на тему "Успешные примеры проектов ГЧП".

"Плюс, безусловно, в связи с отсутствием дешевого финансирования предусматриваем коммерческое финансирование по ставкам международных финансовых институтов либо банков второго уровня, что приводит в конечном итоге к удорожанию проектов, поскольку государство должно выплатить все инвестиционные затраты плюс интерес финансовых институтов плюс маржу собственно частного сектора. В результате возникает пугающая для многих наших спонсоров, то есть госорганов, цифра", - продолжил он.

По его словам, местные исполнительные органы при принятии решения по проектам ГЧП сравнивают их со стоимостью аналогичного бюджетного проекта и в большинстве случаев такое сравнение не в пользу ГЧП.

Поэтому, говорит вице-министр, акиматы пока осторожничают в вопросах развития ГЧП. Мотивировать инвесторов предлагается за счет тарифов, в которые можно будет включить инвестиционную составляющую, и работы фонда социального медицинского страхования.

"Мы скорее всего зайдем с действующими тарифами в фонд (социального медицинского страхования – прим. автора), поскольку это действующая база. Мы ежегодно пересматриваем тарифы. Там есть 12 видов тарифов. Для стационаров - одна методика, для скорой помощи - другая методика, соответственно, мы каждый год индексируем с учетом инфляции и так далее, - рассказал Елжан Биртанов abctv.kz, - Одна их ключевых новелл - то, что в рамках социального медстрахования для выравнивания условий с частным сектором, стимулирования и устойчивости госклиник будут включаться инвестиционные компоненты. В тарифной структуре будут учитываться расходы на амортизацию основных средств. Это позволит накапливать эту часть и возобновлять, либо под них брать лизинговые вещи".

Он отмечает, что пока не может похвастаться большими прорывными проектами в этой сфере.

"К сожалению, для этого есть ряд причин. Основная проблематика представлена тем, что у нас, у государства, нет четкого понимания для чего мы это ГЧП реализуем, соответственно, какие проекты у нас. На сегодняшний день эта цифра у нас плавает. По данным местных исполнительных органов у нас 47 проектов в стадии разработки и два республиканских проекта, которые министерство само разработало", - сказал он.

Это проекты в различных сферах, в основном, поликлиники, амбулаторные поликлинические организации, но есть среди них и станции скорой помощи, стационары и так далее.

"Это те проекты, которые местные исполнительные органы, как потенциальные собственники сетей здравоохранения, предлагают частному сектору на реализацию. При этом за прошедшие 2-3 года ни одного тендера успешного не состоялось. Единственный контракт был подписан в Актобе на строительство и эксплуатацию станции скорой медицинской помощи. Это небольшой шаг вперед", - говорит Елжан Биртанов.

Главной причиной отсутствия успешных проектов он называет слабую компетенцию с обеих сторон. Как со стороны государства - с точки зрения подготовки проекта, - так и со стороны частного сектора – готовности тщательно проанализировать все риски и привлечь необходимое финансирование. По его словам, требуется очень тщательная проработка контракта, поскольку в контракте должны быть предусмотрены все условия этого долгосрочного договора вплоть до месячных платежей.

"Четыре пилотных проекта по поликлиникам у нас готовятся в Алматинской, Южно-Казахстанской и Мангистауской областях. Мы надеемся, что с участием (Азиатского банка развития – прим. автора) дефицит компетенции будет восполнен и за счет средств Азиатского банка развития привлечены консультанты. Качество проработки будет достаточное, чтобы вывести, разыграть тендер и самое главное – привлечь инвестора", - сказал вице-министр.

По его словам, в принципе нужно признать, что проект ГЧП дороже, чем бюджетный проект.

Вместе с тем, полагает он, в условиях ГЧП исчезают риски, связанные с затягиванием строительства и некачественной эксплуатацией. "Эту цену мы не можем посчитать, не говоря уже о риске коррупционного характера, который очень часто сопровождает бюджетные инвестиционные проекты", - отмечает вице-министр.

Г-н Биртанов сообщил, что в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи работает порядка 35% частных поставщиков. "Каждый год они делают контракты. На свой страх и риск заходят и работают. В течение года разыгрывают дополнительные соглашения", - сказал он.

Частные поставщики в рамках ГОБМП присутствуют в консультативно-диагностических услугах и гемодиализе.  "В денежном выражении это не превышает 9%. С учетом того, что мы внедряем медицинское страхование, где основной принцип будет оплата за результат, а не за пролеченный случай, как сегодня у нас, то безусловно мы бы хотели долю частного сектора существенно увеличить. Надо сказать, что сегодня каждый третий тенге на здравоохранение тратится в частном секторе", - отметил вице-министр при этом.

В свою очередь заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Юлия Якупбаева отметила отсутствие достоверной статистики по всем проектам ГЧП.

"Если по республиканским контрактам ведется учет в рамках центра государственно-частного партнерства, то по региональным у нас нормальной статистики нет. По разным данным, допустим, по данным министерства национальной экономики у нас находится в стадии разработки 326 проектов ГЧП, по нашим данным – это наши РПП отработали, порядка 160 проектов.

Если смотреть те контракты, которые полностью соответствовали критериям государственно-частного партнерства, чтоб была у них внятная концепция, то из 160 это всего лишь 62 проекта. Таким образом, нам все-таки необходимо будет проработать и в следующем нашем пуле предложений внести предложение кто же все-таки осуществляет координацию по этим договорам, кто ведет статистику и так далее", - сказала она.

В настоящее время заключено 13 договоров ГЧП, в том числе 7 проектов по лизингу сельскохозяйственной техники в Алматинской области, 3 проекта в спорте и культуре, 3 проекта в здравоохранении в Актюбинской области. "К сожалению, реализованных до конца проектов нет", - отмечает замглавы НПП.

"Участники проекта называют сложности с финансированием и громоздкие процедуры. И третье -  люди запутались в формах ГЧП, инструментах и вообще", - констатирует заместитель председателя правления НПП.

Юлия Якупбаева предложила местным исполнительным органам предоставлять на первом этапе финансирование проектов ГЧП.

"Все начинают с того, что не могут найти финансирование на тот объект, который еще не построен. Понятно, что невозможно рассматривать будет ли он генерить потоки или нет с точки зрения особенно финансового института, потому что как правило сроки строительства затягиваются и кто в это время будет за платить? Поэтому мы предлагаем, чтобы по таким небольшим проектам был определен какой-то лимит средств, допустим, на основании сметы типового проекта. К примеру, детский сад на 250 мест стоит 750 млн тенге", - сказала она.

Инвестор совместно с управляющей компанией, строительной компанией и банком садится с представителями акимата и рассматривает какую-то модель строительства детского сада. "Они приходят к пониманию, что это в принципе это можно реализовать. Мы говорим, что это можно реализовать в пилотном формате, без конкурса, если он сразу привел инвестора, который будет это дело строить, то есть не потребуется дополнительных средств со стороны государства. Этот проект рассматривается в плоскости строительства и эксплуатации, - говорит Юлия Якупбаева, - На этапе строительства для скорости местный исполнительный орган выделяет бюджетный кредит управляющей компании, совместно со строительной компанией они мониторят строительство этого объекта. Кредит выдается только на 2 года. Через 2 года банк, который изначально сидит в этом проекте, возвращает эти деньги МИО, то есть у МИО через 2 года та же самая сумма, с которой он начал. Этот объект ставится в залог. При этом проговаривается, что через 15 лет этот объект уйдет на баланс государства".

При этом в данный детсад будут ходить и дети из акиматовской очереди, и 20-30% детей вне данной очереди. На детей из очереди идет подушевое финансирование, а также небольшая доплата от родителей. "В этом модели модель будет инвестиционно-привлекательной и она заинтересует как инвесторов, так и МИО, поскольку позволит в течение полутора-двух лет осваивать те деньги, которые они выделяют сегодня, и ничего не надо морозить", - предложила замглавы НПП.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться