Как отметил председатель Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Николай Радостовец, новый проект Экологического кодекса направлен на существенное ужесточение требований к предприятиям и не решает вопроса по стимулированию внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), как это было написано в концепции кодекса.
"Сегодня тот проект кодекса, который мы получили, не отражает экономические стимулы для предприятий, как это было заложено в самой концепции. Минэнерго думает о том, как уйти от регистрации проверок и без уведомления предприятий. Не решен вопрос и по экологическим платежам. Местные власти, получая миллиардные платежи за экологию в бюджет, используют не более 3% от этих средств по назначению", – продолжил Николай Радостовец.
Также на встрече было отмечено, что при реформировании экологического законодательства государственным органам тоже следует повысить свою ответственность за качество окружающей среды, конкретизируя перечень природоохранных мероприятий и увеличивая их финансирование.
В свою очередь председатель Комитета энергетики Алмасадам Саткалиев отметил, что проводимая реформа будет требовать значительных средств, которыми далеко не все энергогенерирующие предприятия обладают.
"Сегодня доля теплоцентралей в центральном теплоснабжении занимает 40%, зачастую это убыточные предприятия, которые вынуждены дотировать расходы по теплу за счет электроэнергии. При этом законодательство не подразумевает расходную часть в тарифе на природоохранные меры, и это большой вопрос при внедрении НДТ в тепло- и энергогенерации. То есть в тарифах, согласно законодательству, заложены расходы на оплату экоплатежей, но графы по реализации экопроектов нет", – пояснил Алмасадам Саткалиев.
В понимании Национальной палаты переход на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития в экологии должен анализироваться через финансовую и временную призмы, то есть бизнес не сможет в одночасье перейти на европейские стандарты качества окружающей среды. Для этого нужны время, деньги и технологии. Необходимы расчеты и определение целевого показателя для Казахстана. В части энергетики это потребует пересмотра тарифной политики. Природоохранные мероприятия должны быть заложены в тариф, поскольку это единственный источник дохода для таких компаний. Но методика тарифообразования обязана быть максимально прозрачной и понятной для любого казахстанца.
"Людям должно быть понятно, как формируется тариф и на что он тратится. Нельзя допускать необоснованного завышения тарифов и цен на энергоресурсы. Особенно это касается ситуации по углю в период отопительного сезона, – заявил председатель президиума НПП РК "Атамекен". – Важно помнить, что вопросы экологии – это показатели качества жизни всех нас – граждан Казахстана, и постепенно, поэтапно мы будем их повышать. При этом "Атамекен" однозначно придерживается позиции, что все экологические платежи, поступающие в бюджет, должны иметь целевой характер и расходоваться только на восстановление окружающей среды".