Электромобиль Soul EV построен на базе автомобиля KIA Soul, уже давно известного на казахстанском рынке. Сам по себе Soul – интересный автомобиль, благодаря своим габаритам, клиренсу и практичности привлекательный для семейного горожанина. За Soul в базовой комплектации с бензиновым двигателем дилеры просят чуть меньше пяти миллионов – для этого класса авто цена привлекательная.
В мае прошлого года в Казахстане представили пилотную партию электромобилей Soul EV для прохождения испытаний и процедур сертификации. Тогда президент "Азия Авто" Ерик Сагымбаев заявлял в СМИ, что на заводе в Усть-Каменогорске готовы выпускать электромобиль, как только казахстанский потребитель предъявит спрос. Однако спустя год серийное производство электромобиля казахстанской сборки не состоялось: интереса казахстанских потребителей все еще недостаточно. С тех пор в KIA успели провести рестайлинг модели Soul.
Первая причина слабого интереса – цена. Пока автомобиль на электрической тяге стоит существенно дороже аналогичного авто с бензиновым двигателем. По информации из неофициального источника, Soul EV при поступлении в продажу может стоить около 10 миллионов тенге. Официально о возможной дате начала продаж и цене объявлено не было.
Однако цена, как показывает статистика продаж автомобилей в Казахстане, не главное, что останавливает казахстанских автомобилистов перед покупкой электромобиля. Потому что самым востребованным электромобилем у казахстанских покупателей остается самый дорогой из тех, которые можно привезти в Казахстан, Tesla.
Вторая причина – отсутствие станций для зарядки электромобилей. Дело в том, что от домашней электросети батарея электромобиля заряжается 15-18 часов, в то время как на специальной станции, которые есть, например, в Европе и Северной Америке, на зарядку требуется 20-30 минут. В казахстанских городах и на междугородних трассах таких станций нет, поэтому путь на трассу для электромобилей заказан, а отъездив на электромобиле день или два в городе, заряжать его батарею придется всю ночь.
В случае если у покупателя будет выбор между Soul с бензиновым двигателем и Soul EV и покупатель решит переплатить и выбрать последний, то, кроме того, что больше не надо будет заезжать на АЗС и заморачиваться со сменой расходников и масла, будут и другие отличия. Багажник электрического Soul на 20% меньше бензинового аналога, примерно на восемь сантиметров уменьшилось пространство для ног задних пассажиров. Все потому, что в этой части автомобиля установлена батарея. Кроме того, из-за веса батареи на Soul EV немного отчетливее чувствуются крены в поворотах и "клевки" при торможении.
При этом разгон и замедление на электрическом Soul гораздо интереснее по сравнению с бензиновым аналогом. На "светофорных гонках" Soul EV легко даст фору большинству автомобилей в потоке: "выстреливающий" со светофора семейный универсал привлекает внимание. То, как мощно Soul EV замедляется под сброс педали газа, больше характерно для спортивных автомобилей, при некоторой сноровке электромобиль позволяет реже пользоваться тормозами, чем на таком же авто с бензиновым двигателем, можно эффективно тормозить электрическим мотором.
В остальном Soul EV – все тот же KIA Soul, который доступен в автосалонах. Из-за кубической формы автомобиля и обзора в зеркалах на нем нетрудно маневрировать на узких улицах и парковаться. Салон отделан недорогими материалами, но собран качественно. Передние сидения оснащены подогревом и вентиляцией, кнопки климат-контроля и пиктограммы на них крупные, так что трудно ошибиться, регулируя температуру в салоне. Для обращения с большим сенсорным экраном мультимедийной системы не требуется специальных навыков.
Интересный с технической точки зрения, нормально собранный, позиционирующийся как семейный, но остающийся привлекательным для водителя, практичный благодаря габаритам и вместимости салона электромобиль. Однако казахстанскому покупателю доступен пока только для теста.
Артур Мискарян