Подготовка кадров, взаимодействие между поставщиками и торговыми сетями и продвижение отечественных товаропроизводителей – вот три блока проблем, с которыми на сегодняшний день сталкивается ритейл в Казахстане. Таким мнением с корреспондентом Inbusiness.kz поделился директор департамента торговли НПП "Атамекен" Динмухамед Абсаттаров.
"По этим трем вопросам у нас есть аналитические материалы. Проблемы назрели. Мы хотели бы от участников рынка услышать дельные предложения и инициативы, для того чтобы сформировать повестку для госорганов, для нового состава правительства, как надо не то чтобы регулировать, а развивать торговую отрасль в Казахстане", – отметил собеседник.
Он акцентирует внимание на том, что торговая отрасль играет важную роль как в экономике, так и в социальной жизни страны.
"В ВВП Казахстана она занимает порядка 17%, в сфере занятости – порядка 18%. И эта отрасль тесно связана со сферой услуг и производством, ведь конечная цель любого бизнеса – реализация", – говорит представитель НПП.
"Мы предлагаем от "Атамекена" сформировать программу развития торговли в Казахстане. И предусмотреть для всех участников (от производителей до продавцов. – Ред.) соответствующие инструменты, с помощью которых каждый имел бы возможность эффективно работать как для себя, так и для экономики государства в целом", – поделился Динмухамед Абсаттаров.
По его словам, один из ключевых моментов, который также необходимо отразить в отраслевом документе, – финансирование, в частности на оборотные средства. Предприятиям торговли зачастую недоступны кредиты в банках именно на эти цели, поэтому ритейлеры испытывают нехватку "оборотки". И поэтому берут кредиты в микрофинансовых организациях, где ставки намного выше, чем в банках второго уровня. Это, естественно, отражается на ценообразовании. И это та проблема, которую необходимо решать.
"Если бы были инструменты поддержки, потери и риски можно было бы смягчить", – считает собеседник.
Елена Тумашова