По словам министра энергетики Алмасадама Саткалиева, министерство работает над реализацией обновленной программы "Тариф в обмен на инвестиции", передает inbusiness.kz.
"Так, в целях повышения инвестиционной привлекательности сектора генерации повышен годовой лимит возвратных инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге. С 1 июня текущего года министерством, согласно поданным заявкам, скорректированы предельные тарифы на электрическую энергию для 27 из 47 энергопроизводящих организаций, средний рост тарифов которых составит порядка 24%. Планируется увеличение предельного тарифа на рынке электрической мощности до 1,5 млн тенге за 1 МВт в месяц. Данная мера позволит обеспечить ежегодный приток инвестиций в размере 160 млрд тенге в сектор генерации для обновления и ремонтов действующих станций", – сказал он.
Кроме того, по словам министра, рассматривается возможность утверждения предельных тарифов на электрическую энергию на долгосрочный период с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции.
"В рамках краткосрочных мер по реализации программы "Тариф в обмен на инвестиции" предлагается по теплоэлектроцентралям с высоким уровнем износа, не подлежащим модернизации и восстановлению, заключать инвестиционные программы по проведению капитальных ремонтов основного и вспомогательного оборудования на трехлетний период 2024-2026 годов. Это позволит до ввода новых мощностей поддерживать данные теплоэлектроцентрали в работоспособном состоянии для стабильного прохождения отопительных сезонов", – продолжил он.
В целях стабилизации ситуации, по его словам, определен объем (со сроком реализации на 2023 год) капитальных ремонтов основного оборудования, реконструкции, модернизации, а также строительства новых котлов, турбин, дымовых труб и так далее (119 котлов, 79 турбин и других работ).
"В результате для выполнения вышеуказанных работ необходимо финансирование в объеме 182 млрд тенге. При этом денежные средства, предусмотренные для ремонтов теплоэлектроцентрали с учетом утвержденных тарифов, составляют 93 млрд тенге. На текущий момент доходы электростанций от реализации электрической и тепловой энергии в рамках утвержденных тарифов не покрывают расходы для выполнения полноценных ремонтов. Сумма недофинансирования составляет 88 млрд тенге. Данный расчет проведен в рамках бенчмаркинга в части объемов финансирования, необходимого для полноценного выполнения капитальных, расширенно-текущих ремонтов", – продолжил Саткалиев.
Покрытие недостающих средств планируется за счет выделения ежегодного финансирования в размере порядка 100 млрд тенге в рамках годового лимита возвратных средств по рынку электрической мощности путем заключения краткосрочных инвестиционных программ на капитальные ремонты оборудования ТЭЦ, добавил он.
"Предлагается изменить подход к отбору инвестиционных проектов в рамках заключения инвестиционных соглашений в части обязанности собственников по разработке программы по модернизации, реконструкции и расширению мощностей по станциям, подлежащим дальнейшей эксплуатации в долгосрочной перспективе. Заключение уполномоченным органом инвестиционных соглашений будет осуществляться по мере поступления заявок. При этом практика показала низкую заинтересованность предприятий в заключении инвестиционных соглашений в связи с невозможностью привлечения финансирования от банков второго уровня", - пояснил Саткалиев.
Для решения данной ситуаций министерство энергетики предлагает предусмотреть возможность финансирования инвестиционных проектов тепловых электрических станций в период их реализации.
"Главными критериями при заключений инвестиционных соглашений будут являться установление целевых индикаторов, в части снижения уровня износа на 10 – 15% от существующего уровня, сокращение собственных нужд предприятия, приведение удельного расхода условного топлива к проектному, внедрение НДТ. Вместе с тем планируется внедрение встречных обязательств со стороны участников рынка по обеспечению прозрачности целевого использования полученных средств", – уточнил он.
Так, на сегодня прорабатываются следующие поправки в законодательство: возврат функций контроля уполномоченного органа за целевым использованием средств, полученных в рамках политики "Тариф в обмен на инвестиции"; установление целевых индикаторов, которых необходимо достичь в рамках вложенных инвестиций; установление штрафных санкций в случае недостижения показателей при отсутствии объективных причин; установление ответственности в случае нецелевого использования средств, в том числе руководителей предприятий; установление ответственности подрядных организаций за качество выполняемых работ.
"Также предлагается пересмотреть сроки по подаче заявок в Совет рынка, исключить ограничение подачи заявок до 1 февраля на круглогодичную подачу заявок по мере готовности инвестиционных проектов. Тем самым будет устранен барьер по срокам подачи заявок на рассмотрение Советом рынка и уполномоченным органом. Изменить структуру Совета рынка с включением представителей уполномоченного органа, депутатов парламента, местных исполнительных органов, системного оператора, независимых экспертов. В целях прозрачности и контроля за целевым использованием средств, выделяемых в рамках вышеуказанных подходов, предлагается внедрить трехэтапный контроль за реализацией инвестиционных соглашений", – резюмировал глава ведомства.