Сегодня это быстрорастущий бизнес, который продолжает экспансию в смежные ниши и совершенствовать существующие процессы. Трансформация не обошла и работу компании в области закупок и снабжения. Об амбициозных планах по внедрению мирового опыта и о смене текущей парадигмы редакции Inbusiness.kz рассказал член правления АО "Казахтелеком", главный директор по обеспечению и поддержке бизнеса, генеральный директор дирекции "Телеком Комплект" Тимур Худайбердиев.
– Тимур Тельманович, расскажите, какие перемены в области обеспечения бизнеса произошли за последние два года?
– В 2019 году перед группой компаний "Казахтелеком" встал вопрос об оптимизации всех процессов. Изучив текущую на тот момент ситуацию, мы пришли к выводу о том, что существенная часть закупок для нужд компаний, входящих в группу, являются однотипными. К примеру, "Казахтелеком" закупает то же оборудование, что и АО "Кселл", и ТОО "МТС" (бренды Теле2/Алтел. – Ред.). Чтобы не дублировать одни и те же процессы в каждой компании разными людьми, они были централизованы в структурном подразделении "Телеком Комплект".
Дирекция "Телеком Комплект" стала первым подразделением АО "Казахтелеком", которое провело централизацию аналогичных функций группы компаний для создания единого дивизиона. Это был колоссальный труд по консолидации и интеграции работы всех закупщиков в одном предприятии.
Что это дало? Во-первых, это экономия фонда оплаты труда и оптимизация дублирующихся функций. Во-вторых, за счет увеличения объема закупаемых товаров, работ и услуг появились дополнительные рычаги для получения более выгодных предложений для группы компаний от потенциальных поставщиков. Соответственно, увеличилась экономия от проведенных закупок. По итогам 2020 года за счет подобной оптимизации данная сумма в АО "Казахтелеком" составила 2,8 млрд тенге, в АО "Кселл" и ТОО "МТС" – 5,3 млрд.
В-третьих, консолидация закупок группы компаний привела к разработке категорийных закупок. Мы имеем возможность закрепить по каждой категории закупок определенных специалистов узкого профиля, которые имеют экспертизу в данном конкретном направлении. Правильнее сказать, что мы идем в направлении повышения экспертизы наших категорийных менеджеров. К примеру, привлекать к закупу технологического оборудования узкоспециализированных специалистов, которые разбираются в этой категории оборудования и могут рассмотреть возможности рынка и сравнить различные технологические решения для реализации того или иного проекта.
Соответственно, доказав эффективность данного подхода опытным путем на примере группы компаний "Казахтелеком", мы пришли к выводу, что можем помочь и другим компаниям на рынке в оптимизации их процессов закупа. Так родилась идея о создании торгового дома. По сути, с тем уровнем налаженных процессов и экспертизы сотрудников, которого мы достигли в дирекции "Телеком Комплект", торговый дом сможет эффективно предоставлять услуги на аутсорс на рынке не только Казахстана, но и стран СНГ.
– Вы упомянули о том, что взращиваете специалистов узкого профиля. Во многих компаниях сегодня диаметрально противоположный подход – при оптимизации штата ценятся универсалы. Насколько оправдана ваша система для такого направления, как закупки?
– Категорийный менеджмент как подход к управлению ассортиментом зародился в компании Procter&Gamble еще в 1990-х годах и пришел в практику российских торговых компаний в начале 2000-х. С тех пор накоплен обширный опыт внедрения и применения инструментов категорийного менеджмента, который переняли и другие страны СНГ. К примеру, категорийный подход давно используется в таких крупных российских компаниях, как Сибирский химический комбинат, АФК "Система", КамАЗ, "Норникель", "ЕвроХим", и многих других.
АО "Казахтелеком" является высокотехнологичным холдингом, мы стали драйвером не только телекоммуникационной индустрии – мы уже давно вышли за рамки обычного оператора, который просто предоставляет Интернет или голосовую связь. Сегодня это огромный спектр услуг, начиная от телевидения, заканчивая системами видеонаблюдения. Реализуется целый пласт стратегических проектов.
И если раньше закупщик занимался всем – от закупа канцелярской бумаги до комплектующих для вышек связи, не имея возможности погружаться в тонкости, то при наших объемах специалисты имеют возможность фокусироваться на конкретном участке и получать глубокую экспертизу, что делает их незаменимыми по конкретным профилирующим направлениям.
Однозначно определенные компании и направления бизнеса требуют кадровой универсальности, но такие высокотехнологичные отрасли, как телеком, не терпят поверхностного и негибкого подхода.
– Значит, основная задача торгового дома – это оптимизация процессов закупок для "Казахтелекома" и предоставление данной услуги на аутсорс? Какие еще преимущества даст сторонним организациям сотрудничество в рамках торгового дома?
– По оценкам привлеченных консультантов из McKinsey&Company и учитывая лучшие мировые практики, такой подход принесет эффект по снижению капитальных затрат в рамках фиксированного бизнеса на 5-10% за счет оптимизации цены (в том числе посредством консолидации), спецификаций и объемов закупок. Создаваемый торговый дом будет специализирован на функции снабжения, достоинством такого подхода является оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, снижение издержек за счет эффекта масштаба.
Возвращаясь к теме о том, что АО "Казахтелеком" – это прежде всего высокотехнологичная компания, кроме глубокой экспертизы, оптимизации всех бизнес-процессов, экономии на накладных расходах и доступе к более выгодным условиям благодаря масштабу, в данный момент мы готовим к запуску электронную торговую площадку. Она находится на этапе разработки.
Электронная торговая площадка – это маркетплейс, который будет работать как площадка, объединяющая поставщиков товаров, работ, услуг и заказчиков. Во-первых, это софт-решение для бизнеса, которое поможет оптимизировать, стандартизировать и упростить все юридические процессы, маркетинговые исследования, и с учетом того, что сейчас огромное значение уделяется прозрачности процесса закупок, то данная платформа позволит сократить сроки участия в тендере, обеспечить транспарентность всех процедур и даст возможность отслеживать сроки поставки товаров либо выполнения работ.
На площадке будет возможность проведения закупа всеми предусмотренными законодательством способами: открытый тендер, один источник, ценовые предложения и прочие. Мы делаем удобную для пользователя систему градации поставщиков. Вплоть до текущего черного списка. Кроме того, будет возможность сразу оценить возможности конкретного поставщика к качественному выполнению нужного договора на основе его бэкграунда, категории, опыта работы с подобными заказами.
По сути, функционал электронной площадки предусмотрит все потребности сторон-участников.
– В чем уникальность вашей электронной площадки и в чем будет ее отличие от подобных инструментов "Самрук-Казына", портала государственных закупок и других подобных?
– Все верно, существует ряд аналогов как в Казахстане, так и в странах СНГ. Но в основном их работа сосредоточена на конкретном способе закупа для конкретной компании.
В разрабатываемой электронной торговой площадке учитываются последние инновационные тренды, в долгосрочной перспективе площадка трансформируется в цифровую экосистему, соединяющую всех участников рынка, предоставляя широкий спектр услуг, улучшая бизнес-процессы.
Дополнительным преимуществом торговой площадки и торгового дома является тот факт, что в данный момент мы работаем над возможностью интеграции услуги Al Hilal Bank по факторингу. Все поставщики в Казахстане имеют "кредитное плечо", то есть кредитуются в определенных банках второго уровня, имеют определенные кредитные истории. Наш финансовый инструмент позволит потенциальным поставщикам привлекать денежные средства под выгодный процент по упрощенной форме под гарантию выигранных контрактов.
Это означает, что себестоимость товара либо услуги, которую мы получаем, уже автоматически становится ниже, так как мы помогаем обеспечить гарантированное "финансовое плечо" перед банком, так как данный банк знает, что ссуда будет выплачена после выполнения контракта. Кроме того, для поставщика, выигравшего тендер, получение денег происходит по упрощенной форме, что значительно экономит время и усилия. Соответственно, складывается ситуация win win для всех сторон в одном софт-решении.
– О какой ставке речь? Под какой процент будет выдаваться финансирование?
– В данный момент данный вопрос еще на обсуждении в Al Hilal Bank, но в любом случае ставка будет ниже рыночной, а самое главное – деньги будут получены в более сжатые сроки, чем это происходит под аналогичные нужды в других банках второго уровня.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!