Биржевая торговля квотами на выбросы в Казахстане готова к реализации. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал вице-министр энергетики Бакытжан Джаксалиев.
"С 1 января 2018 года мы говорим о том, что биржевая торговля выбросами у нас в стране готова к реализации. Как это будет реализовано? Каждый из участников этих биржевых торгов заявляет о своих объемах, в которых он хочет продать излишки свои, они определены на трехлетний период, с 2018 по 2020 год. Таким образом, у него остается перспектива свободных квот, и он выставляет на рынок. Те же, у кого этих свободных квот не хватает, они дают свои заявки, это так называемые встречные торги, и они считаются состоявшимися, если в этих торгах участвовало как минимум два покупателя, то есть должна быть конкурентная среда. Покупка этих квот в среднем выбросы по стране никоим образом не увеличивает, а стимулирует всех товаропроизводителей, которые, к сожалению, имеют в своих технологиях парниковые выбросы, эффективно строить свою деятельность на улучшение показателей снижения выбросов и увеличения в этом случае своей товарной продукции", – отметил представитель энергетического ведомства.
Как известно, запуск торговли квотами на выбросы был приостановлен в 2016 году до 2018 года. Ранее ее логика строилась на стимулировании предприятий уменьшать загрязнение окружающей среды при выпуске объемов продукции. О введении усовершенствованной системы торгов в этом году министр энергетики Канат Бозумбаев заявлял на саммите "Одна планета" по вопросам изменения климата в Париже в декабре. В феврале новостное агентство "Спутник" сообщало о появлении онлайн-платформы системы мониторинга, отчетности и верификации источников выбросов и парниковых газов в Казахстане.
По некоторым данным, сейчас в системе торговли квотами на выбросы могут торговать ее отдельные участники. Однако, когда торговля выбросами заработает в Казахстане в полную силу с участием всех загрязняющих природу предприятий, не ясно. С учетом того, что в последние годы фиксировались высокие показатели производства электроэнергии и продукции ГМК, можно предположить, что запуск торговой системы будет происходить постепенно. К примеру, 12 декабря директор департамента охраны труда и защиты окружающей среды АО "Самрук-Энерго" Сакен Кожабеков на заседании комитета энергетики национальной палаты предпринимателей "Атамекен" предложил пересмотреть объем квот на вредные выбросы в 2018 году. По его мнению, выделенного объема в 35 млн единиц может не хватить, сообщало агентство.
Однако в АО "Жасыл даму", которое занимается учетом, мониторингом и верификацией выбросов на специальной электронной платформе для Департамента по изменению климата и Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики, уточняют, что торговля выбросами сейчас находится в процессе полного запуска.
"Сейчас идет сдача отчетов – инвентаризация выбросов парниковых газов за 2017 год от предприятий. Пока данный отчет не сдан, квоты на счетах предприятий заблокированы. Те, кто сдали отчет, уже могут торговать. Все в соответствии с действующим законодательством", – написал в электронном письме abctv.kz заместитель генерального директора АО "Жасыл даму" Сергей Цой.
Вместе с тем в одном из экологических НПО Казахстана abctv.kz сообщили, что сейчас система торговли квотами на выбросы парниковых газов находится в стадии запуска. Это вопрос пары месяцев, разрабатываются и внедряются подзаконные акты, уточняют общественники.
По данным г-на Джаксалиева, 76 операторов фиксирующих выбросы установок на предприятиях выбрали для себя исторический метод формирования своих квот на выбросы, а 149 используют так называемый удельный коэффициент выбросов парниковых газов (УКВ). Исторический метод распределения квот – это среднее значение выбросов за предыдущий временной период. В случае выбора данного метода на каждый год предприятие получает объем квот, равный средним выбросам парниковых газов с 2013 по 2015 год. УКВ рассчитывается на основании сравнения интенсивности выбросов относительно выпускаемой продукции, к примеру, объем выбросов на производство одного киловатт-часа электричества или одной гигакалории тепла. Определив такие условные коэффициенты выбросов для конкретной установки, они усредняются в целом для станции или завода с учетом показателей выбросов предприятий одной отрасли, умножаются на количество вырабатываемой продукции станции или предприятия и получают свои индивидуальные коэффициенты выбросов. Чем выше их эффективность при больших объемах продукции и меньших выбросах, тем больше у них резерв для развития своего дальнейшего производства. Предприятия с более высокими коэффициентами выбросов должны будут покрывать недостающие объемы своих выбросов путем приобретения квот на биржевых торгах, пояснил вице-министр.
Национальный план распределения квот, принятый в январе 2018 года, устанавливает общий объем выбросов на 129 компаний на период 2018-2020 годов. Квоты распределены в соответствии с национальным планом до 2020 года. К этому времени ожидается начало бойкой торговли ими, рассказал представитель энергетической сферы. По данным Всемирного банка, Казахстан является одним из крупнейших эмитентов парниковых газов в Европе и Центральной Азии с ежегодными национальными выбросами 300,9 млн тонн CO2 в 2015 году, при этом на энергетический сектор приходится 82% общих выбросов парниковых газов, за ними следуют сельское хозяйство (9,6%) и промышленные процессы (6,4%).
Штрафные миньоны
Между тем, по данным Минэнерго, обнародованным на брифинге, объем финансирования природоохранных мероприятий природопользователями в 2018 году снизится, несмотря на продолжающийся экономический рост. В этом году общая выделяемая сумма на экологические меры составит 116,23 млрд тенге, что ниже уровня прошлого года на 129,54 млрд тенге – на 11%.
Отвечая на вопрос abctv.kz, заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Азамат Алимбаев рассказал, что в прошлом году по предприятиям страны было проведено 1753 проверки. В презентации ведомства указывается, что в 2016 году было проведено 3177 проверок, таким образом, количество проверок в годовом выражении в 2017-м снизилось на 45%.
"Наложено штрафов и ущербов порядка пяти миллиардов тенге. Но взыскиваемость по штрафам у нас порядка 89-95 процентов, а по ущербам не более 90 процентов. Объясню почему. Если процедура взыскания штрафов у нас гораздо упрощена, а процедура обжалования заключается в судебный порядок, постановление суда практически сразу вступает в законную силу и сразу же идет на взыскание. При этом процент добровольного погашения у нас порядка 40 процентов", – уточнил он.
Ущербы (нанесенные окружающей среде. – Ред.) обычно исчисляются миллионами, и исковая давность по ним может составлять до трех лет. При их обжаловании проходится три инстанции, включая апелляционную и инкассационную, что занимает месяц-два, это влияет на сроки взыскания. Из взысканных 5 млрд тенге примерно 30-40% приходится на нефтяной сектор, подчеркнул Алимбаев.
РОП-проекты
За период реализации расширенного обязательства производителей-импортеров (РОП) с 2016 по 2017 год размер выплат переработчикам составил 5,2 млрд тенге, говорится в презентации, распространенной на брифинге. В материалах также указывается, что в 2017 году в 40 населенных пунктах был организован раздельный сбор мусора, а в 19 внедрена сортировка отходов. Кроме того, в прошлом году было собрано более 39,7 вышедших из эксплуатации машин, переработано использованного масла на 24,2 тыс. тонн, отработавших аккумуляторов – в объеме 27,5 тыс. тонн, изношенных шин – на 39,6 тыс. тонн, выброшенной упаковки – на 40,2 тыс. тонн и отслужившего электрооборудования – на 4,6 тыс. тонн.
"Налаживается инфраструктура по переработке отходов пластика. У нас на законодательном уровне в 2016 году были внесены поправки в Экологический кодекс, дано понятие, что такое вторсырье. В настоящее время пластик, стекло, бумага, жестяные банки не являются отходами, они идут у нас вторсырьем. То есть на них экологические требования распространяются. Благодаря этому у нас сейчас растет число производителей в Казахстане, насчитывается около 130 предприятий, которые занимаются сортировкой, переработкой отходов, в основном это малый, средний бизнес", – рассказала на брифинге заместитель директора департамента Управления отходами Министерства энергетики Бизара Досмакова.
По ее словам, сейчас переработка вторсырья в основном развивается в Алматинской области. Там много предприятий занимаются переработкой бумаги, стекла, а в этом году запускается переработка полиэтилена. Как известно, эти виды отходов законодательно запрещены к захоронению в следующем году, что способствует их сортировке и последующей переработке. Кроме Алматы, сейчас переработка организована в Уральске, Караганде. В Атырау нет перерабатывающих заводов, но там хорошо поставлена сортировка для экспорта в Россию бумаги и пластика. Также много такого вторсырья вывозят в Китай. Общий объем рынка переработки вторсырья может достигать 60 млрд тенге в год, рассказала представитель департамента Управления отходами.
Между тем по каждому региону сейчас разработаны дорожные карты до 2020 года, согласно которым там будут открываться пункты вторсырья. Сейчас они функционируют в Костанае, Петропавловске, Темиртау и Караганде. В столице пункты сбора вторсырья только планируются к запуску, хотя когда-то в Астане также работал мусороперерабатывающий завод, и теперь снова планируется запуск нового.
"У нас в Астане сейчас завод, который работает, у него сейчас идет только сортировка, переработка у них только планируется. Сейчас разработан пилотный проект между оператором РОП и акиматом города Астаны. На первом этапе у них подразумевается раздельный сбор, и на втором этапе это переработка пищевых отходов, именно пищевой фракции, разделение мусора на два контейнера – это мокрый и сухой", – сказала Досмакова.
Для реализации проекта совместно с РОП-оператором, объявленным еще в августе, сейчас разрабатываются ТЭО и документация, происходит установка двух типов контейнеров для раздельного сбора пищевой фракции, отметила она.
Данияр Сериков