Перспективы прорывных секторов и общая ситуация в отрасли стали темой обсуждения на рабочем совещании руководства Комитета машиностроения и металлообработки и председателя президиума НПП РК "Атамекен" Тимура Кулибаева.
Машиностроение Казахстана в целом и его подотрасли – нефтегазовое, горнорудное, автомобилестроение, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение – могут и должны стать одним из основных драйверов развития экономики.
"Производство средств производства" всегда являлось основой экономической силы любого государства. Однако сегодня именно на продукцию этой отрасли приходится самая высокая доля импорта: уровень локализации в отрасли крайне низок, а существующие проекты представлены преимущественно "отверточными" производствами: сборкой локомотивов, автомобилей, комбайнов, тракторов, автобусов, строительной техники и прочего.
Между тем глава Нацпалаты отметил, что машиностроение, как правило, дает самый мощный мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает высокую конкурентоспособность экономики страны.
"Первое – это автомобилестроение. Анализ рынка и все расчеты есть в министерстве индустрии. Если мы начинаем производить сто тысяч автомобилей, то тогда возможна локализация производства автомобильного листа, автомобильной резины, стекла и пластмассы. Только при таких объемах имеют смысл меры государственного протекционизма, утилизационные сборы и все остальное", - считает Тимур Кулибаев.
Второй блок вопросов, на который обратил внимание Тимур Кулибаев, – сельхозмашиностроение. Казахстан имеет огромные посевные площади в различных климатических зонах, что дает исключительные преимущества для производства самой разнообразной экологически чистой продукции АПК. Но состояние парка сельскохозяйственной техники крайне неудовлетворительное. Потребность в ней аграрии частично удовлетворяют за счет импорта, но в основном эксплуатируется советская техника, давно выработавшая свой ресурс.
Доля отечественных производителей сельхозтехники ничтожно мала – 5%. Проблема заключается и в том, что предприятия разбросаны по всей территории нашей большой страны, а их производственные планы не скоординированы.
"Сегодня целесообразно организовать глубокую локализацию конкретной модели одной машины, к примеру, того же самого зерноуборочного комбайна, уровень локализации которого фактически не больше 10%. Обязательно наладить производство запчастей, навесного оборудования и локализовать сервис для техники", - отметил председатель президиума НПП.
Также, учитывая высокую значимость для экономики Казахстана железнодорожного транспорта, весьма востребованной становится продукция железнодорожного машиностроения. Да, здесь ситуация более позитивна: в Казахстане налажено производство локомотивов, пассажирских вагонов и так далее. Но необходимо решить вопрос промышленного литья с тем, чтобы самим производить колесные пары, рельсы и балки. Тем более что на внутреннем рынке существует стабильный потребитель такой продукции – АО "НК "Казахстан Темир Жолы".
Что касается машиностроения для нефтегазовой промышленности, то здесь возможна локализация производства бурового оборудования и запорной арматуры. Перспективным выглядит и производство собственных нефтяных качалок.
В горнорудной отрасли следует определиться с перечнем продукции, которую также можно локализовать в стране. Глава Нацпалаты отметил, что здесь существует большой потенциал для развития, поскольку у всех недропользователей контракты, и государство может использовать определенные рычаги для стимулирования нефте- и горнодобывающих компаний к локализации производства в Казахстане.
Тимур Кулибаев предложил экспертам Нацпалаты совместно с правительством, депутатами парламента и соответствующими министерствами отработать варианты решения всего спектра системных проблем машиностроения, в каждом его секторе конкретно. Полученный аналитический материал должен быть представлен на рассмотрение правительства. Параллельно была затронута тема необходимости создания специальных структур в системе государственного управления промышленностью, отвечающих за развитие этой капиталоемкой отрасли, требующей пристального внимания со стороны власти.
Саян Абаев