По итогам октября 2021 года стоимость услуг воздушного пассажирского транспорта увеличилась на 8,7% за год. В региональном разрезе сильнее всего ощутили рост цен жители Туркестанской области: сразу на 30% в годовой динамике. В тройке антилидеров также оказались Кызылординская (плюс 22,9% за год) и Мангистауская (19,4%) области, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на ресурс finprom.kz.
Из 17 регионов РК только в Северо-Казахстанской области цены остались на том же уровне, что и в октябре прошлого года. Еще в трех регионов наблюдается спад цен: в Павлодарской (на 12,7%), Западно-Казахстанской (на 15,3%) и в Акмолинской (на 22,5%) областях.
Если же говорить о грузовых перевозках, то авиакомпании в РК подняли тарифы на 25,1% за год. На внутренних авиалиниях повышение составило 6%, а на международных этот показатель увеличился ровно на треть (33,3%).
Стоит отметить, что после 2020 года, когда в совокупности убытки отечественных компаний из-за ограничительных мер, закрытия границ и отмены рейсов в связи с пандемией составили 350 млрд тенге, пассажирооборот и грузооборот восстановились. Количество перевезенных пассажиров и грузов растет. Растут и доходы авиакомпаний.
По данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, за январь – октябрь этого года доходы авиаперевозчиков в совокупности составили 300,3 млрд тенге, что почти вдвое больше того, что они заработали за аналогичный период 2020 года (154,3 млрд тенге). Львиная долю составили пассажироперевозки – 285,8 млн тенге, остальное – перевозка багажа и грузов – 14,5 млн тенге.
Как сообщили в Комитете гражданской авиации МИИР РК, за январь – октябрь 2021 года отечественные авиакомпании перевезли 7,8 млн человек – на 76% больше, чем годом ранее (10 месяцев 2020 года – 4,4 млн пассажиров). Спад в январе – октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составил 38,2% (7,1 млн человек).
Количество обслуженных пассажиров в аэропортах составило 14,2 млн чел., это на 63% больше значения прошлого года (10 месяцев 2020 года – 8,7 млн чел.).
Пассажирооборот в октябре 2021 года (к октябрю 2020 г.) вырос на 80,1%, до 12,2 млрд пкм.
За январь – октябрь 2021 года перевезено грузов и багажа на 58,8% больше, нежели годом ранее (27,8 тыс. тонн против 17,5 тыс. тонн за аналогичный период 2020-го).
По предоставленным данным КГА, за 10 месяцев 2021 года аэропортами городов Алматы и Нур-Султан было обслужено наибольшее количество пассажиров:
- Алматы – 5 млн пассажиров;
- Нур-Султан – 3,7 млн пассажиров;
- среднее значение – 710 тыс. пассажиров.
Наибольшее количество обработанного груза зафиксировано в аэропортах городов Алматы и Актобе:
- Алматы – 71 тыс. тонн;
- Актобе – 16 тыс. тонн;
- среднее значение – 5 тыс. тонн.
Авиаперевозчики об убытках прибыли
"Благодаря хорошим показателям за 2019 год, у Air Astana было прочное и стабильное финансовое положение в начале пандемии. Пандемия повлияла на результаты нашей деятельности за 2020 год. Чистый убыток за 2020-й год составил 93,93 млн долларов, чистая прибыль за 2019-й год составила 30,03 млн долларов. за январь – сентябрь 2021 года операционный доход Компании составил 548,36 млн долларов, что на 91% выше аналогичного периода прошлого года", – сообщили inbusiness.kz в авиакомпании Air Astana.
В авиакомпании SCAT в свою рассказали, что по итогам 2019 года авиакомпания перевезла 2,3 млн пассажиров. События 2020 года внесли большое количество изменений в работу авиаперевозчиков, что негативно отразилось на годовых показателях пассажиропотока компании.
"Итоговое количество перевезенных пассажиров в 2020 году составило порядка 1,26 млн пассажиров. То есть около 55% прошлогодних показателей.
Наиболее печальная картина, складывалась в отношении международных рейсов. В полной мере международные рейсы выполнялись лишь в период январь-февраль 2020. Средние загрузки составляли около 65%. И 2 недели марта, с загрузкой порядка 58%. В дальнейшем последовало полное приостановление всего международного авиасообщения. Возможным стало лишь выполнение репатриационных рейсов", – пояснили inbusiness.kz.
Прямые убытки авиакомпании в 2020 году составили 12 млрд тенге.
Помимо этого, авиаперевозчик понес затраты на 100% возврат стоимости пассажирам отменённых рейсов, в размере 1,8 млрд. тенге. За время действия режима Чрезвычайного Положения в Республике Казахстан, SCAT вынужден был отменить порядка 3 тыс. рейсов. Это более 98 тыс. билетов.
В настоящее время в авиакомпании отмечают положительную динамику в восстановлении потоков, однако итоговые годовые показатели смогут оценить лишь в январе 2022 года.
FlyArystan сообщил, что с момента запуска в 2019 году отечественный лоукостер не менял. С 23 марта 2020 года по 11 мая 2020 года все рейсы компании были отменены. Кроме того, в соответствии с ограничениями местных аэропортов в регионах количество рейсов на каждую компанию было ограничено до конца 2020 и в начале 2021 года. В компании отмечают положительный тренд в восстановлении пассажиропотока.
По итогам 2020 года на рынке внутренних авиаперевозок с долей в 70% лидировала компания Air Astana (в том числе 31% пришлось на FlyArystan). Вторую и третью строчки заняли SCAT Airlines и Qazaq Air – 24% и 4% соответственно. Оставшиеся 2% пришлись на "Южное небо".
По международным перевозкам с долей в 46% также лидировала Air Astana. Вторую и третью строчки заняли SCAT Airlines (16%) и "Аэрофлот" (9%). В ТОП-5 также вошли Turkish Airlines (7%) и Flydubai (5%).
Семён Данилов