/img/tv1.svg
RU KZ
Тепловики просят угля, а не камни

Тепловики просят угля, а не камни

В ВКО сложилась проблемная ситуация по поставкам угля от разреза АО «Каражыра».

14:08 23 Январь 2018 6163

Тепловики просят угля, а не камни

Автор:

Ольга Ушакова

Поставщики тепловых услуг, железнодорожники Усть-Каменогорска, пожаловались на несоответствие ГОСТам угля от крупнейшего поставщика – разреза АО «Каражыра» и отсутствие необходимых запасов твердого топлива.

Парк полувагонов для его перевозки, по данным восточноказахстанского филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки», имеется в достаточном количестве. Однако на некоторых предприятиях, снабжающих теплом населенные пункты, нет необходимого эксплуатационного запаса твердого топлива, как это требуется по законодательству. В адрес ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» и ТОО «Согринская ТЭЦ», ТОО «Востокэнерго» поступают полувагоны с твердым топливом со станции Дегелен с высоким содержанием породы и крупными фракциями, в нарушение ГОСТа и договорных отношений между АО «Каражыра» и получателями грузов. Об этом abctv.kz сообщили поставщики тепловых услуг.

Из-за поступающего «некондиционного» твердого топлива у железнодорожников замедлен оборот полувагонов, что отрицательно сказывается на выполнении эксплуатационных показателей и может привести к большому скоплению груженых вагонов на подъездных путях.

По данным руководства ТОО «Востокэнерго», которое занимается теплоснабжением города Шемонаихи, поселков Усть-Таловка, Белоусовка, Алтайский, остаток угля на складах их предприятия при максимальном расходе составляет 10-12 дней. В то же время, согласно Закону РК «О гражданской защите» и нормам эксплуатационного запаса топлива в осенне-зимний период для энергопроизводящих организаций, утвержденным постановлением правительства, эксплуатационный запас топлива должен составлять не менее 20 дней.

«Согласно нашим договорным отношениям с АО «Каражыра», уголь крупной фракции с высоким содержанием породы (камней) в общих объемах должен составлять не более 5%, а на деле он составляет 20-30%», – рассказал генеральный директор ТОО «Востокэнерго» Игорь Морозов.

По его словам, некондиционный уголь существенно замедляет выгрузку, расходы на нее увеличиваются – приходится дополнительно тратить топливо, людям работать дольше.

«Мы такой уголь в отдельный бурт перетаскиваем, – продолжил г-н Морозов. – К примеру, при разгрузке на станциях Усть-Таловка, Белоусовка вагоны открываются, уголь просыпается на решетки, оттуда идет на конвейер. Когда такие глыбы падают, людям надо спускаться на решетки. Это влияет на охрану труда и технику безопасности – люди подвергают себя рискам, когда занимаются выгрузкой таких глыб».

По информации ТОО «Востокэнерго», предприятие готовит претензию своему основному поставщику – АО «Каражыра».

«Будем требовать заменить уголь на уголь», – отметил г-н Морозов, добавив, что у «Каражыра» есть много трейдеров-перекупщиков, которые «могут доводить уголь до кондиции, соответствия ГОСТам, но по антимонопольному законодательству все монополисты, к которым относится ТОО «Востокэнерго», должны покупать стратегический товар только с угольного разреза.

«У нас заключен договор только с разрезом «Каражыра», – отметили в ТОО «Востокэнерго».

Похожая ситуация сложилась по ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» и АО «Риддер ТЭЦ». Недопоставка угля на 16 января 2017 года, по данным железной дороги, составила 20,7 тысячи тонн, запас угля на складе при максимальном расходе составляет 15 дней. По АО «Риддер ТЭЦ» отставание от плана поставок составляет 3,9 тысячи тонн, запас угля при максимальном расходе составляет 20 дней. Предприятия ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» и АО «Риддер ТЭЦ» являются важнейшими стратегическими объектами Восточно-Казахстанской области, главная обязанность которых – бесперебойная подача тепла жителям Усть-Каменогорска и Риддера.

«С конца 2017 года на ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» поступают отдельные партии угля крупной фракции с высоким содержанием породы, в связи с чем происходит задержка выгрузки угля, также качество угля стало причиной остановок нескольких котлоагрегатов для проведения расшлаковки, – сообщила менеджер по связям с общественностью ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» и ТОО «Согринская ТЭЦ» Надежда Абрамова.

Однако она подчеркивает, что, несмотря на временное снижение калорийности поставляемого угля, увеличение расхода топлива, для поддержания объема теплоснабжения перебои не наблюдаются. Качество теплоснабжения Усть-Каменогорска остается на прежнем уровне.

«АО «Каражыра» является крупнейшим поставщиком угля для ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» с 2002 года. Ежегодно объем поставляемого угля с угольного разреза составляет примерно 900 тысяч тонн», – рассказали на Усть-Каменогорской ТЭЦ.

На ТОО «Согринская ТЭЦ», которая снабжает теплом некоторые отдаленные микрорайоны Усть-Каменогорска и предприятия, говорят, что уголь с большим содержанием камней, крупной фракцией к ним из разреза «Каражыра» идет с ноября прошлого года. Но его запас на предприятии сейчас соответствует требованиям утвержденных норм на период отопительного сезона 2017/18.

«Несмотря на отклонения показателей качества некоторых отдельных партий поставляемого угля, средневзвешенные показатели качества месячной партии угля соответствовали договорным требованиям, – отметили на ТОО «Согринская ТЭЦ». – Нарушений температурного графика и фактов ограничений в поставке тепловой энергии потребителям местного региона по этой причине не происходило.

По данным Надежды Абрамовой, на обеих теплоцентралях Усть-Каменогорска – Согринской и Усть-Каменогорской ТЭЦ есть аттестованная лаборатория, которая осуществляет входной контроль качества полученного угля от грузоотправителей. При выявлении отклонений от нормы качества угля ведется соответствующая работа по улучшению качества.

Начальник отдела сбыта АО «Каражыра» Виталий Федоров считает, что их уголь соответствует ГОСТам, и уверяет, что ежесуточная погрузка угля для всех потребителей составляет больше 350 вагонов в сутки.

«По погрузке мы двигаемся согласно плану. У наших клиентов есть претензии по углю, всем невозможно угодить, но мы их тут же решаем», – говорит г-н Федоров.

Железнодорожники в свою очередь уверяют, что в Усть-Каменогорский регион приходит в среднем ежесуточно всего 118 полувагонов с углем, хотя сдают под погрузку для Семейского региона каждые сутки до 211 полувагонов.

На ТЭЦ и «Востокэнерго» говорят, что хотят сами съездить на место добычи угля и посмотреть, почему он приходит к ним такого качества и почему имеются его недопоставки. Аbctv.kz 11 января направил официальный запрос на имя генерального директора АО «Каражыра» Маргулана Макишева с просьбой разъяснить создавшуюся ситуацию.

АО «Каражыра», по данным их официального сайта, является одним из крупнейших угольных предприятий Казахстана. Продукция АО «Каражыра», по данным сайта, пользуется большим спросом не только в Республике Казахстан, но и в регионах ближнего зарубежья. Постоянные клиенты разреза – ТОО «Цементный завод Семей», ТОО «Корпорация «Казахмыс», АО «Бухтарминская цементная компания», АО «Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «Согринская ТЭЦ» и другие крупные теплоисточники и промышленные предприятия, бюджетные организации и частные потребители коммунально-бытовой сферы. Промышленные запасы угля месторождения Каражыра составляют 1 миллиард 231 миллион тонн, а ежегодная реализация составляет, по данным того же интернет-источника, свыше шести миллионов тонн.

Ольга Ушакова, ВКО