Вечером 1 ноября в Енбекшинском районном суде Шымкента огласили приговор по второму судебному процессу в отношении Тохтара Тулешова, длившемуся около четырех месяцев, начиная с 10 июля этого года.
Суд признал Тулешова виновным по трем статьям УК РК: 245, ч. 3 "Уклонение от уплаты налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, совершенное преступной группой либо в особо крупном размере", 250, ч. 1 "Злоупотребление полномочиями" и 28, ч. 3 – 241 "Соучастие, организация, подстрекательство и пособничество нарушениям законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности".
По первой вменяемой статье ему было назначено наказание в пять лет лишения свободы, по второй – два года, по третьей подсудимого освободили от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. В итоге по совокупности преступлений с учетом поглощения менее строгого наказания более строгим Тохтару Тулешову было определено пять лет лишения свободы.
Однако в соответствии со статьей 58, ч. 1, 6, 5, УК РК путем поглощения назначенного наказания наказанием по приговору специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Астаны от 7 ноября 2016 года, то есть менее строгого наказания более строгим, окончательно определено наказание в 21 год лишения свободы. Как пояснил председатель Енбекшинского районного суда Шымкента Айдос Султанов, ранее Тулешов был осужден за особо тяжкие преступления, на данном же процессе рассматривались преступления, относящиеся к категории тяжких.
Приговором суда также назначена конфискация имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности в коммерческих и общественных организациях, с отбыванием наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
Отбытая часть наказания по предыдущему приговору засчитывается по настоящему приговору. Мера пресечения "содержание под стражей" оставлена без изменения.
Кроме того, как сообщил Айдос Султанов, был удовлетворен гражданский иск прокуратуры Южно-Казахстанской области – с осужденного взыскан материальный ущерб в сумме 1 миллиард 368 миллионов тенге в доход государства. В доход государства также взыскана трехпроцентная государственная пошлина – свыше 41 миллиона тенге.
Суд принял решение и по гражданскому иску ДГД по Южно-Казахстанской области о взыскании ущерба в размере 1 миллиарда 452 миллионов тенге с ТОО "Шымкентпиво". С Тулешова также взыскали процессуальные издержки, израсходованные на проведение судебных экспертиз, в сумме свыше трех миллионов тенге.
Приговором от 1 ноября также был признан виновным по статье 361, ч. 2 "Злоупотребление должностными полномочиями должностным лицом", бывший сотрудник управления госдоходов Енбекшинского района Шымкента Нуржан Каракожаев. Ему было назначено два года лишения свободы, но с применением амнистии в связи с двадцатипятилетием независимости Республики Казахстан назначенное наказание заменено на ограничение свободы на тот же срок.
В его отношении судом установлен пробационный контроль. Помимо этого, Нуржан Каракожаев привлечен к принудительному труду на 100 часов в местах, определяемых местными исполнительными органами.
Помимо Нуржана Каракожаева, по экономическому делу проходили также еще семь фигурантов – сообщников Тулешова по экономическим преступлениям, часть из которых в прошлом являлись сотрудниками шымкентского пивзавода, другая часть – управления госдоходов Енбекшинского района Шымкента. Их дела в ходе процесса были выделены в отдельное производство в связи с заключением процессуального соглашения о признании вины.
Все они были признаны виновными. Пятерым назначили по три года ограничения свободы, но освободили от основного наказания по амнистии. Бывший главный бухгалтер "Шымкентпиво" Светлана Лукиных получила условно четыре года лишения свободы. Дело в отношении бывшего бухгалтера Ольги Алаккулиевой было прекращено в связи с отказом от обвинения гособвинителя.
К слову, во время судебного процесса адвокаты Тулешова утверждали, что он не вдавался в тонкости оформления финансовых документов и не ведал, что творили его подчиненные. Мол, они и были виноваты в неуплате налогов более чем на миллиард тенге. Но суд с такой позицией защиты не согласился.
Как подчеркнул г-н Султанов, виновность руководителя компании была доказана, тем более ему вменялась статья 28, ч. 3 – 241, то есть он выступал в качестве именно организатора финансовых нарушений – уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в особо крупном размере.
Кроме того, как заявлялось стороной обвинения, на предприятии скрывали от налоговых органов реальный объем производимой продукции. В итоге в бюджет недоплачивались огромные суммы по акцизам, уплате НДС, корпоративному налогу.
Между тем сам осужденный, которому не дали нормально пообщаться с прессой после вынесения приговора, успел сказать, что все обвинения в его адрес, как по первому, так и второму делу, надуманные, и назвал происходящее театром для одного заинтересованного человека. Он добавил, что адвокаты будут подавать апелляцию, правда, на положительное решение не надеется.
Напомним, владелец ТОО "Шымкентпиво" Тохтар Тулешов был задержан 30 января 2016 года во время спецоперации в Шымкенте. При обыске по месту жительства и на рабочем месте были обнаружены и изъяты огнестрельное оружие, наркотические вещества и литература. Впоследствии КНБ заявил о том, что бизнесмен готовился к насильственному свержению власти в Казахстане путем организации акций протеста и массовых беспорядков.
В ноябре 2016 года Тулешова приговорили к 21 году лишения свободы. Суд признал его виновным по целому ряду статей: создание и руководство организованной группой; создание преступной организации, устойчивой вооруженной группы (банды); организация совершения убийства, сопряженного с бандитизмом; организация похищения человека; незаконное лишение свободы; причинение физических или психических страданий; создание и руководство транснациональным преступным сообществом; финансирование деятельности преступной группы; пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РК; создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности; незаконное приобретение, хранение наркотических средств и так далее.
Еще порядка двум десяткам фигурантов этого дела суд назначил наказание от трех лет ограничения свободы до семи лет колонии.
Клара Ларина, Шымкент