DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Тимур Кулибаев: Коррупция – это дополнительный налог на бизнес

Тимур Кулибаев: Коррупция – это дополнительный налог на бизнес

Казахстан по данным Transparency International занимает 123 место в мире по степени распространения коррупции.

05 Декабрь 2016 22:20 13807

Тимур Кулибаев: Коррупция – это дополнительный налог на бизнес

Автор:

Жанболат Мамышев

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» (НПП) противодействие коррупции в Казахстане ставит во главу угла своей работы.

«По международному исследованию «Transparency International Казахстан занимает 123 место по степени распространения коррупции. Мы знаем, что есть поручение главы государства по вхождению Казахстана в 30 развитых стран, поэтому в вопросах противодействия коррупции нам предстоит проделать очень большую работу. Понятно, что силами госорганов эту работу проводить недостаточно – должны подключиться институты гражданского общества. «Атамекен» вместе со всеми территориальными подразделениями ставит во главу работу по противодействию коррупции. Потому что коррупция - это дополнительный налог на бизнес. Во-вторых, искажает нашу конкурентную среду, потому что контракты и другие преимущества получают компания, которые ведут нечестную конкуренцию, соответственно, мы, как Атамекен, заинтересованы в работе со всеми госорганами и эту работу мы ведем». - сказал председатель президиума НПП Тимур Кулибаев на республиканском форуме по вопросам противодействия коррупции.

Чиновники пишут правила под себя
В 2016 году на съезде «Атамекен» была утверждена хартия предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, которая исходит из добровольного обязательства бизнеса по внедрению эффективных механизмов противодействия коррупции, основанных на передовом международном опыте.

«Уверены, что внедрение хартии позволит объединить усилия государства и гражданского общества в реализации национальной антикоррупционной стратегии. Сегодня в реализацию поставленных перед нами задач совместно с агентством (по делам государственной службы и противодействию коррупции – прим. автора) мы утверждаем дорожную карту на 2017 год – прагматичный документ, который включает в себя конкретные шаги. Во-первых, будет проведен анализ коррупционных рисков в 16 сферах и отраслях, начиная с налогового администрирования и заканчивая вопросами ветеринарного надзора. Причем эта работа будет проведена на местах во всех регионах Казахстана, - рассказал Тимур Кулибаев, - Во-вторых, на основании данного анализа нами до конца следующего года будут внесены конкретные предложения по совершенствованию законодательства. В-третьих, отдельно в начале следующего года будут внесены предложения по совершенствованию антикоррупционных механизмов в закупках квазигоссектора».

Разобраться с корпоративной коррупцией

По мнению г-на Кулибаева, закупки АО «Самрук-Казына» и других госхолдингов на общую сумму 5 трлн тенге являются лакомым куском для многих предпринимателей, но по ним в настоящее время имеются существенные отличия от государственных закупок.

«В квазигосударственном секторе, в первую очередь в национальных холдингах и нацкомпаниях предотвращение коррупции существенно нивелируется закрытостью процесса принятия решений, внутренними конфликтами интересов, отсутствием уголовной и административной ответственности. Такое явление как корпоративная коррупция до сих пор не отражена в Казахстане, а ведь она наносит не меньший ущерб, чем в государственном секторе. Закупки нацхолдингов составляют 5 трлн тенге - это в 1,5 раза больше, чем государственные закупки. Необходимо законодательно ввести жесткие меры ответственности в этой сфере, а также усилить внутрикорпоративный контроль за закупками», - сказал он.

При этом НПП внесет конкретные предложения уже в январе 2017 года.

«Вы знаете, что у нас есть совет по защите прав предпринимателей, антикоррупционный совет, и на этих советах конечно мы будем рассматривать все обращения. Я хочу сказать, что из всего количества обращений 13% это как раз по вопросам закупок и, в основном, по фонду «Самрук-Казына», поэтому мы сделаем в январе комплексное предложение для руководства правительства и «Самрук-Казына» обсудить новые правила (закупок АО «Самрук-Казына» – прим. автора)», - сказал г-н Кулибаев.

Он напомнил, что ранее закупки ФНБ находились в ведении единого закона«О государственных закупках» с соответствующей ответственностью должностных лиц. В настоящее же время, по закупкам госхолдинга нет «никакой ответственности» и по данным закупкам идет только внутренний контроль.

В качестве еще одной меры предлагается использовать информационные технологии при закупках. «Информационные технологии – одно из важных средств нивелирования человеческого фактора. Надо в максимальной степени переходить на цифровой формат взаимоотношений между госорганами и предпринимателями», - рекомендовал глава президиума НПП.

Отдельного внимания, по мнению Тимура Кулибаева, требует общественная антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов.

«Сейчас госорганы сами разрабатывают и утверждают практически все правила, регламенты, другие акты. Очевидно, что эти документы зачастую пишутся под себя, под собственные узковедомственные интересы. В этом есть внутренний конфликт интересов. Необходимо широко привлекать общественность к проведению антикоррупционной экспертизы. Мы считаем, что надо двигаться в двух направлениях: экспертизы на стадии разработки новых документов, а также ревизии действующих актов. Предлагаем агентству госслужбы совместно с нами в течение следующего года провести антикоррупционную ревизию нормативной базы, касающейся интересов бизнеса», - рассказал он.

Под прессом требований
Другим предложение «Атамекена» является оптимизация разрешительных документов.

«Мы провели анализ всех систем уведомлений и разрешений и из 1115 совместных разрешений госорганов сократили их до 316 и свели их в единый закон о разрешениях и уведомлениях. Теперь для того, чтобы чиновник придумал новое разрешение или новую лицензию, ему необходимо пройти проведение анализа регуляторного воздействия на бизнес и плюс еще пройти через парламент, то есть эта процедура достаточно серьезно усложнилась. С 2015 года отменены плановые проверки и внедрены новые системы управления рисками», - сказал он.

Согласно озвученной г-ном Кулибаевым статистики, в этом году за счет введения системы управления рисками по сравнению с предыдущим периодом на 45% сократились проверки. В2016 году НПП начало работу по анализу контрольных и надзорных функций госорганов.

«Совместно с генеральной прокуратурой, совместно с министерствами проводим анализ. У нас на сегодня 28 тыс. различных разрешений. Например, по санэпидемпроверкам у нас 11 тыс. требований. Мы совместно с комитетом по защите прав предпринимателей, генеральной прокуратурой провели общее исследование и посмотрели, что из этих 11 тыс. практически 82% можно сократить, - сказал Тимур Кулибаев, - На сегодня мы видим, что реально можно оставить менее 2 тыс. требований. Понятно, что 11 тыс. для малого бизнеса, даже для среднего бизнеса – это очень большие завышенные требования. Какой аппарат должен быть в компаниях, чтобы все эти требования выполнять? Понятно, рынок должен реагировать – если компания некачественно оказывает услуги, то она должна, согласно (правилам – прим. автора) рыночной конкуренции, выходить из рынка. Все эти предложения мы планируем реализовать в рамках законопроекта по снижению административных барьеров».

Есть и другие изменения. В частности, в Кодекс об административных правонарушениях бизнесом внесено 25 концептуальных предложений.

«В частности, нами предложено переориентировать характер административного воздействия с карательного на профилактический. Давление на бизнес оказывается через уголовный механизм преследования. В рамках этой работы внесено порядка 20 предложений по гуманизации Уголовного кодекса, в частности по лжепредпринимательству. Многие предприниматели стали невольными жертвами лжепредприятий из-за несовершенства наших законов. Мы предложили переформатировать эту статью и вывести ее из Уголовного кодекса. Главой государства к 25-летию независимости республики инициировано проведение амнистии, в том числе по экономическим составам преступлений», - сказал он.

Г-н Кулибаев сообщил, что десятки тысяч предпринимателей пострадали в результате действия лжепредприятий. При этом он отметил, что в Казахстане не так много действующих компаний и даже они страдают в результате действий компаний-однодневок и «обнальных контор». Поэтому НПП также обсудит соответствующие поправки в действующее законодательство в начале 2017 года.

«В январе-феврале мы планируем эти слушания пройти и в дальнейшем данные предложения поступят в парламент для того, чтобы парламентарии могли рассмотреть и утвердить в новом законодательстве», - сказал он.

Глава НПП отметил, что под грядущую амнистию могут попасть многие казахстанские предприниматели.

«В целом я хочу сказать, что работа по гуманизации уголовного законодательства, административного законодательства в отношении бизнеса ведется очень активно. Я сегодня не зря отметил, что даже включая экономические составы преступлений по амнистиям очень мелкие предприниматели попадут под амнистию, и я думаю деловые люди получили урок и я надеюсь, что рецидивов не должно быть в их работе. Но даже в самом законодательстве идет планомерная работа для того, чтобы создать условия, чтобы предприниматель не находился под прессом – это наша основная задача», - сказал он.

Антикоррупционную профилактику планируется начать со школьной скамьи.Г-н Кулибаев отметил, что со следующего года основы предпринимательства начнут преподаваться в школах.

«В рамках этой программы необходимо включить спецкурсы по антикоррупционной культуре. С самого детства мы должны воспитывать молодежь в духе нулевой терпимости к коррупции. Это очень важно для нас», - сказал он.

Чиновники по-прежнему вне зоны ответственности
В свою очередь председатель агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров согласен, что в вопросах борьбы с коррупцией предстоит большая работа.

«Сохраняются факты давления на бизнес. Наше сегодняшнее мероприятие – это вызов всем нечистым на руку управленцам и сигнал бизнесу, что не надо участвовать в коррупции, поскольку мы объединяем свои усилия. Каждый государственный служащий должен помнить, что его обязанность служить обществу и создавать условия для развития бизнеса. Теперь руководители территориальных органов агентства будут оцениваться в том числе через призму принятых мер по защите бизнеса от чиновничьего произвола. Результаты данной работы будут ключевым показателем в их деятельности. В свою очередь призываю предпринимателей: сообщайте нам о правонарушениях, мы принципиальны в вопросах искоренения коррупции», - сказал он.

Г-н Кожамжаров отметил, что нередко бизнесмены сами инициируют коррупционные схемы и создаютусловия для процветания теневой экономики. «За рубеж незаконно выводятся многомиллиардные суммы. Немаловажно, чтобы и эти предприниматели перешли к принципам честности и прозрачности ведения бизнеса», - сказал он.

При этом заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов обратил внимание собравшихся на фактически сохраняющуюся безнаказанность чиновников, притеснявших бизнес.

«Только за 2016 год в «Атамекен» поступило более 5,5 тыс. жалоб. Органами прокуратуры в ходе проверок в сфере экономики выявлено почти 20 тыс.нарушений. По актам прокурорского надзора отменено и изменено более 3 тыс. незаконных решений и эти цифры наглядно показывают только малую долю того пресса, который испытывают казахстанский бизнес. Должностные лица, нарушившие права предпринимателей, фактически никакой ответственности не несут», - сообщил он.

Так, по данным комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры, за 2015 год и 9 месяцев 2016 года по статье 365 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» из 16 зарегистрированных дел обвинительный приговор вынесен только двум лицам, по статье 370 «Бездействие по службе» за два года - нулевая статистика.

В отношении числа госслужащих, привлеченных к административной ответственности, за аналогичный период по статье 173 КОАП «Незаконное вмешательство» возбуждено всего четыре административных производства. Из них только по двум вынесены постановления на наложение взыскания. По статье 175 «Нарушение порядка проведения проверки» к ответственности привлечено 27 лиц за два года.

«Ситуация носит аналогичный характер по дисциплинарной ответственности. Согласно правовой статистики в 2015 году по обращению физических и юридических лиц, из 17,5 тыс. жалоб к дисциплинарной ответственности привлечено всего 8 человек. За 9 месяцев 2016 года количество таких жалоб выросло в два раза - 32 тыс. В дисциплинарном порядке наказано только три человека. Указанные выше цифры наглядно демонстрируют, что система издержек и противовесов не работает. Недобросовестные госслужащие за свои ошибки, зачастую повлекшие убытки бизнеса, фактически никакой ответственности не несут», - сказал Рустам Журсунов.

По итогам форума была подписана дорожная карта по реализации соглашения о сотрудничестве между агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции и НПП.

Жанболат Мамышев

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

В палате прокомментировали создание реестра предприятий.

27 Апрель 2020 19:49 2216

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

Минэкономики должно внести ясность с черновым вариантом перечня системообразующих предприятий, ранее распространявшегося в социальных сетях. Об этом сегодня в ходе прямого эфира на телеканале ATAMEKEN BUSINES сказал председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. По его мнению, министерству необходимо разобраться и экспертам, готовившим из своих рабочих материалов черновой вариант, следует дать пояснения. В том числе объяснить, что это рабочий вариант, а не конечный документ, сказал глава НПП.
В тоже время он отметил, что системообразующие крупные предприятия есть и нельзя отрицать их роль, они формируют до 80% бюджета, налоговых отчислений и обеспечивают около 600 тысяч рабочих мест. Поэтому к ним также должны быть применены определенные антикризисные меры. Но, при этом, подчеркнул Аблай Мырзахметов, необходимо определить критерии и принципы отбора предприятий, чтобы это не вызывало недовольства и вопросов.
Напомним, сегодня минэкономики распространило сообщение, в котором говорится, что совместно с профильными комитетами НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциациями продолжается работа по формированию реестра. В частности, после детального обсуждения с бизнес-сообществом и отраслевыми министерствами будет сформирован предварительный реестр и внесен на утверждение госкомиссии по модернизации экономики.
Саян Абаев

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Почему внедрение наилучших доступных техник в деятельность промышленных предприятий может стать невыгодным для казахстанского бизнеса, обсудили в ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

04 Декабрь 2019 19:07 3945

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Критическими в новой редакции Экологического кодекса станут вопросы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и меры экономического стимулирования, сообщает atameken.kz

«Мы неоднократно поднимали данные вопросы, потому как затраты на внедрение НДТ, прописанных в проекте кодекса, напрямую касаются нефтяного, горно-металлургического и энергетического секторов, что приведет к дополнительным затратам, которые никак не учтены экономическим блоком Правительства в редакции проекта кодекса», – отметил исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов.

При разработке нового кодекса министерством не были проведены расчеты по экономическому эффекту после внедрения НДТ. Кроме того, Правительство предложило исключить действующие меры стимулирования и льготы для недропользователей, что приведет к дополнительным затратам и поставит бизнес в сложное положение.

Ассоциации получили перечень преференций, которые планируется отменить. Список включает корректировки совокупного дохода, вычетов, уменьшение налогооблагаемого дохода, отмену нулевой ставки НДС, поддержку внедрения НДПИ.

«Наиболее важная налоговая льгота – отмена льготных ставок по НДПИ при поставке или передаче нефти на внутренний рынок. Мы совместно с компаниями, не работающими в рамках соглашения о разделе продукции, провели расчеты. В среднем отмена льгот по поставке нефти приведет к увеличению сумм по оплате НДПИ на 10%. Также данная поправка увеличит стоимость нефтепродуктов в среднем на восемь тенге за литр», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации KAZENERGY Нурлан Джанекенов.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт подчеркнул, что Нацпалата обратилась на имя первого заместителя Премьер-министра РК Алихана Смаилова о необходимости включения в проект кодекса стимулирующих мер для внедрения НДТ, которые также не были учтены.

«Вопрос серьезный. Никто не посчитал, как данные меры скажутся на экономике, наши предложения и замечания рассмотрели и не учли. Полагаю, что необходимо ассоциации совместно с коллегами из горно-металлургического сектора и энергетиками подготовить свои позиции и рассказать о проблемах председателю правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Ахметжану Есимову», – подчеркнул председатель комитета Данияр Абулгазин.

Также в ходе совещания Рустем Кабжанов остановился на текущих проблемах реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ) посредством электронных торговых площадок. В настоящее время доля СНГ, реализуемая на электронных площадках, увеличилась до 15%. Однако 85% газа заводы пока вынуждены продавать по регулируемой Министерством энергетики цене.

Отметим, что с 1 марта 2020 года долю СНГ, реализуемого на ЭТП, планируется увеличить до 25%.

«Конечная цель реформы – формирование общего оптового рынка страны, где будет рыночно сбалансированная цепочка ценообразования, способствующая расширению не только внутреннего потребления СНГ, но и росту инвестиционной возможности производителей. Пока же заводы остаются в минусе, прибыль уходит не недропользователю, а перекупщику. Сегодня на рынке порядка 300 компаний занимаются СНГ. Как правило, это небольшие предприятия занимающиеся перепродажей газа и имеющие небольшой капитал», – рассказал Рустем Кабжанов.

Текущий порядок торговли в рамках региональных площадок показывает, что внутри страны ценовые индексы достигают разницы в 60%. В качестве решения KAZENERGY предлагает параллельно с увеличением доли электронной торговли подготовить план и механизм объединения региональных рынков для выравнивания диспропорции цен. Также на временной основе создать институт гарантирующих поставщиков для самостоятельных АГЗС и устранить законодательную коллизию между требованиями и возможностью проверки в отношении электронных площадок.

«Необходимо включить в них опцию в отношении графика и порядка проведения мониторинга двойного встречного аукциона в режиме реального времени, чтобы избежать ценовых сговоров. К сожалению, сейчас в связи с юридическими коллизиями есть возможность по сговору. Об этом ассоциация говорила, хотим эти моменты исключить», – сказал спикер.

В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев отметил, что не первый год предлагает отпустить цены для заводов.

«Вместо этого поставьте предельную стоимость, чтобы не росла цена на пистолете. Но завод поставит ту цену, которая позволит нерадивым перекупщикам уйти с рынка», – предложил Алик Айдарбаев.

Завершая совещание, Данияр Абулгазин отметил, что Министерству энергетики РК необходимо тщательно изучить возможные механизмы регулирования рынка сжиженного газа. Так как, если отпустить оптовую цену на СНГ, поднимется розничная.

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: