/img/tv1.svg
RU KZ
Телеканалы бесплатно поделятся с государством эфирным временем

Телеканалы бесплатно поделятся с государством эфирным временем

Казахстанские телеканалы, по инициативе министерства информации и коммуникаций  (МИК), хотят обязать выделять бесплатно 14,4 минут в сутки на социальную рекламу.

18:06 18 Ноябрь 2016 3283

Телеканалы бесплатно поделятся с государством эфирным временем

Автор:

Ирина Севостьянова

 Именно такие нормы содержатся в представленном правительством на рассмотрение парламента проекте поправок в законодательство по вопросам рекламы. Разработчики уверяют, что при разработке поправок изучили международный опыт и выбрали, конечно же, лучшие мировые практики госрегулирования рекламной деятельности.

Презентуя законопроект, вице-министр национальной экономики Айдар Арифханов пояснил, что в настоящее времы госрегулирование рекламной деятельности в стране осуществляется несколькими госорганами. Так, министерство по инвестициям и развитию регулирует размещения наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, министерство информации и коммуникации контролирует рекламу в СМИ, за министерством здравоохранения и социального развития закреплен контроль за рекламой медицинских услуг, лекарственных средств и медицинской техники, за министерством национальной экономики - контроль за рекламой биологически активных добавок к пище. Местные исполнительные органы контролируют размещение наружной рекламы на местном уровне. 

Чтобы упорядочить всю эту деятельность, законопроектом предлагается "определение уполномоченного органа (министерство национальной экономики), который будет осуществлять руководство и межотраслевую координацию, и регулирующих государственных органов, ответственных за руководство в отдельных отраслях, в которых осуществляется рекламная деятельность". 

При этом роль акиматов в целом останется без изменений. Но, по опыту столицы, предложено, что акиматы на основе Типовых правил, утверждаемых уполномоченным органом, будут разрабатывать правила размещения наружной рекламы, а маслихаты их утверждать. Таким образом, за выработку государственной политики в области рекламы будут ответственны уполномоченный и регулирующие органы, а за ее реализацию – регулирующие и местные органы.

Еще ряд предлагаемых мер вице-министр охарактеризовал как "направленные на улучшение условий для осуществления рекламной деятельности в стране". В частности, в целях сокращения уровня долларизации вводится требование об указании стоимости продукта только в национальной валюте.

Для усиления ответственности за нарушение запретов в области рекламы вводится ответственность за их нарушение, так как многие из них на практике не соблюдаются. При этом господин Арифханов пояснил, что за 2015 год выявлено в печатных изданиях 11 нарушений, которые касались отсутствия данных о лицензировании при размещении рекламы, в эфирах телеканалов - 1484 нарушений законодательства. В частности, 33 факта отсутствия данных о лицензировании, 969 фактов прерывания рекламой детских телепрограмм, 482 факта превышения двадцати процентов рекламы от общего объема вещания в сутки. По предварительным подсчетам, проведенным в Миннацэкономики, только за 969 совершенных фактов прерывания рекламой детских телепрограмм, из расчета отнесения правонарушителей к субъектам среднего предпринимательства, поступления в государственный бюджет составил бы более чем 411 млн тенге. 

Кроме того, считают разработчики законопроекта, назрела необходимость введения соответствующей ответственности за нарушения запретов к рекламе биологических активных добавок к пище (БАД), установленных кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения.  Поскольку по данным Комитета по защите прав потребителей участились случаи  их нарушения, что приводит к обману потребителей и в конечном итоге возможному ухудшению их здоровья.

"Предлагаемые размеры штрафных санкций определены на основе установленных ранее штрафов за нарушение требований к языку рекламы. А штрафы за нарушение требований к рекламе БАДов установлены исходя из уже установленных штрафов за рекламу незарегистрированных лекарственных средств, так как данные правонарушения схожи по характеру, возможным последствиям и регулируются одним законодательством в области здравоохранения», - пояснил господин Арифханов, подчеркнув, что по этим предложениям проведены обсуждения с представителями бизнеса, телеканалов и поправки были ими поддержаны. 

Еще одну норму предложено ввести в целях "повышения уровня нравственно-культурного воспитания общества, а также продвижения имиджевой политики страны посредством широкого распространения социальной рекламы". Так, предлагается вменить в обязанность для теле-, радиоканалов размещать на безвозмездной основе социальную рекламу в размере не менее 1 % от общего объема вещания в месяц (14,4 минуты в сутки).

"Если канал вещает 24 часа в сутки, то это означает, что реклама социальная будет 432 минуты в месяц, либо 14,4 минуты в сутки, - объяснил господин Арифханов. - Те каналы, которые вещают 12 часов в день, условно говоря, конечно, в их плане это будет не совсем приемлемо. Но мы будем настаивать на том, чтобы хотя бы с шести вечера до 12 часов вечера было как минимум два ролика. Это обязательно".

"Обязанными" окажутся 15 казахстанских телеканалов - Казахстан, Хабар, Хабар 24, Балапан, Білім және мәдениет, Казспорт, Первый канал Евразия, Астана, КТК, Мир, НТК, 31 канал, 7 канал, СТВ, Алматы.

Это предложение поддерживают и в "профильном" ведомстве - министерстве информации и коммуникаций. Вице-министр Алан Ажибаев подчеркнул, что такое требование по социальной рекламе является мировым трендом. При этом он убежден, что об убытках телеканалов не может быть и речи. 

"Коммерческая реклама в размере 20% у них остаётся. Никаких не будет убытков. У частных каналов 20% рекламы никто не забирает. Это примерно 12 минут в час. С шести вечера до полуночи всего два выхода социальных роликов. При этом мы не говорим о хронометраже. Он может быть и 30 секунд, и минуту", - заявил господин Ажибаев. 

Еще в списке предлагаемых новшеств - введение пятилетнего срока действия разрешительных документов на размещение наружной рекламы (сейчас - один год). При этом разрешения, выданные до введения в действие законопроекта, будут сохранять свое действие в течение пяти лет со дня их выдачи.

Ирина Севостьянова