DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 274,05 Brent 36,55
Тимур Сулейменов: «Укрепление Узбекистана будет для нас определенным вызовом»

Тимур Сулейменов: «Укрепление Узбекистана будет для нас определенным вызовом»

Глава МНЭ рассказал о новых источниках роста экономики РК.

16 Март 2017 13:01 12664

Тимур Сулейменов: «Укрепление Узбекистана будет для нас определенным вызовом»

Автор:

Аскар Муминов

Фото: Павел Михеев

Министр национальной экономики Казахстана РК Тимур Сулейменов в ходе экспертного обсуждения в Алматы рассказал об аспектах экономического развития Казахстана в условиях ухудшающейся внешней конъюнктуры. По его словам, последние изменения в регионе, связанные с выходом из изоляции Узбекистана, чья экономика встала на путь либерализации, может ударить по интересам Казахстана. РК долгие годы считала себя гегемоном в регионе, в который шли потоки иностранных инвестиций. Теперь за место под солнцем придется серьезно побороться, поделился своим мнением на саммите CFO глава МНЭ.

«Мы видим пробуждающийся и либерализующийся Узбекистан. Это амбициозная страна, вероятно, обладающая большими возможностями, которые пока сложно всецело определить из-за формирующегося политического курса. Но, тем не менее, укрепление Узбекистана будет определенным вызовом для нас. Мы привыкли, и я думаю с большой долей объективности, что Казахстан – региональный гегемон. Сейчас это может поменяться, я подразумеваю экономического гегемона. Может усилиться борьба за инвестиции, борьба за ниши, борьба за рынки. Это тоже один из вызовов», - отметил министр.

Также среди среднесрочных рисков он выделил продолжающееся падение темпов роста Китая, неопределенность политики новой администрации США и сложности внутри Евразийского экономического союза.

Тимур Сулейменов обратил внимание на зреющий торговый конфликт между Китаем и США, заметив, что Штаты становятся непредсказуемыми и могут угрожать экономике РК. В силу огромного размера американской экономики и политического влияния она может стать новой реальностью. Может получиться так, что протекционизм, отказ от каких-то договоренностей, изоляционизм станет трендом. Сильный доллар также фактор риска, считает глава МНЭ.

Мегазакон и бизнес
По словам г-на Сулейменова, во всем мире нарастает тенденция протекционизма, идет переход от многосторонних форматов к двухсторонним, при этом Казахстан пытается играть честно и, являясь законопослушным членом ВТО, пытается воздерживаться от протекционистских мер, заявил министр. Он отметил, что такой подход часто вызывает критику среди национального бизнеса, но пока экономические власти считают подобную политику оправданной.

«Сейчас мы работаем над шестым пакетом поправок по Doing Business. По тем поручениям, которые мы получили от главы государства, премьер-министра, у нас вырабатывается очень большой закон с внесением изменений в большое количество нормативно-правовых актов. Это касается и самого рейтинга, контрольно-надзорной системы, лицензионно-разрешительной системы. Мы видим, что, наверное, к сентябрю он у нас будет готов, мы внутри называем его мегазаконом, в котором все это будет реализовано. Если до конца этого года мы сможем его провести, то, надеюсь, в следующем году будем жить в кардинально лучших бизнес-условиях. Акцент будет на региональный бизнес, на субъекты естественных монополий. Раньше государство активно инвестировало в экономику, но это не может продолжаться бесконечно. Сейчас, как известно, создается единое экспортное агентство, на смену государственным инвестициям должно прийти наращивание экспортных поставок», - подчеркнул г-н Сулейменов.

Министр нацэкономики считает, что нужно искать новые рынки сбыта, среди перспективных он назвал Иран, Индию и Израиль, с которыми уже ведутся переговоры по зонам свободной торговли. Особенно перспективно иранское направление, страна переживает ренессанс, и уже к середине этого года должны быть завершены переговоры об условиях поставок крупных партий товара туда, подчеркнул г-н Сулейменов.

Уйти от нефтяной парадигмы
Он сказал, что отход от сырьевой экономики – основной принцип формирования новой экономической реальности в Казахстане, поэтому ставка должна быть сделана на растущий сектор услуг, который даже сейчас дает 58% от ВВП. Министр считает, что не раскрыт экспортный потенциал медицинских и образовательных услуг Казахстана

«Медицинский сектор – один из драйверов экономического роста, +7% только за прошлый год. Будем усиливать акцент на торговле, сейчас она формирует от 12 до 15% от ВВП, необходимо поддерживать строительство современных торговых центров. Также мы должны начать отходить от импорта профессиональных и интеллектуальных услуг, где мы в год тратим более 2 млрд тенге», - сказал г-н Сулейменов.

Министр также остановился на налоговом администрировании, сообщив, что были серьезные споры о необходимости объединения налогового и таможенного кодексов, но, взвесив все за и против, пришли к выводу, что минусов от такого решения будет больше. Он заметил, что параллельно идет работа над новым налоговым кодексом для недропользователей, где за основу взята австралийская модель, в рамках которой страна делится на блоки, планируется введение арендного платежа, по глубоким и морским месторождениям намечен переход на налог на финансовый результат.

Министр признал, что сейчас рынок ценных бумаг в Казахстане не в приоритете, важнее оздоровить банковский сектор. Тимур Сулейменов считает, что количество специальных налоговых режимов необходимо сокращать, оптимизировать. Планируется переформатировать работу ГЧП, будут сокращены сроки по заявкам и создана единая информационная база ГЧП. Также он подчеркнул, что среди приоритетов – повышение доли финсектора в ВВП с нынешних 4,9 до 8-11%, как это было в лучшие годы активного экономического роста.  

Кроме того, он остановился на таможенном регулировании в ЕАЭС.

«В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с договором о ЕАЭС, этот Таможенный кодекс после пяти лет работы не принят, потому что он до сих пор еще не подписан белорусской стороной. И мы все же надеемся, что он будет подписан, затем ратифицирован и вступит в силу уже не 1 июля 2017 года, как ранее планировалось, а, наверное, со следующего года. Так вот, 80% таможенного регулирования у нас со странами ЕАЭС единое, но, тем не менее, все равно существует Таможенный кодекс РК, в котором 20% нашей национальной специфики будет прописано. И мы хотим это сделать максимально конструктивно, либерально и в прозрачном ключе – это еще одна из наших задач, мы будем реализовывать эти планы до конца этого года. Эта ратификация союзного кодекса и подготовка на его базе кодекса таможенного регулирования РК должны вступить вместе, чтобы никаких неясностей для участников бизнеса не оставалось», - сказал г-н Сулейменов.

Дедолларизации не случилось, но мыслить надо в тенге
Затронул он и тему чрезмерного участия государства в экономике. По словам министра, на 70-80% это участие «Самрук-Казына», из которых 70% – доля «КазМунайГаза». До тех пор, пока не будет приватизирован «КазМунайГаз», «Казатомпром» и прочие крупные компании, не будет никакого снижения доли государства в экономике, подчеркнул министр.

«От того, что мы избавимся от автохозяйств акимов области, мы чуть-чуть снизим участие государства, но кардинально ситуацию не изменим. Не нужно говорить, что ничего не происходит, не снижается, а правительство кормит нас заклинаниями. Нет, к 2022 году если не снизится, то тогда стоит задавать такие вопросы. До сих пор мы фокусировались в основном на административных барьерах, которые создаются на центральном исполнительном уровне, теперь перейдем на уровень региональный, потому что акиматы и маслихаты тоже регулируют бизнес. Мы будем смотреть, что делают субъекты естественных монополий и квазигосударственного сектора: например, наши инфраструктурные, как КТЖ. Там мы будем действовать и через законодательные механизмы, и через механизмы корпоративного управления», - заметил г-н Сулейменов.

Под занавес дискуссии он высказал и свое отношение к прошедшим в Казахстане девальвациям и выразил сомнение, что граждане стали в два раза беднее. Вместе с тем он признал, что дедолларизация не состоялась.

«Мне тоже хочется ездить за рубеж куда-то по курсу 150, а не по 320 тенге за доллар, и так далее и тому подобное. Но мы беднее не стали. И эту долларизацию из наших голов, из наших умов нужно убирать. Я какое-то время прожил в России, там если спросить кого-то, сколько в долларах что стоит, россияне затруднятся ответить, будь то квартира, машина, зарплаты, что бы то ни было. И тем более речи у них не заходит о том, что после того, как Центральный банк РФ сделал что-либо, эта инициатива ЦБ сделала их беднее. Потому что они мыслят только в своей национальной валюте. И это правильно, это касается и бизнесмена, и обывателя. Мы должны все мерить в тенге и не говорить, что девальвация делает нас беднее. Есть эффект, понятно, никто его не отрицает», - заключил Тимур Сулейменов.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Переход от погони за наказанием предпринимателей на профилактику правонарушений будет идти под контролем Министерства национальной экономики.

25 Январь 2019 18:42 2609

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Фото: atameken.kz

Реформа системы госконтроля и надзора за субъектами предпринимательства должна привести к снижению количества требований проверяющих, срокам проверок, но самое главное – к смене ментальности контролирующих госорганов. Об этом в пятницу, 25 января, сообщил директор Департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики (МНЭ) Асланбек Джакупов.

«Если у нас 10 лет назад, притом что субъектов предпринимательства было 800 тысяч, количество проверок было порядка 400 тысяч, то по итогам 2018 года при количестве субъектов предпринимательства в 1,2 миллиона количество проверок снизилось до 81 тысячи, проверки сократились более чем в четыре раза. Государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность, меньше стало ее регулировать, – подчеркнул спикер. – Несмотря на снижение, сохранялась значительная нагрузка бизнеса, и причиной тому являются административные штрафы. Практически каждая проверка заканчивалась административным воздействием на предпринимателя. Но при этом следует отметить, что наложение штрафа не обеспечивало безопасность в указанных сферах, о чем свидетельствует статистика неблагоприятных происшествий».

Их число ежегодно варьируется на одном уровне, в пределах шести-семи тысяч, продолжает Джакупов, отмечая, что «проверяющий стремится прийти и проверить, при этом качество их работы зависит не от того, насколько безопасно, а от объемов штрафов и количества наказанных людей». Настроить «прицел» контролирующих госорганов призван внедряемый с начала текущего года институт профилактического контроля взамен выборочного.

«[Он] направлен на выстраивание партнерских отношений и призван повысить доверие к органам власти со стороны бизнеса. То есть сейчас целью контроля является не наказание предпринимателя, а с помощью консультирования помочь избежать совершения нарушений требования законодательства. Субъекту контроля будет дано определенное количество времени для устранения выявленных нарушений. А в случае их неустранения за госорганом сохраняется право повторной внеплановой проверки. Таким образом, надеемся, что данный институт станет реальным стимулом для добровольного соблюдения бизнесом требований законодательства. Позволит кардинально поменять ментальность сознания проверяющих, трансформируя его на менталитет обслуживания», – отметил представитель МНЭ.

В рамках реформы госнадзора будут оптимизированы сроки проверок по профилактическому контролю вдвое, с 30 до 15 дней; срок проведения внеплановых проверок сокращен в три раза, с 30 до 10 дней. Возможность продлевать проверки, которая ранее никак не регулировалась, теперь сокращена до одного раза, подчеркнул Джакупов.

Число требований со стороны госорганов к бизнесу также сократилось.

«В части санэпидблагополучия населения из 11,5 тысячи требований остались самые необходимые – 1,8 тысячи; в сфере пожарной безопасности было 3000 требований – они сокращены до 870. В сфере промышленной безопасности было порядка 10 тысяч требований – сокращены до 7,3 тысячи. При этом права потребителей будут защищены на соответствующем уровне. Речь не идет о тех требованиях, затрагивающих вопросы безопасности населения. Речь идет о дублирующих требованиях и тех, которые не несли правовой нагрузки для безопасности населения, но при этом проверялись», – подчеркнули в ведомстве.

Вишенкой на торте станет оптимизация штатной численности проверяющих. Уже сокращено свыше 600 единиц, и в рамках реформы предложено упразднить еще тысячу рабочих мест. На повестке сейчас качественная реализация проведенной реформы, добавил Джакупов.

«Сейчас МНЭ наделено функцией по защите прав предпринимателей. Данная компетенция дает нам право проверить любой госорган на предмет следующих трех составляющих. Первое – порядок проведения госконтроля в отношении предпринимателей. Тот или иной госорган, который проверяет предпринимателей, в отношении него МНЭ имеет право провести также контрольные мероприятия на предмет того, как этот госорган проверил предпринимателя с соответствующими мерами. Таким образом, не только субъекты подвергаются контролю на предмет соблюдения законодательства, а также сами госорганы», – подчеркнул директор департамента министерства.

Для нас, представителей бизнес-сообщества, важно, чтобы был нормальный бизнес-климат и нормальный барьер вхождения в ту или иную отрасль, акцентирует вице-президент Ассоциации предпринимателей по Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.

«Если в 2014 году, когда мы начинали делать мониторинг госуслуг в части регулирования, это выдача разрешений, осуществление госконтроля, то уровень неблагоприятного и отрицательного отношения к этой работе со стороны госоргана составляет около 45-50% в разных регионах. Сейчас это менее одной трети. (…) Каждое третье обращение бизнесменов в Карагандинской области ранее было связано с недовольством проведения госконтроля в виде проверок. Сейчас если будет такое, то одна десятая в лучшем случае», – отмечает она.

При этом ослабление госконтроля позволяет бизнесу работать более спокойно, ровно и системно, не создавая рисков для потребителей, уверена Курбанбаева.

«Статистика сама показывает: количество самих выявленных нарушений не увеличивается в каких-то областях, санэпиднадзор, ветнадзор – оно остается на определенном уровне. В других сферах оно резко идет на снижение. Вопрос стоит не в том, что предприниматели не боятся проверок, они стараются найти правильное решение всех задач», – резюмировала вице-президент Бизнес-ассоциации Карагандинской области.

Султан Биманов

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

До конца этого года страны союза должны определиться, будет ли внедряться новая методика расчёта долей стран в распределении ввозных союзных пошлин.

16 Январь 2019 09:05 5421

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

Фото: primeminister.kz

Сегодня ввозные таможенные пошлины внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) распределяются согласно утверждённым нормативам, и Министерство национальной экономики (МНЭ) Казахстана намерено продлить их действие до конца текущего года. Об этом на расширенном заседании профильного комитета сената по законопроекту «О ратификации протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года» во вторник, 15 января, сообщил вице-министр экономики Руслан Даленов.

«Сегодня пошлины распределяются по [утверждённым] нормативам. Они действуют с 2010 года, и настоящим [законопроектом] продлевается действие действующего норматива. До 31 декабря 2019 года. Просим поддержать», – обратился Даленов в своей речи к сенаторам.

При этом сильных изменений в части объёма таможенных сборов не ожидается, добавил вице-министр, отметив, что за прошлый год размер таких поступлений в казну Казахстана составил около 1,2 трлн тенге.

«В самом начале были опасения и споры по балансам, поскольку стандарты администрирования на кыргызском участке [периметра границы] вызывали вопросы со стороны стран Таможенного союза (ТС), а именно насколько правильно администрируется стоимость [ввозимых товаров]. Поскольку раньше в таможенном администрировании в Кыргызской Республике применялась весовая категория, а не стоимостная. Таможенники Кыргызстана перешли на администрирование по стандартам ЕврАзЭС по стоимости. Это для них новшество, и поэтому были вопросы, насколько правильно, дольше ли идёт растаможка, есть ли реэкспорт в наши страны и страны ТС и так далее. На сегодня всё унифицировано», – подчеркнул Даленов.

Однако пролонгация срока действия нормативов распределения ввозных пошлин до конца текущего года связана с необходимостью для стран-участниц определиться с тем, будут ли они сохраняться или необходима корректировка.

«Мы уже брали три года, чтобы выработать статистику. Страны [участницы ТС] продолжают уточнять методику, чтобы окончательно определиться. Решили, что одного года достаточно, и в течение года мы её выработаем. Чтобы понять, нужна ли нам новая методика [и насколько справедлива текущая], есть четыре способа подсчёта: первая – считать импорт из третьих стран в наши страны, умножаем на пошлины и выявляем пропорции; вторая – то же самое, только учитывается взаимный экспорт-импорт, который может происходить с нашими странами; третья – исходя из текущих поступлений столько и закрепить; четвёртая – нечто среднее между этими тремя», – пояснил abctv.kz вице-министр экономики Казахстана.

По итогам рассмотрения законопроекта замечаний со стороны сенаторов высказано не было. Члены рабочей группы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената приняли решение вынести законопроект на рассмотрение расширенного заседания комитета.

Текущий норматив распределения союзных сумм ввозных пошлин между странами ЕАЭС установлен в следующих размерах: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9% и Россия – 85,265%. Стоит отметить, что доля России и Казахстана изменялась в сторону уменьшения в ходе присоединения к ЕАЭС Армении и Кыргызстана.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: