"Тенгизшевройл" более чем на треть сократил выплаты Казахстану

15918

В 2020 году прямые выплаты "Тенгизшевройла" Республике Казахстан составили $6,6 млрд, что на 37,7% меньше, чем в 2019 году.

"Тенгизшевройл" более чем на треть сократил выплаты Казахстану

23 февраля ТОО "Тенгизшевройл" (ТШО) объявило итоги деятельности за прошедший год, организовав в Алматы по этому случаю пресс-конференцию для представителей средств массовой информации, сообщает inbusiness.kz.

Выплаты уменьшились

"По итогам 2020 года ТШО остается крупнейшим налогоплательщиком страны и вносит наибольший вклад в экономику Казахстана, выплатив свыше $6,6 млрд прямых платежей в бюджет", – сообщил генеральный директор ТШО Кевин Лайон.

По его словам, в эту сумму входят все выплаты компании стране, начиная с налогов и роялти, заканчивая платой за предоставление предприятию сервисных услуг. Однако эта сумма оказалась на 37,7% меньше, чем было годом ранее. В 2019 году прямые выплаты ТШО республике превысили $10,6 млрд.

Кевин Лайон говорит, что в 2020 году компания столкнулась с рядом сложностей. Весной и летом прошлого года из-за вспышки коронавируса ей пришлось эвакуировать с Тенгизского месторождения более 27 тыс. работников, занятых на Проекте будущего расширения и Проекте управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД). В течение всего периода вынужденного простоя ТШО оплачивал заработную плату всех работников подрядных и субподрядных организаций.

"Если государство выплачивало (во время карантина) 42 500 тенге, то мы выплачивали полностью зарплату", – говорит Рзабек Артыгалиев, генеральный менеджер ТШО по связям с правительством и общественностью. По данным Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService), компания потратила свыше $220 млн на компенсацию зарплаты работникам подрядных и субподрядных компаний во время простоя работ на Тенгизе.

Из-за локдауна были приостановлены работы (выполнялись только критически важные) на ПБР-ПУУД. Если на конец 2019 года проект расширения был реализован более чем на 74%, то по итогам 2020 года этот показатель был продвинут лишь до 80%. Тем не менее в ТШО отметили, что "эти результаты включают в себя успешное окончание трехлетней программы морских перевозок, в рамках которой 408 крупногабаритных модульных грузов были транспортированы из различных пунктов назначения в Тенгиз". Оставшиеся строительно-монтажные работы проектная группа ПБР-ПУУД продолжит осуществлять на территории Казахстана.

ТШО также снизил в прошедшем году и объем затрат на закупку товаров, работ и услуг местных поставщиков: на 24%, до $3,5 млрд, в целом по компании, и на 26%, до $2,4 млрд, в рамках проектов будущего расширения.

Добыча и рейтинг снизились

В 2020 году компания на 11,2%, до 26,46 млн тонн, сократила добычу сырой нефти по сравнению с предыдущим годом (29,79 млн тонн). Снижение производственных и финансовых показателей компании связано с рекордным падением цен на нефть, а также ограничениями на добычу, введенными в Казахстане из-за обязательств республики, взятых в рамках сделки ОПЕК+. Однако, "несмотря на пандемию COVID-19 и сложные рыночные условия, компания поддерживала и продолжает сохранять бесперебойную добычу и высокие показатели в области безопасности и охраны окружающей среды", отметили в ТШО.

В начале февраля этого года международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило кредитный рейтинг ТОО "Тенгизшевройл" c "BBB" до "BBB-" в связи с повышением бизнес-рисков. Аналитики агентства отметили, что ТШО ведет деятельность на одном месторождении, а это сопряжено с определенными операционными рисками. Из-за распространения COVID-19 компании пришлось эвакуировать персонал, занятый на ПБР. Если бы вспышка заболевания произошла на операционном подразделении, дальнейшая добыча оказалась бы под угрозой. Также представляют собой факторы риска удаленность Тенгиза от морских портов и зависимость от единственного экспортного маршрута – Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Из-за отсутствия альтернативных маршрутов для поставки нефти аналогичной мощности перебои в деятельности трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км могут привести к прекращению экспорта нефти ТШО. При этом после запуска проекта ПБР-ПУУД, когда объем годовой добычи увеличится на 12 млн тонн, до 39 млн тонн, зависимость от вышеназванного трубопровода только усилится.

"Кроме того, мы считаем, что транспортировка нефти по КТК является довольно дорогостоящей", – отметили в S&P.

В июле прошлого года ТШО через свою дочернюю компанию Tengizchevroil Finance Company International Ltd разместила два выпуска евробондов на $500 млн и $750 млн с датой погашения в августе 2025 и 2030 годов. По данным различных источников, компания взяла эти деньги для покрытия расходов проектов будущего расширения. Тогда агентство Moody's Investors Service (Moody's), подтвердившее рейтинг Baa2 в отношении облигаций ТШО, прогнозировало, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в 2019 году. Кроме того, существенная задержка в завершении проекта расширения, например, из-за нехватки рабочей силы и материалов из-за воздействия вспышки коронавируса, может значительно снизить способность ТШО погасить задолженность в течение периода концессии, то есть до 2033 года. По данным агентства, в июле 2020 года ТШО имел непогашенный долг в размере около $7,5 млрд. Эти долги главным образом образовались перед основными акционерами предприятия: компаниями Chevron и ExxonMobil, владеющими 50% и 25% долями участия в предприятии. Деньги были взяты в 2016 году в виде кредита на реализацию проекта будущего расширения, который сейчас оценивается в $45,2 млрд.

Падение цен на нефть в прошлом году, соответственно, привело к снижению доходов предприятия. Если по итогам 2019 года чистая прибыль ТШО составила $5,9 млрд, то по итогам 2020 года, по данным KazService, этот показатель может сократиться до $1,7 млрд, то есть более чем в три раза. Общие налоговые выплаты товарищества по итогам года составили 999 млрд тенге, что в два раза меньше показателей предыдущего года (1,94 трлн тенге). При этом в структуре платежей ТШО лидируют экспортные таможенные пошлины на нефть – $950 млн.

Аналитики S&P Global Ratings отмечают, что в 2010 году правительство ввело пошлины на экспорт сырой нефти для ТШО. Хотя компания была освобождена от них в соответствии с условиями лицензии.

"Чтобы избежать сбоев в операционной деятельности, с этого времени ТШО платит пошлины", – отмечает агентство и добавляет, что в будущем компания все же планирует их опротестовать.

Поэтому не исключено, что нынешнее сокращение объемов выплат не последняя неприятная финансовая новость от крупнейшей нефтяной компании Казахстана.

Ахмет Калиев

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться