Тимур Кулибаев: Взвешенность налогового, экологического регулирования позволит сохранить привлекательность отраслей для инвесторов

23692

"Необходимо посмотреть, как возможное увеличение КПН и НДС может повлиять на занятость, реализацию планируемых проектов".

Тимур Кулибаев: Взвешенность налогового, экологического регулирования позволит сохранить привлекательность отраслей для инвесторов Фото: atameken.kz

Председатель комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности НПП "Атамекен" Николай Радостовец выразил опасение относительно повышения налогов для горно-металлургической промышленности (ГМП) на заседании комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности председателю президиума НПП РК "Атамекен" Тимуру Кулибаеву.

По словам руководителя отраслевого комитета, в СМИ все чаще стали появляться новости о повышении налоговой базы.

"Нас все время пугают повышением налогов. Официально в бюджете увеличение налогов не предусмотрено. Однако мы видим документы на согласовании в парламенте, где заложен рост КПН с 20% до 24% по ГМК и "нефтянке" и НДС с 12% до 16%. То есть увеличение доходной части бюджета с 2022 года будет за счет увеличения налогов. Все руководители крупных предприятий подписали обращение к министру Даленову (министр национальной экономики Руслан Даленов. – Прим.). В сложившейся с коронавирусом ситуации количество инвестиций снизилось. Если мы сейчас поднимем КПН и НДС, как просчитывать долгосрочные проекты и перспективы вложения?" – возмутился Николай Радостовец.

Он уверен в том, что если дать возможность предприятиям восстановиться, то в суммарном выражении отрасль принесет в бюджет больше, чем планируется от увеличения налогов.

"Необходимо посмотреть, как возможное увеличение КПН и НДС может повлиять на занятость, реализацию планируемых проектов. Давайте посмотрим, какая налоговая нагрузка действует на предприятиях в других странах, приведем собственные расчеты. Изучите международный опыт: предусматривается ли дифференциация для предприятий, отрабатывающих низкорентабельные месторождения. Из-за пандемии госбюджет потерял, но были задействованы средства из Нацфонда, которые пошли на возмещение. Мы должны восстановить работы, достичь показателей докризисного уровня производства и таким образом восстановить платежеспособность", – сказал председатель президиума НПП РК "Атамекен" Тимур Кулибаев.

В рамках изменений и дополнений в Налоговый кодекс МНЭ вносит поправку, которая ограничит деятельность предпринимателей и внесет неясность в регулирование налогообложения при добыче полезных ископаемых. Предлагается не относить к потерям объемы отходов производства, образованных в процессе первичной переработки минерального сырья. Сегодня налогом облагаются лишь фактически добытые объемы, коэффициент извлечения варьирует в диапазоне 15-65% в зависимости от состава руд. После поправки налогооблагаемым станет весь объем запасов, так как переработка ТМО относится к первичной.

В 2020 году комитет вместе с предпринимателями разработал меры по развитию золотодобывающей (снять монополию на закуп аффинированного золота Нацбанком), угольной и геологической отраслей. При этом министерство индустрии и инфраструктурного развития РК предлагает ввести госрегулирование цен на уголь.

"Это нонсенс, нигде в мире цена не регулируется. Мера может привести к сужению рынка, тем более что экспорт угля значительно снизился. Кроме того, совместно с НПП мы разработали предложения по поддержке геологоразведочной отрасли. После принятия Кодекса о недрах активизации не произошло. Мы считаем, что должно быть одно окно, куда приходит инвестор, сдает пакет документов и получает его через один-два месяца уже согласованный со всеми заинтересованными госорганами в цифровом формате", – отметил руководитель отраслевого комитета НПП.

Тимур Кулибаев подчеркнул, что при принятии кодекса госорган ссылался на прогрессивную австралийскую модель развития.

"Давайте этот вопрос вынесем на комитет ГМК и комитет нефтегазовой промышленности, обсудим все нюансы. Понимаю, что бизнес-климат требует больших усилий, чтобы стать привлекательным для инвесторов. Для этого необходимы изменения, начиная с судебной системы. Три года – достаточный срок, чтобы понять эффективность кодекса и принятых мер. Обсудим", – предложил глава Нацпалаты.

Наиболее актуальным для недропользователей остается вопрос принятия в конце 2020 года Экологического кодекса. Николай Радостовец отметил, что проект Экологического кодекса рассматривается отдельно от Налогового, без участия министерства нацэкономики и министерства финансов РК.

"Мы не договорились по принципиальным вопросам. Например, что справочники будут писаться по европейским стандартам с учетом наших особенностей. Данная поправка была исключена. Порядка 15 принципиальных предложений отвергнуто, так как принятие идет в ускоренном режиме. "Атамекеном" проведена сравнительная оценка влияния предполагаемых инвестиций в экологическую модернизацию предприятий на их экономические показатели. Была проведена оценка крупнейших 26 компаний по четырем отраслям: ГМК, нефтедобыча, энергетика и нефтепереработка – на основании имеющихся российских справочников, сумма инвестиций может составить от 4 трлн до 16 трлн тенге! Мы поддерживаем инициативу разработчика в части обнуления ставок платы за эмиссию при переходе на комплексное экологическое разрешение (КЭР), это позволит компаниям использовать их для целевого использования на внедрение наилучших доступных технологий – НДТ. Вместе с тем у нас есть дополнительные предложения в налоговое законодательство по стимулированию предприятий к внедрению НДТ", – сказал Николай Радостовец.

Финансовые показатели при предоставлении дополнительных мер стимулирования:

Отмена платы за эмиссии возможна при внедрении комплексных экологических разрешений с дальнейшим переходом к НДТ. В случае их неприменения поэтапное повышение налоговых ставок платы за эмиссии может возрасти в восемь раз. В первую очередь внедрение НДТ коснется энергетических компаний, где действующий тариф на электроэнергию не позволит модернизировать предприятия. Инвестиции на внедрение НДТ возможны через повышение тарифов либо через субсидирование за счет бюджетных средств.

"Должен быть взвешенный подход. Мы говорим о практике развитых стран, где высокие экологические требования, но возмещения идут за счет высоких тарифов для населения, которое готово за это платить. Сможем ли мы с низкой покупательной способностью создать высокие стандарты и повысить экономику? Нужно обсудить и внимательно изучить расчеты. Предлагаю еще раз рассмотреть вопрос с министерствами, выслушать все стороны и выработать консолидированное решение", – резюмировал встречу Тимур Кулибаев.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться