Топливо в Казахстане подорожает с января: эксперт назвал причины

1036

Для роста добычи нефти и притока капитала необходимы два условия.

Топливо в Казахстане подорожает с января: эксперт назвал причины

Подписанный Налоговый кодекс закрепляет фискальную реформу в нефтяном секторе Казахстана. Основным изменением станет перенос налоговой нагрузки с экспортных платежей на сам процесс добычи нефти. На взгляд властей, это преобразование призвано не только стабилизировать доходы государственного бюджета, но и значительно повысить прозрачность и предсказуемость налоговой системы для нефтяных компаний.

Ожидается, что благодаря этому шагу налоговые поступления от нефтяной отрасли станут менее зависимыми от колебаний и непредсказуемости мировых цен на углеводороды. Что это значит для казахстанцев и как повлияет на стоимость топлива внутри страны, корреспондент inbusiness.kz узнавала у обозревателя нефтяной отрасли и автора Telegram-канала "Байдильдинов. Нефть" Олжаса Байдильдинова.

По мнению эксперта, это изменение, хотя и направлено на стабилизацию бюджетных поступлений, неизбежно приведет к росту цен на топливо внутри страны и потребует полноценной либерализации внутреннего рынка для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли.

Подобная налоговая реформа ранее была реализована в Российской Федерации. Там она сопровождалась либерализацией цен, что позволило нефтяным компаниям получать сопоставимую прибыль как от экспорта, так и от поставок на внутренний рынок. В Казахстане же ситуация кардинально отличается.

"При экспортных ценах, например, 70-75 долларов за баррель, внутренний рынок – это 20-25 долларов за баррель, потому что государство продолжает регулировать этот рынок", – объясняет эксперт. 

По его словам, перенос экспортной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличит себестоимость поставок на внутренний рынок, что автоматически повлечет за собой увеличение цен на топливо.

"У нас цены на топливо сейчас в районе 40 центов, а по рынку с учетом себестоимости и так далее они должны быть не менее 60 центов. То есть 92-й бензин должен стоить больше 300-340 тенге", – подчеркнул эксперт, указывая на неизбежность этого процесса из-за значительной разницы в ценах с соседними странами.

Новые правила игры: вызовы для "некитовой" добычи

Предстоящие изменения в НДПИ предполагают дифференцированные ставки, учитывающие рентабельность и геологическую сложность месторождений. Для низкорентабельных активов и трудноизвлекаемых запасов будут предусмотрены льготные условия. Это призвано сделать механизмы налогообложения более прозрачными и учесть высокую себестоимость добычи на таких участках.

Но, по мнению Олжаса Байдильдинова, эти изменения в первую очередь коснутся новых месторождений и так называемой некитовой добычи – той части отрасли, которая не контролируется крупными международными консорциумами, имеющими замороженные налоговые условия еще с 1990-х годов.

"Некитовая добыча у нас падает, она в среднем теряет 1 млн тонн в год, сейчас она достигает 30 млн тонн. К 2030 году, когда у нас планируется расширение Шымкентского НПЗ, эта добыча, вероятно, упадет до 27 млн тонн", – прогнозирует эксперт. 

По его словам, для этих месторождений со средней отраслевой себестоимостью около 40 долларов за баррель увеличение НДПИ без либерализации внутренних цен может привести к критической ситуации.

Эксперт подчеркивает, что для привлечения инвестиций в нефтяную отрасль, как от казахстанских, так и от иностранных игроков, критически важна стабильность налогового режима. Частые изменения в законодательстве, регулирующие налогообложение, получение месторождений или условия поставок на внутренний рынок, отпугивают инвесторов.

"У Казахстана не очень сильные позиции в глобальном рейтинге стран, привлекательных для инвестиций в нефтегазовом секторе, по причине госрегулирования. Любая налоговая реформа и либерализация цен на внутреннем рынке должны сопровождаться общей стабилизацией налогового режима", – утверждает Олжас Байдильдинов. 

По его мнению, в условиях текущего давления на мировые цены на нефть крупные инвестиции в геологоразведку и новые проекты маловероятны в ближайшие полгода-год. Для роста добычи и притока капитала необходимы два условия: стабильно высокие мировые цены на нефть и внутренняя стабильность налогового режима и законодательства.

"Только при этих двух условиях инвесторы будут рассматривать проекты, и мы увидим определенный рост добычи. Перенос налоговой нагрузки должен обеспечить равную доходность поставок на внутренний рынок и экспорт для всех нефтедобывающих компаний", – заключил Байдильдинов.

Читайте по теме:

Бури, детка, бури: как политика Трампа скажется на Казахстане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться