Тенге ждут валютные качели: складывается опасный набор факторов

Эксперты объясняют, что угрожает курсу тенге и как защитить сбережения в Казахстане. 

Тенге ждут валютные качели: складывается опасный набор факторов   Фото: pixabay.com

По сравнению с турбулентным началом 2025 года национальная валюта уже несколько месяцев демонстрирует попытки укрепления. Однако, по мнению экспертов, за внешним ростом скрываются глубокие структурные риски. Побеседовав с несколькими экономистами, корреспондент inbusiness.kz попытался разобраться в том, что же сегодня на самом деле двигает курс тенге и как защитить свои сбережения в эпоху глобальной неопределенности.

Факторы давления: глобальный шторм и внутренние "боли"

Несмотря на локальные периоды укрепления, фундаментальное давление на тенге сохраняется. По мнению эксперта QazExpertClub Венеры Жаналиной, мы наблюдаем опасный коктейль из внешних шоков и внутренних дисбалансов, одновременное действие которых усиливает волатильность.

"На внешнем контуре ключевым фактором остается сохраняющаяся жесткость денежно-кредитной политики ФРС США: ожидания более длительного периода высоких ставок поддерживают сильный доллар и снижают интерес глобальных инвесторов к валютам развивающихся стран. Дополнительное давление формируют геополитическая напряженность и высокая чувствительность рынков к любым негативным новостям, что повышает спрос на "защитные" активы", – говорит Венера Жаналина.

Фото: из личного архива

Отдельного внимания, по мнению спикера, заслуживает динамика цен на основные экспортные товары Казахстана. Несмотря на относительную стабильность нефтяных котировок, рынок не видит устойчивого восходящего тренда, который мог бы стать прочной опорой для тенге. Аналогичная ситуация наблюдается и по металлам – экспортная выручка не демонстрирует такого роста, который компенсировал бы внутренний спрос на валюту.

О сырьевой ловушке говорит и экономист, генеральный директор AERK Жаныбек Айгазин. Спикер подчеркивает, что страны-экспортеры нефти исторически подвержены более высокой волатильности.

"Вопреки расхожему мнению, последние два месяца национальная валюта не слабеет, а укрепляется, если сравнить с началом 2025 года. Отчасти это связано с глобальными трендами: индекс доллара (DXY) снижается по отношению к корзине мировых резервных валют. Однако важно понимать структурную специфику Казахстана. Исследования МВФ подтверждают, что валюты стран-экспортеров ресурсов априори более волатильны. Мы сильно зависим от конъюнктуры рынков нефти, металлов и зерна. И слабость тенге – это прямое следствие моноресурсной структуры экономики. Нацвалюта привязана к динамике биржевых цен. При этом в 2025 году мы видели, как падает экспорт, а импорт растет", – отмечает экономист Жаныбек Айгазин.

Отдельно аналитики отмечают и риски, связанные с эффектом керри-трейда. Керри-трейд – это стратегия, при которой инвесторы занимают деньги в странах с низкими процентными ставками и размещают их в странах с более высокими ставками, зарабатывая на разнице, но рискуя из-за возможных колебаний валютного курса.

Сегодня высокая базовая ставка Нацбанка (18%) делает тенге привлекательным для спекулянтов. Финансист Расул Рысмамбетов указывает, что именно приток "горячих денег" от иностранных трейдеров и трансферты из Нацфонда сейчас поддерживают тенге.

"Честно сказать, сейчас тенге укрепляется. Этому способствуют и активные трансферты из Нацфонда, их меняют. Это раз. Во-вторых, это керри-трейд, когда иностранные трейдеры заходят к нам на рынок со своими долларами и меняют их. То есть у нас, наоборот, изобилие доллара, поэтому тенге сейчас уже 3-4 месяца крепнет", – говорит финансист Расул Рысмамбетов.

Однако Венера Жаналина предупреждает: эти деньги могут уйти из страны так же быстро, как и зашли, спровоцировав резкий обвал.

"Логика простая: деньги заходят в страну, чтобы заработать на процентах по тенговым депозитам и облигациям. Но такие деньги, как правило, приходят ненадолго и быстро уходят при первых признаках риска. Если на мировых рынках растет тревожность, усиливается доллар или появляются сигналы, что ставки могут снизиться, эти инвесторы начинают выводить средства. В результате спрос на валюту резко возрастает, и курс тенге может ослабнуть за короткое время. Важно понимать, что такой приток капитала не решает глубинных проблем экономики – он не увеличивает экспорт, не снижает зависимость от импорта и не создает устойчивый приток валютной выручки", – продолжает эксперт QazExpertClub Венера Жаналина.

Уязвимые точки: КТК и "фактор Трампа"

Особое внимание аналитики уделяют физической безопасности экспорта. Инциденты на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) и перебои с добычей нефти на Тенгизе – это прямая угроза валютной выручке. Совокупные потери бизнеса и государства от пожара и остановки Тенгиза на 10 суток уже оцениваются почти в 100 млн долларов.

"На КТК приходится почти 80% нашего нефтяного экспорта. Любые атаки или остановки – это может быть спекулятивным триггером для ослабления тенге с точки зрения краткосрочного характера. Но, естественно, наши проблемы никак не повлияют на мировые цены на нефть, потому что мы всего лишь 11-е в списке стран – основных поставщиков нефти на мировой рынок. Общая совокупность мировой добычи нефти составляет где-то 106 млн баррелей в сутки, а Казахстан добывает в день 1,2-1,3 млн баррелей, то есть наша доля в добыче всего около 1%", – поясняет Жаныбек Айгазин.

К этому добавляется глобальная неопределенность. Мировая экономика вошла в зону турбулентности еще в 2022 году. Сейчас к этому добавились "тарифные войны" президента США Дональда Трампа и дефрагментация мировой экономики, которые снижают темпы глобального роста, что автоматически бьет по спросу на наши ресурсы.

"Неслучайно все международные финансовые организации и Всемирный банк считают, что 2020-е годы станут десятилетием самого низкого роста мировой экономики, то есть экономика будет расти меньшим темпом, чем десятилетием ранее", – резюмирует Жаныбек Айгазин.

Стратегия выживания: золотое сечение 60/40

Что же касается вопроса сохранения сбережений, то эксперты здесь на редкость единодушны. Главный совет – не пытаться "переиграть" рынок, а правильно диверсифицировать портфель.

Рекомендованная структура активов:

  • Р тенговых инструментах эксперты рекомендуют держать 50-60% сбережений, так как высокая базовая ставка обеспечивает их реальную доходность (выше инфляции). Рекомендуются депозиты и гособлигации до 3 лет.
  • Доля валютных активов не должна превышать 40-50% для хеджирования рисков девальвации нацвалюты. По мнению Жаналиной, лучше делить между USD, EUR и ETF.
  • Подушкой безопасности на случай глобального финансового пузыря может стать золото, в котором рекомендуют хранить 5-10% сбережений.

"Я держу около 60% в тенге и 40% – в долларах. Сейчас тенге даже крепче, чем должен быть по фундаментальным показателям, благодаря избытку долларов от трансфертов", – делится личным подходом Расул Рысмамбетов.

Крепкий тенге не всегда благо

Чрезмерное укрепление нацвалюты также несет риски. Как отмечает Жаныбек Айгазин, "крепкий тенге – это палка о двух концах".

"Он делает казахстанскую продукцию дороже на внешних рынках, из-за чего отечественные экспортеры проигрывают конкуренцию. Текущая динамика валюты – это всегда поиск баланса между интересами бюджета, экспортеров и инфляционными ожиданиями населения", – резюмирует Жаныбек Айгазин.

В 2020-е годы, которые Всемирный банк называет десятилетием низкого роста, тенге останется заложником цен на нефть, импортозависимости и геополитики. Таким образом, для рядового казахстанца это может значить лишь одно: волатильность – это не временное явление, а постоянная среда, к которой нужно адаптировать свои кошельки уже сегодня.

Читайте по теме:

Какие потери несет Казахстану ЧП на Тенгизе

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться