Топливный суверенитет: секрет производства чистого топлива

10219

Как строительство завода по производству МТБЭ обеспечило страну качественным высокооктановым бензином на десятилетия вперед

Топливный суверенитет: секрет производства чистого топлива Фото: пресс-служба ШКХ

Объем потребления бензина в Казахстане растет ежегодно, являясь прямым следствием роста перевозок, количества автотранспортных средств (официально в МВД зарегистрировано свыше 5 млн единиц авто) и численности населения (свыше 20 млн человек). С 2015 по 2022 год включительно объем внутреннего производства автомобильного бензина вырос с 2,9 млн до 5 млн тонн, или на 72%, передает inbusiness.kz.

Примечательно, что параллельно с этим шло активное импортозамещение высокооктановых бензинов преимущественно из России, которые были вытеснены казахстанской продукцией. Об этом говорит статистика потребления бензина, которая с 2015 по 2022 год выросла с 4,3 млн до 5 млн тонн. Другими словами, доля казахстанского топлива в потреблении выросла с 67% до почти 100%. Этому в немалой степени способствовала модернизация отечественных НПЗ, приведшая к появлению качественного казахстанского топлива. Одним из таких проектов стало строительство завода по производству МТБЭ (метил-трет-бутилового эфира) в Шымкенте.

Идея построить такой завод возникла еще в 2015 году. Зависимость от России была на тот момент существенной не только в части присадок и других химических компонентов, но и в прямых поставках топлива, которые в топливном балансе только по бензину доходили до 1,5 млн тонн. И строительство завода по производству МТБЭ было частью стратегии по расширению производства качественного и экологического высокооктанового бензина, заложенной в программу индустриализации Казахстана. Но здесь важно пару слов сказать о технологическом аспекте и важности метил-трет-бутилового эфира для отечественной нефтепереработки.

МТБЭ – кислородосодержащий высокооктановый компонент, используемый при производстве экологически чистого топлива. Имеет высокий показатель октанового числа и хорошо растворяется в бензине. Их смесь улучшает качество бензина за счет меньшей токсичности отработанных газов, снижения температуры воспламенения и запуска двигателей, снижает образование нагара и износа деталей в моторах машин, способствует полному сгоранию бензина, а также сокращает расход топлива. Более того, использование МТБЭ снижает расход нефти при производстве бензина на НПЗ за счет экономии к требованиям по содержанию октанового числа и других характеристик.

Годовая потребность Казахстана в высокооктановых присадках составляет 80 тыс тонн. Применение такой присадки, как МТБЭ, позволяло повысить качество топлива в стране до стандартов Евро 5 против действовавших на тот момент Евро 2. А это, прежде всего, существенное снижение выбросов углерода и углеводорода в атмосферу. Однако на тот момент в стране работало лишь одно предприятие по его производству мощностью 20 тыс. тонн. Другими словами, дефицит был на уровне 60 тыс. тонн, который в полном объеме импортировался из России. И строительство завода по выпуску МТБЭ в Шымкенте мощностью до 57 тыс. тонн в год было нацелено заместить эти поставки.

Оператором проекта стало ТОО "Шымкентская химическая компания" (ШХК), которое локализовало строительство на территории СЭЗ "Оңтүстік" площадью 10,6 га. Строительные работы были завершены летом 2021 года.

"Наш проект стал возможен после модернизации Шымкентского НПЗ, где появилась установка каталитического крекинга. Она производит непредельные сжиженные нефтяные газы, в том числе фракцию C4 – бутан-бутиленовую фракцию. Из нее мы извлекаем изобутилен, занимающий шестую часть фракции, и возвращаем весь не прореагировавший газ на Шымкентский НПЗ. Сам изобутилен мы задействуем на собственной установке производства эфира", – рассказывал на церемонии запуска предприятия глава ШХК Манат Бибасов.

Технически завод по производству МТБЭ был спроектирован по технологии Etherification французской компании AXENS, которая является одним из международных лидеров в данном сегменте (глубина очистки 99,14% при норме в 98%). Безусловно, государство было одним из интересантов проекта. Ведь без этого завода Шымкентский НПЗ, как самый крупный из трех заводов в стране, не имел бы замкнутой цепочки производства качественного топлива. Поддержав проект финансово в виде кредита, Банк развития Казахстана внес свою лепту в развитии нефтехимической отрасли. Суммарные инвестиции в строительство завода были оценены в 13,7 млрд тенге. Треть расходов взяли на себя инвесторы в размере 4,7 млрд тенге; еще 9 млрд тенге было привлечено у Банка развития Казахстана.

С момента запуска завода общий объем выпуска МТБЭ предприятием составляет более 52 тыс. тонн, из которых 85% (свыше 44 тыс. тонн) продукции было отгружено Шымкентскому НПЗ; более 6 тыс тонн ушло на экспорт в соседние Россию, Узбекистан, Беларусь, Кыргызстан, Литву и Иран. Завод обеспечивает постоянную занятость для штата порядка 140 сотрудников, состоящего преимущественно из местных жителей. Объем налоговых платежей в бюджет уже составил 1,5 млрд тенге.

Говоря о будущем, завод по выпуску МТБЭ является лишь частью большого инвестпроекта "Строительство завода по производству МТБЭ и полипропилена", включенного правительством Казахстана в Карту индустриализации. В настоящее время в реализации вторая часть проекта, связанная с производством полипропилена мощностью 80 тыс. тонн в год, которая будет также располагаться по соседству в СЭЗ "Оңтүстік" на площади в 12,8 га.

С другой стороны, структура спроса на нефтепродукты в разрезе регионов и прогноз до 2030 года уже указывают на необходимость существенного расширения мощности Шымкентского НПЗ с текущих 6 млн до 9-12 млн тонн. В правительстве Казахстана уже обсуждается расширение мощности НПЗ как минимум на 6 млн тонн вместо строительства четвертого НПЗ, что говорит о потенциальном удвоении мощности. Следовательно, этот сценарий может позволить увеличить загрузку завода ШХК.

До 2050 года, согласно базовому прогнозу агентства Standard&Poor´s, спрос на бензин в Казахстане вырастет на 23%, до 6,1 млн тонн, тогда как производственные мощности вырастут в 1,5 раза, до 7,5 млн тонн. По итогам I полугодия 2023 года производство бензина в Казахстане выросло на 5% в годовом выражении, до 2,6 млн тонн. Традиционно Шымкентский НПЗ занимает около 40% всего производства высокооктановых бензинов, полностью подтверждая актуальность и целесообразность работы существующего завода ШХК по производству МТБЭ. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться