С 1 января 2024 года в Казахстане начинается третий этап всеобщего декларирования. Эта тема в последнее время актуальна, так как у многих инвесторов фондового рынка возникают вопросы, связанные в первую очередь с налоговым администрированием, передает inbusiness.kz. Данияр Темирбаев, исполнительный директор "Казахстанской Ассоциации миноритарных акционеров" (QAMS) вместе с Айдаром Масатбаевым, налоговым консультантом, обсудили наиболее популярные и проблемные вопросы.
Так, зачастую вопросы возникают в связи с новым законодательством. К примеру, учредитель или участник юридического лица — это понятие люди часто путают. И учредитель, и участник относится к товариществам с ограниченной ответственностью.
"Если смотреть закон об акционерных обществах, то там эта дефиниция не используется. Там говорится об акционерах. Статья 35 Гражданского кодекса РК регулирует права учредителей и участников на имущество созданных ими юридических лиц. Исходя из этой статьи, к юридическим лицам, в отношении которых учредители и участники сохраняют права, относятся хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы. Таким образом, все участники, либо компании, автоматически считаются участниками. Возникает вопрос: это относится к иностранным или только к казахстанским акционерным обществам? Мы предполагаем, что это относится к казахстанским акционерным обществам, так как гражданское законодательство регулирует отношения с казахстанскими гражданами. Если акционер иностранного акционерного общества, то, возможно, он не попадает под требование декларирования, но я бы не полагался на это", - говорит Айдар Масатбаев.
Возвращаясь к вопросу о декларациях, нужно учесть, что они касаются не только казахстанских, но и иностранных акционерных обществ. Хотя, как считает эксперт, гражданское законодательство применяется преимущественно к казахстанским акционерным обществам. Потому, если вы являетесь акционером иностранного общества, то, вероятно, вы не обязаны декларировать это, но на этот вопрос стоит ориентироваться осторожно. Консервативный подход предполагает, что если человек является акционером любого акционерного общества, то он попадает под требования третьего этапа декларирования. Поэтому рекомендуется придерживаться более осторожного подхода в этом вопросе.
По словам эксперта, не все аспекты и тонкости обширного реформирования полностью освещаются, учитывая, что государство предпочитает сосредотачиваться на административных функциях, а не на разъяснении. Кроме участников юридических лиц, категорию подающих декларации также составляют индивидуальные предприниматели. Также в связи с недавними событиями на фондовом рынке, такими как народные IPO и SPO KEGOC и "КазМунайГаз", возникает вопрос о статусе акционеров этих компаний.
"Мы полагаем, раз они также являются учредителями или участниками юридических лиц, которые подпадают под требования третьего этапа декларирования", - считает Айдар Масатбаев.
Важным аспектом является вопрос о налогообложении. По мнению А. Масатбаева, даже владение одной акцией требует декларирования, независимо от того, является ли компания казахстанской или американской. С другой стороны, есть мнение представителей компании Pricewaterhouse, входящей в четверку крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги. Они указывают на необходимость декларирования в случае владения значительным пакетом акций. Также, по словам Данияра, многие юристы склоняются к тому, что миноритарные акционеры, не оказывающие значительного влияния на компанию, не должны подавать декларацию.
Следует также учесть, что миноритарные акционеры обязаны подавать форму 240 о доходах и активах. Тогда может возникнуть вопрос о необходимости подачи формы 250, если акционер уже подавал форму 240.
"Важно понимать, что с 2024 года форма 240 будет отменена и заменена ежегодной формой 270. Это означает, что в 2024 году учредители и участники юридических лиц будут подавать две декларации: 240 и 250. Форма 250 фокусируется на активах и обязательствах, а не на доходах. Она требует отражения всех активов на 31 декабря предыдущего года. Таким образом, для акционеров важно понимать, что декларирование в рамках формы 250 включает в себя не только доходы, но и общую структуру активов и обязательств", - говорит Айдар Масатбаев.
В контексте налогового декларирования важно также обозначить вопрос, касающийся руководителей организаций. Основная проблема заключается в том, кого следует считать руководителем в различных корпоративных структурах. В простых случаях, таких как единоличное владение ТОО, ситуация ясна. Но в акционерных обществах, где есть председатель совета директоров, председатель правления и другие члены, определение руководителя становится сложнее. Важно понимать, что председатели совета директоров и правления, а также члены правления и совета директоров, могут быть интерпретированы налоговыми органами как управленцы, подлежащие декларированию.
Несколько лет назад начались так называемые "письма счастья" от налоговой, когда многим казахстанским инвесторам фондового рынка приходили уведомления с информацией о поступлениях на банковский счёт. Например, если сумма превышала 50 тыс. долларов и подпадала под финансовый мониторинг, то с человека требовали уплату налога с оборота.
Сейчас обеспокоенность оставалась по поводу полного показа всех активов в форме 250. Эксперт привел в пример недавнее выступление вице-министра финансов РК Ержана Биржанова, который заявил, что "в рамках всеобщего декларирования первая декларация, которая сдается по 250 форме, контролю не подлежит". По словам чиновника, казахстанцам будет дана возможность указать банковские счета, активы, а из каких они источников – проверять не будут.
"Многие сомневались, говоря: "Нужно ли мне включать в декларацию ценные бумаги, приобретенные в 20-м, 21-м, 22-м и 23-м годах, если я никакие декларации ранее не подавал?" Но теперь функционеры подтвердили, что всеобщее декларирование будет направлено на будущее, а не на период до сдачи декларации. Это значит, что начиная с этого момента будут учитываться наши расходы в будущем, и доходы прошлого, вроде как, проверяться не будут", - заявил Айдар Масатбаев.
В свою очередь, Данияр Темирбаев отметил, что, если исходить из пояснений вице-министра, его слова не являются толкованием налогового законодательства. Вице-министры могут меняться, и у новых людей в правительстве может быть другая позиция. Вот почему возникает проблема: даже если есть официальное разъяснение налогового комитета, его трактовка может варьироваться в разных регионах. Люди меняются, и их письма со временем могут потерять актуальность. Это важный момент, особенно когда речь идет о переписке с налоговыми органами.
Читайте по теме:
Всеобщее декларирование: чьи мобильные переводы будет проверять налоговая?
Всеобщее декларирование в Казахстане: кто обязан сдавать отчетность, сроки, штрафы
Всеобщее декларирование в РК: что нужно знать руководителям, учредителям юрлиц и ИП