На конкурсе "Start-up идея года" в Павлодаре проект Рымкеш Мусалиновой был представлен как один из 15 оригинальных идей молодых предпринимателей еще в прошлом году. А именно производство по выпуску жидких яиц в пластиковых бутылках. Ноу-хау в этом нет, но вот в Казахстане никто таким бизнесом не занимался до сих пор. А вот название "Удобное яйцо" предпринимательница запатентовала. Поскольку опыта в становлении бизнеса не было, вчерашняя переводчица английского языка решила обратиться за помощью в Палату предпринимателей области, где прошла обучение по программе "Бизнес-советник". Чтобы реализовать свой план, девушка зарегистрировала ИП "Компания "Аргаяша", взяла в аренду помещение, приобрела кое-что из оборудования, наняла технологов, потратив на все 5 млн тенге собственных средств, и запустила производство, которое сегодня уже окупилось.
Кстати, сама идея принадлежит еще бабушке предпринимательницы. Дело в том, что бабушка завтракает яичницей только из белка. Желток, как правило, выбрасывался, что, конечно, не по-хозяйски. Вот бабушка предложила поискать в павлодарских магазинах такой товар. Не оказалось. Продолжив изучать данный вопрос, Рымкеш Мусалинова выяснила, что такого продукта нет не только в Павлодаре, но и в Казахстане. А вот в России такой бизнес налажен. Более того, там около 10% от общей продажи куриного яйца приходится на долю именно его отдельных составных частей, в европейских странах – до 70%. Так и возникла идея бизнеса, построенного на жидком яйце в трех видах: белок, желток и меланж (яичная смесь).
"Прежде чем погрузиться в этот бизнес с головой, провела собственные маркетинговые исследования: в течение 10 дней проводили опрос в одном из крупных супермаркетов. Убедилась: интерес к этому продукту есть. Время показало, что я не ошиблась, да и бизнес выгодный. И в розницу, и оптом идет хорошо. Так, отправляясь на выставку "Сделано в Казахстане", в Астану взяли 100 бутылок, рассчитывая, что за три дня их реализую. Ушли за час. Я была шокирована", – поделилась с abctv.kz предпринимательница.
Партнером по бизнесу и поставщиком яйца является ТОО "Павлодар-Кус". Предпринимательница в сутки приобретает до 3 тыс. штук. При производстве продукта учтены все технологические требования, он без консервантов. Сами яйца подвергаются обработке: моются, сушатся, дезинфицируются. На сегодня автоматизирована только небольшая часть производства, в основном все делается вручную – разбивание и разделение яиц. На производстве трудятся пять человек, здесь обрабатывают в сутки до трех тысяч яиц. Поскольку яйца попадают в тару в свежем виде, срок хранения у них пока не очень большой – 25 суток. В будущем Рымкеш Мусалинова надеется приобрести пастеризатор, тогда срок увеличится до 56 суток.
Сегодня предприятие работает только по заказам, предпринимательница уверяет, что они растут.
"Обратились ко мне предприниматели из Караганды, готовы сами забирать продукцию. Звонки идут из Астаны, Алматы. Сейчас ведем переговоры с крупными супермаркетами для реализации. Юристы изучают договоры, возможно, откроем свой фирменный магазин. Считают, что есть все возможности выйти на рынок и на этом построить серьезный бизнес", – говорит предпринимательница.
Оптовая цена за бутылку 0,5 литра белка, куда входит 17 штук, – 230 тенге. Желтки из 28 штук – 330 тенге, меланж из 10 яиц – 200 тенге. Для крупных производителей продукции предусмотрена большая тара. Предпринимательница предусмотрела для розницы рецепты, размещенные сразу на этикетке, разработанные специалистами.
К слову, производство безотходное, скорлупу либо забирают оптом для удобрений, подкормки, другую часть на производстве размельчают, добавляют мед, в стеклянную банку и также продают.
Планов у Рымкеш Мусалиновой много. Прежде всего, хочет не просто нарастить объем производства, но и оборудование соответствующее приобрести. Но тут своими силами уже не обойтись, самое дешевое в Европе можно приобрести за 200 тыс. евро. Девушка ищет пути финансирования.
"Планирую обратиться в "КазАгроФинанс" по поводу лизинга, навожу справки по НАТРу, там можно вернуть 50 процентов вложенных средств. Мои планы вполне реальны, потому что вижу спрос на продукт, к тому же он из того списка, которым человек пользуется ежедневно, как хлеб и молоко", – говорит предпринимательница.
В планах наладить производство уже готовой смеси для омлета, жидкое тесто для блинчиков. И это далеко не предел. Девушка уверена, что нашла такое дело, которое постоянно открывает новые перспективы.
Марина Попова
Фото из архива предпринимательницы