Топ-менеджер "Казахтелекома" прокомментировал вопрос "демонополизации" компании

6010

А также: как арест одного из бенефициаров может повлиять на деятельность компании, структуру собственников и предстоящую выплату дивидендов?

Топ-менеджер "Казахтелекома" прокомментировал вопрос "демонополизации" компании Фото: Максим Морозов

"Монополистом мы являемся только в части кабельной канализации, по остальным участкам являемся доминирующим игроком. Это очень важный момент с точки зрения понятий", – сказал во время "Дня эмитента" KASE главный финансовый директор, член правления АО "Казахтелеком" Асхат Узбеков, сообщает inbusiness.kz.

Доли и положение: видение государства

Напомним, в четверг, 17 марта, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Малик Олжабеков сказал, что вопросы демонополизации рынка телекоммуникационных услуг в основном связаны с этим телеком-оператором.

"Занимаемая им доля на рынке фиксированной связи сегодня составляет более 80%, на рынке мобильной связи – более 60%. В 2019 году "Казахтелеком" купил 75% акций АО "Кселл" и 100% доли в Tele2, ТОО "Мобайл Телеком-Сервис". Таким образом, 75% национального ресурса радиочастот по итогам объединения сотовых компаний принадлежит группе компаний "Казахтелеком", – сказал вице-министр.

По его словам, "еще одна проблема" связана с тем, что большая часть кабельной канализации в стране находится во владении этой компании.

Также телеком-оператор является оператором фискальных данных (с 2015 года и его доля здесь 78%) и единым оператором маркировки товаров. На рынке услуг по хранению данных его доля превышает 55%, на рынке услуг платного телевидения – 33%.

Председатель агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин выдвинул несколько предложений: ограничить деятельность "Казахтелекома" на смежных товарных рынках, пересмотреть правила доступа к кабельной канализации, учесть возможность законодательства для создания достаточных условий для подключения нескольких операторов связи.

Глава АЗРК считает "целесообразным рассмотреть вопрос владения компанией двумя операторами связи".

Что думают в компании?

"У "Казахтелекома" есть позиция по этому вопросу. Мы считаем, что надо действовать исключительно в рамках закона, все обсуждать, – прокомментировал Асхат Узбеков. – Если в каких-то отраслях сложилась ситуация, что наша компания занимает доминирующее положение, то, наверное, этому были какие-то предпосылки".

Спикер сказал, что телеком-оператор – противник резких изменений.

"Мы согласны, что должен быть баланс интересов государства и нас как компании, и готовы к изменениям, но считаем, что каждое такое изменение должно быть очень тщательно просчитано и взвешено. Все должно быть в правовом поле", – отметил топ-менеджер.

Он выразил надежду, что "нынешняя позиция государства взвешенная и что никаких резких движений не будет".

"То есть мы готовы к быстрым изменениям, но хотим, чтобы они были взвешенными. Это наша позиция. Ее мы, наверное, [официально] представим в ближайшее время. Мы считаем, что если государство хочет что-то сделать, то это его право, но мы просим принимать взвешенные решения", – резюмировал он.

Спикер также поделился своим личным мнением по вопросу "демонополизации":

"Моя личная позиция – я не согласен. Если в угоду популистским высказываниям или ожиданиям наших конкурентов будет разрушена, на мой взгляд, эффективная и достаточно качественно работающая группа компаний… Я категорически против этого, как представитель менеджмента".

Вопросы, связанные с арестом

Кроме того, спикера попросили прокомментировать, как арест одного из бенефициаров может повлиять на деятельность компании, структуру собственников и предстоящую выплату дивидендов.

"У нас по этому вопросу позиции нет, – сказал Асхат Узбеков, отвечая на первую часть вопроса. – Потому что в этой ситуации мы являемся не объектом, а субъектом. Скажу так, деятельность компании в настоящий момент ведется в штатном режиме, мы проводим все совещания, тот же совет директоров состоялся недавно и т. д. Думаю, все комментарии должны исходить от антикора, который ведет расследование. Никаких изменений мы не планируем на текущий момент".

Напомним, в воскресенье, 13 марта, стало известно о задержании Кайрата Сатыбалды. Сообщалось, что антикоррупционная служба расследует "уголовное дело по фактам злоупотреблений должностными полномочиями и хищений средств АО "Казахтелеком" в особо крупном размере". Во вторник, 15 марта, сообщили, что по решению специализированного межрайонного следственного суда Нур-Султана он взят под стражу на два месяца на время расследования.

Изменится ли в связи с этим структура собственников "Казахтелекома"?

"Мы не можем определять, кто будет являться нашими акционерами. Здесь вопрос, я думаю, больше находится в правовом поле", – ответил на этот вопрос Асхат Узбеков.

По его словам, "на текущий момент Кайрат Сатыбалды не представлен в совете директоров".

"Есть два представителя SKYLINE INVESTMENT COMPANY, они компетентны, работают, и без них мы не смогли бы провести совет директоров. Совет директоров был плановый, он состоялся 14 марта. Общее собрание акционеров было по вопросам, я так понимаю, смены членов совета директоров, оно не состоялось, причины я не могу комментировать. При этом могу сказать, что сам акционер ни сейчас, ни до этого не приходил на общие собрания акционеров, всегда приходили люди по доверенности. В этот раз не пришли. Их выбор", – добавил топ-менеджер.

Отметим, что 3 марта АО "Казахтелеком" уведомило Казахстанскую фондовую биржу: "Внеочередное общее собрание акционеров, перенесенное на 28 февраля 2022 года, не состоялось в связи с отсутствием кворума".

Отвечая на вопрос, проводились ли обыски в региональных офисах после задержания мажоритарного акционера, Асхат Узбеков сказал:

"Идут оперативные процедуры, мы, как менеджмент компании, всеми силами помогаем следствию, предоставляем все необходимые материалы. Но хочу отметить, что это не парализует деятельность компании, все идет в штатном режиме".

Рассматривает ли телеком-оператор выход SKYLINE INVESTMENT COMPANY из состава акционеров? Как будет проводиться выплата дивидендов в связи с задержанием?

"Это вопрос однозначно не к нам. Мы не объекты, а субъекты. Мы исполним все обязательства. Если на тот момент не будет правовых оснований выплачивать [дивиденды] акционеру как таковому, то мы заплатим в центральный депозитарий, исполним обязательства в полном объеме, – прокомментировал Асхат Узбеков. – Вопрос очень интересный и очень правильный. Мы его проработаем с правоохранительными органами, учтем интересы всех заинтересованных сторон".

Добавим, что 14 марта совет директоров рекомендовал общему собранию акционеров выплату дивидендов на общую сумму более 39 млрд тенге, что составляет 43,5% от чистой прибыли. В пересчете на одну простую акцию – 3590 тенге. Дивидендная доходность составляет 12,1%.

По данным KASE на 1 января 2022 года, фонд "Самрук-Казына" имеет 52,03% простых акций телеком-оператора, SKYLINE INVESTMENT COMPANY S.A. (Люксембург) – 24,95%, The Bank of New York Mellon DRS (номинальный держатель) – 9,77%.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться