/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 542,08 KASE 2 363,21
FTSE 100 7 457,02 DOW J 29 354,01
Hang Seng 27 524,61 Brent 59,36
Теплых отношений не сложилось

Теплых отношений не сложилось

В Актобе теплоснабжающая организация расторгла контракт с подрядчиком на реконструкцию двух котельных, несмотря на отопительный сезон.

15 Декабрь 2019 08:35 1394

Теплых отношений не сложилось

Автор:

Семен Данилов

Фото: zakon.kz

Новости

Сегодня
12:05

Чемпионат мира по биатлону: как выступили казахстанцы

Сегодня
11:35

Число жертв коронавируса в Китае достигло 2118

Сегодня
11:13

Рост ВВП Китая в I кв. может замедлиться до 3,5% при худшем сценарии – Morgan Stanley

Сегодня
10:55

Принц Гарри и Меган Маркл официально выйдут из королевской семьи 31 марта

Сегодня
10:34

Назарбаева: если колледжей в стране много, то надо сокращать, а оставшиеся обеспечить всем необходимым

Сегодня
10:12

Бердибек Сапарбаев провел отчетную встречу с жителями области

Сегодня
09:55

Цена золота превысила $1600 за унцию, палладий подорожал на 6%

Сегодня
09:37

В Казахстане зафиксирован аномальный рост цен на мясо

Сегодня
09:05

Казахстан предлагает странам ЕАЭС создать общую орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли

Сегодня
08:51

ТШО и Chevron могут выбрать арбитраж МФЦА для разрешения споров в Казахстане

Все новости

Директор полного товарищества «Казтеплоэнергомонтаж» (ПТ КТЭМ) утверждает, что заказчик специально всеми способами не дает завершить работы и связывает это с приходом нового руководства теплоснабжающей организации АО «Трансэнерго», хотя объем работ выполнен более чем на две трети. Тепловики же, в свою очередь, объясняют ситуацию тем, что подрядчик применил материалы, не предусмотренные проектом.        

В Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» поступило обращение ПТ КТЭМ на действия АО «Трансэнерго» по проектам ЕБРР – реконструкция котельных в селе Каргалинское Актюбинской области (сумма контракта 228 млн тенге) и «Казандык» (сумма контракта 938 млн тенге) в Актобе. Суть его такова: на сегодняшний день «Трансэнерго» не принимает работы по этим двум объектам из-за нарушенных сроков сдачи объектов. Как объясняют в КТЭМ, одна из причин то, что для реализации данных проектов «Казтеплоэнергомонтаж» необходимо предоставить заказчику банковские гарантии. Однако КТЭМ имеет на сегодня затруднение с их получением.

В ходе строительства КТЭМ были внесены изменения. Так, вместо сэндвич-панелей толщиной 8 см были установлены сэндвич-панели 10 см. Эти сэндвич-панели установлены по новой для региона технологии, на них имеются сертификаты. Однако со стороны «Трансэнерго» возникли сомнения в их качестве.

Теория договора

На сегодняшний день по реконструкции котельной в селе Каргалинское практически все работы выполнены. Остались лишь отделочные работы и работы по установке деаэратора и наладки блока управления. По котельной «Казандык» работы приостановлены, хотя все основное оборудование установлено, завершено строительство каркаса здания и внутренних служебных помещений. Подведены основные коммуникации.

«Компания «Казтеплоэнергомонтаж» работает в сфере строительства и обрабатывающей промышленности с 1995 года. В июне следующего года компании исполнится 25 лет. В 2012 году в рамках государственной программы ФИИР компанией введен в эксплуатацию и до недавнего времени успешно функционировал завод по производству теплоизолированных ППУ-труб и фасонных изделий в городе Актобе. На предприятии до недавнего времени работало более 100 человек, и оно было обеспечено заказами  в части строительства. Сам подрядчик утверждает, что построил более половины теплосетей в Актобе.

В настоящее время компания из-за закрытия доступа к заемным средствам, а также неправомерного расторжения договоров подряда фактически на грани банкротства, признает директор ПТ «Казтеплоэнергомонтаж» Алмас Исмагулов.

По словам директора, возглавляемая им компания почти за четверть века своего существования неплохо зарекомендовала себя не только на актюбинском рынке, но и в других городах нашей страны. Так, КТЭМ с 2016 года осуществляет проекты в рамках программы ЕБРР. За этот период завершила четыре проекта (более 20 участков тепловых сетей) в Актобе и Костанае. Объекты строительства сданы в эксплуатацию и успешно функционируют. Компания также строила теплотрассы в Нур-Султане, Алматы, Атырау.

«По линии ЕБРР мы выиграли тендеры по семи объектам. Успешно завершены пять объектов. Проблемы возникли только по двум актюбинским проектам, по которым заказчиком является «Трансэнерго». Главная проблема возникла именно здесь, хотя мы являемся местной компанией. Я считаю, что нам проблемы созданы искусственно. Задержка по оплате была с самого начала. 12 мая 2017 года мы заключили договор на реконструкцию котельной в селе Каргалинское и 16 июня на реконструкцию котельной «Казандык» в авиагородке. Мы получили в БВУ банковскую гарантию и ждали оплаты 271 день. В Актобе мы ни разу не получали оплату вовремя. Несмотря на это, компания, расходуя свои ресурсы, привлекая кредиты, старалась выполнять свои обязательства. С приходом нового руководства АО «Трансэнерго» мы практически подверглись откровенной травле. Если говорить о технических деталях, то на это все есть документальное подтверждение. По поводу сэндвич-панелей. Мы действительно разработали технический регламент. Если традиционные сэндвич-панели имеют толщину листа 0,35 мм, то мы применяем с толщиной 0,7 мм. Это придает дополнительную жесткость конструкции. Автор проекта согласен с применением данного материла. При использовании этого материала дополнительная нагрузка на фундамент составляет всего 4,5 грамма на квадратный сантиметр», – продолжил Алмас Исмагулов.

По его словам, завершенность объекта в селе Каргалинское составляет (по субъективной оценке) 82-85%. По котельной «Казандык» – примерно 60%. По первому объекту оплачено около 70% от суммы выполненных работ, по второму – примерно 40%. За дорогое высокотехнологичное оборудование (котлы) оплачено всего 20%.

С котлами вообще отдельная история. Из обращения КТЭМ в Региональную палату предпринимателей следует: «…в декабре 2018 года в рамках исполнения договора ADHP-1.2 КТЭМ были доставлены на объект теплообменные агрегаты, являющиеся основным технологическим оборудованием ЦТП. Доставленное оборудование полностью соответствовало проектным требованиям, но из-за безосновательных сомнений в части их происхождения, и якобы в подлоге документов до 13 мая 2019 года КТЭМ не мог их сдать по акту и получить соответствующую оплату, хотя была предоставлена исчерпывающая информация о производителе и все сопроводительные документы, сертификаты и паспорта».

Для доказательства, в марте КТЭМ был вынужден организовать поездку представителей всех заинтересованных сторон в г. Вологды на завод, где производилось данное оборудование. Только после этого заказчик признал соответствия поставленного оборудования проектным требованиям. Из-за необоснованной пятимесячной задержки оплаты КТЭМ понес дополнительные расходы в виде штрафа по НДС на импортируемое оборудование, который составляет 50% от суммы налога (это более 9 млн тенге).

Ответный ход

Однако заказчик считает иначе. Вот что inbusiness.kz рассказал представитель АО «Трансэнерго» Олжас Мектепбаев.

«7 августа 2017 года был осуществлен авансовый платеж на 45 млн тенге. На сегодняшний день задолженность по авансовым платежам составляет 18 млн тенге. По первому объекту (котельная в селе Каргалинское) оплачено 147 млн тенге (69% от суммы контракта). По второму (котельная «Казандык») были проведены два авансовых платежа в 2017 году на общую сумму 171 млн тенге. Всего по данному объекту оплачено 406 млн тенге, что составляет 43% от суммы контракта. Все это подтверждается актами выполненных работ, подписанных заказчиком, исполнителем и представителем технадзора», – сказал он.

Что касается отклонения от проекта (применение других сэндвич-панелей), теплоснабжающей организацией проводилась переписка как с подрядчиком, так и с автором проекта. По словам г-на Мектепбаева, к сожалению, автор до сегодняшнего дня практически не реагировал на это. Подрядчик письменно гарантировал, что будет корректировка проекта. Но до настоящего момента корректировка не была предоставлена. Соответственно «Трансэнерго» не может оплатить те работы, которые проводились с отклонением от проекта. Хотя сам проект предоставляется подрядчиком – это требование ЕБРР. То есть исполнитель заранее должен знать, какой материал будет применять.

«Мы считаем, что не было никаких причин отклоняться от проекта. Расторжение контракта произошло 6 сентября этого года на основании уведомления от 22 августа 2019 года. В контракте есть четкие определения, в каких случаях он расторгается. Подрядчику нужно работать, а не ходить и жаловаться. Он отнимает время и свое, и наше с такими совещаниями. Официально контракт расторгнут. Но требования ЕБРР довольно лояльны к подрядчику. Он может закончить объекты, но за свои средства и в окончании выставить на платеж одну форму: то есть, я закончил, рассчитайтесь со мною», – пояснил Олжас Мектепбаев.

Совет по защите прав предпринимателей принял решение направить информацию о создавшейся ситуации между «Трансэнерго» и КТЭМ главе региона. И уже совместно с руководством области стороны должны будут разрешить эту проблему, которая зашла слишком далеко. Но на сегодняшний день воз и ныне там.

Между тем, в пресс-службе Европейского банка реконструкции и развития inbusiness.kz отметили, что подрядчик не выполняет свои проектные обязательства, но пытается переложить ответственность за это на других. Об этом банк неоднократно говорил, уточнил представитель международного финансового института Антон Усов.

Семен Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Когда рванет, не знаешь: что происходит с теплосетями Алматы

Inbusiness.kz изучил, почему при ежегодном ремонте теплосетей большая часть города остается в зонах, где может прорвать трубу с горячей водой и залить улицу кипятком.

24 Октябрь 2019 17:59 9851

Когда рванет, не знаешь: что происходит с теплосетями Алматы

Очередной прорыв теплотрассы 1971 года постройки произошел сегодня, 24 октября, по улице Галилея. «Пострадавших нет. Горячее водоснабжение отключено потребителям в квадрате улиц Райымбека – Байзакова – Рыскулова – Розыбакиева», – говорится в официальном сообщении акимата Алматы. 

За день до начала отопительного сезона, 14 октября, в Алматы горячей водой затопило участок дороги на пересечении Бокейханова и Райымбека. Четыре машины не подлежат восстановлению, один человек пострадал, без горячей воды оставались более 100 соцобъектов, 30 жилых многоэтажек, 95 частных домов и одна больница – итог прорыва на теплотрассе. Аварию устраняли девять бригад более девяти часов – сначала откачали всю воду, затем заменили вышедший из строя сегмент трубопровода, а потом подключили дома.

Позже в акимате города назвали причину: изношенность трубопровода диаметром 700 мм, который ввели в эксплуатацию в 1971 году. Размер ущерба не сообщили, но, по словам руководителя управления энергоэффективности и инфраструктурного развития Асета Масабаева, собственник тепломагистрали «Алматинские тепловые сети» должен всем возместить материальный ущерб и нанесенный вред жизни и здоровью.

Похожий случай был и весной этого года: из-за аварии на теплосетях по улице Пушкина ожоги получили четыре человека, водой залило семь квартир ближайшей многоэтажки и девять припаркованных автомобилей. Причиной ЧП тоже стала изношенность трубопровода, который эксплуатировался с 1993 года. Авария, с учетом выплаты компенсаций пострадавшим, обошлась тепловым сетям в десятки миллионов тенге.

Почему происходят аварии?

В авариях лопаются трубы возрастом в четверть века, а многим давно перевалило за 40 лет. По официальным данным, в Алматы за пять лет реконструировано 103,8 км магистральных теплосетей. Но это на самом деле капля в море. С 2014 года изношенность теплосетей снизилась всего на 2,2% (!) – с 63,5% до 61,3%.

В городе очень много старых труб. Заменить все сразу за год, два или даже пять невозможно. Чтобы поменять трубы, пролежавшие в земле более 25 лет, нужно вскрыть асфальтированные дороги/улицы, что, конечно же, вызовет транспортный коллапс и социальное напряжение. Отвечая на претензии горожан, что улицу Толе би перекрывают каждое лето, представители тепловых сетей объяснили: замена труб в городе производится сегментарно – сначала перекапывают один небольшой участок, потом – другой, потом – третий и так далее. Если где-то текущий или капитальный ремонты были произведены недостаточно качественно и диагностика обнаружила проблемный участок, то аварийные бригады незамедлительно выезжают на место и… снова все перекапывают. Перекопать сразу большой участок и за год поменять до 40 км трубопроводов, что позволило бы снизить износ теплосетей до 30%, по мнению экспертов отрасли, им никто не даст. Во-первых, это будет стоить огромных денег, а во-вторых, придется весь город перерыть.

Просто чтобы понять ситуацию: в среднем на устранение последствий аварий и возобновление исправной подачи воды и тепла в жилье горожан у аварийных бригад уходит до 12 часов, что по международным стандартам очень хороший результат. Но даже это вызывает недовольство.

Вечный источник работы

Многокилометровая теплотрасса – вечный источник работы для строителей, укладчиков асфальта, аварийных бригад и целой кучи чиновников. Чтобы заменить ветхие трубы, при современном темпе проведения капитального ремонта (2,2% за пять лет) нужно более 45 лет. Пока будут переделывать теплосистему километр за километром, некогда новые трубы придут в полную негодность.

Еще в начале года акимат рапортовал, что в 2019 году запланировано построить или отремонтировать 618 км инженерных коммуникаций, в том числе 160 км электрических, 223 км газовых, 120 км водопровода, 105 км канализации и только 10 км тепловых сетей.

Как сообщил технический директор «Алматинские тепловые сети» Данияр Казымбетов во время отчетной встречи с населением в июле этого года, реконструкция 10 км теплосетей по улице Толе би произведена по программе «Нұрлы жол». Срок изношенности труб составлял 34 года. Объем финансирования 10 км трубопровода обошелся в 12,3 миллиарда тенге. Всего же по программе «Нұрлы жол» за пять лет в Алматы реконструировано 28,6 км магистральных тепловых сетей.

С недавнего времени на новые трубы стали ставить датчики, фиксирующие утечки теплоносителя и определяющие точное место прорыва. Датчики показывают и состояние труб, и их изношенность. Давление в новых трубах можно повышать или уменьшать из диспетчерского пульта управления, даже не выезжая на место.

Однако никакой точной диагностикой и супероперативным ремонтом невозможно решить проблему более 60% катастрофически изношенных теплосетей – на сегодня больше половины теплотрассы города состоит из ветхих труб, которые в любой момент могут стать причиной серьезной аварии...

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: