С апреля крупные сети АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизтопливо. Это стало возможным благодаря мерам господдержки со стороны правительства и бизнеса. Однако дальнейшее административное снижение цен на ГСМ в условиях балансировки всей нефтегазовой отрасли на грани рентабельности может губительно сказаться на всех ее цепочках начиная с добычи и заканчивая розницы.
Напомним, ранее кабмин утвердил пакет мер по поддержке бизнеса, включая и предприятия нефтегазовой отрасли. В частности, были освобождены от уплаты акцизов при экспорте производители нефтепродуктов; введен запрет на ж/д поставки бензина и дизтоплива в страну из соседней России, а также планируемое обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты.
Еще до введения мер господдержки сравнительный анализ по странам мира показывает эластичность цен на нефтепродукты в Казахстане, которые продемонстрировали снижение на 15%; оптовые цены на бензин и дизтопливо также снизились на 10%. Говорить о том, что отечественный рынок стоит в стороне от происходящих по миру снижений цен на топливо, неуместно.
Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен, и Казахстан не исключение. Более того, в данных расчетах еще не учтено текущее снижение цен на ГСМ.
В результате в условиях существенного падения котировок на нефть (более чем в два раза) и нефтепродукты на мировых товарных рынках добыча нефти и производство нефтепродуктов в стране превратились из низкорентабельной в отрасль, балансирующую на грани безубыточности.
Из вышеприведенной таблицы видно, что розничные цены на нефтепродукты в Казахстане были и продолжают оставаться одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.
Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не "догнал" январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен.
В I квартале текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза. Более того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. А это дополнительный удар по экономике всей отрасли.
Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК.
Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков – необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах Центрально-Азиатского региона. К примеру, правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.
Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна нулю.
Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.
Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.
В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже нуля.
С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.
Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на одну тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на один литр топлива, реализуемого АЗС.
На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов.