/img/tv1.svg
RU KZ
Тормозят заправки

Тормозят заправки

Производители и продавцы автомобилей должны вместе создать инфраструктуру для электромобилей, считают в АКАБ.

10:58 18 Январь 2018 8490

Тормозят заправки

Автор:

Римма Гахова

На установку оборудования украинского производства для зарядки электромобилей будет выделено 303,7 миллиона тенге из денег, собранных оператором расширенных обязательств производителей (РОП) с импортеров и производителей. 100 зарядок по 50 станций будут установлены в Астане и Алматы, еще девять – на трассе Астана – Боровое. Всего к концу 2018 года в стране будет насчитываться 350 станций. Об этом сообщила член совета директоров ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева в ходе пресс-конференции, посвященной итогам автомобильного рынка в 2017 году. По ее словам, в прошлом году в Костанае началась сборка электромобилей JACiEV6e и iEV7. Однако до сих пор еще не решены вопросы по инфраструктуре для обслуживания  электрокаров. В сентябре 2017 года совместными усилиями оператора и АКАБ при поддержке акимата с привлечением частных инвестиций были установлены первые станции в районе аэропорта и вокзала «Нурлы жол» в Астане, а также в центральной части Алматы. Теперь нужно постепенно увеличивать число таких зарядных станций.

«Тема инфраструктуры касается не одной отдельной компании или бренда. Нам нужно объединить усилия для ее создания», – сказал генеральный директор «Mercur Auto» Канат Акишев.

В кулуарах пресс-конференции он сообщил abctv.kz, что после Нового года члены АКАБ решили создать рабочую группу, которая будет выдвигать инициативы по стандартизации и строительству зарядных станций для электромобилей. В дальнейшем эти инициативы будут отстаивать на уровне правительства. И производители надеются на поддержку со стороны государства.

«Чтобы говорить о госучастии, нужно сначала утвердить стандарты по зарядным станциям. Все электромобили различаются по размерам и характеристикам, батареи у них разные, равно как и разъемы для подключения. Мы привыкли тратить на заправке не больше 10 минут и ожидаем таких же временных затрат от станций для электромобилей. Чтобы создать инфраструктуру быстрых заправок, нужны емкие зарядные устройства, специальный кабель для подачи электроэнергии. Сначала мы проведем свои исследования на базе экспериментальных станций, затем представим результаты. Вторая половина года, думаю, будет интересной. Вопросы инфраструктуры начнут решаться», – сказал Канат Акишев.    

Между тем президент «Тойота Мотор Казахстан» Кит Симмонс считает, что авто с литий-ионными аккумуляторами в Казахстане не будет пользоваться большим спросом. По его мнению, в условиях страны лучше использовать водородный двигатель, который быстро заряжается и способен пройти огромные дистанции. В данный момент получение водорода – это очень сложная технология, а инфраструктура для водородных автомобилей остается в зачаточном состоянии (например, в США на всю страну пока менее 40 заправочных станций. – Прим. авт.). Однако производитель видит перспективу именно в водородных авто. Симмонс напомнил, что компания Toyota выпустила водородную модель Toyota Mirai, которая успешно продается в Японии.   

«Это новая технология, очень сложная, далеко не все  автопроизводители смогут ее использовать. Но если мы говорим об альтернативных источниках энергии для Казахстана, то лучше использовать водород. Водородный автомобиль используется так же, как и традиционный, но из его «выхлопной» трубы можно пить воду», – сказал он.

С тем, что в стране нужно развивать производство не только электромобилей, но и водородных авто, согласен и исполнительный директор компании «Астана Моторс» Антон Афонин.

«В компании Toyota работают очень не глупые менеджеры, и, наверное, они знают чуть больше нас. Если электрокар может проехать максимум 300 километров, причем в лучшем заявленном режиме, то автомобиль на водороде преодолеет дистанцию в три раза больше. К тому же в Казахстане есть четыре завода по производству водорода. Правда, это технический водород, для заправок он должен быть более очищенным», – сказал он.

На вопрос, смогут ли электромобили оказать влияние на рынок топлива в Казахстане, Афонин ответил, что однозначно нет. 

«В прошлом году в мире было продано 90 миллионов автомобилей, при этом известная компания Tesla выпустила всего 100 тысяч электромобилей. Думаю, что «нефтяному лобби» ничего не угрожает. Запасы лития в мире ограничены, и невозможно произвести такое количество батареек, чтобы заменить все бензиновые автомобили на электрокары. Это модно, дорого, но это не выход из ситуации», – считает он.

При этом Антон Афонин отметил, что в водород он больше верит, чем в литий-ионные батареи. Но казахстанцы к нему еще не готовы.

Римма Гахова​

Электромобилям ищут место на АЗС

Станции зарядки электромобилей хотят разместить на автозаправках.

20 Июнь 2018 07:00 21932

Компания, управляющая предприятиями столичного энергетического комплекса, АО «Астанаэнергосервис» планирует работы по созданию сети зарядных станций для электромобилей. В качестве площадки для размещения зарядных станций планируется использовать АЗС сети «ҚазМұнайГаз». Соответствующий меморандум, как сообщили корреспонденту abctv.kz в пресс-службе АО «Астанаэнергосервис», уже подписан.

«На сегодняшний день подписан меморандум с ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Они предоставляют площадки (заправочные станции) для реализации данного проекта», – следует из полученного от компании сообщения. Детали меморандума пока не сообщаются.

В пресс-службе «КМГ» подписание меморандума или его возможные детали пока не комментируют. Напомним, что пилотная программа Министерства энергетики и оператора РОП подразумевает установку 100 зарядных станций в Астане и Алматы, еще 20 планируется установить на трассе Алматы – Астана.

«Астанаэнергосервис» планирует наладить сотрудничество в проекте по созданию инфраструктуры для электромобилей и с ТОО «Оператор РОП». Соответствующий меморандум, заявляют в компании, планируется подписать на следующей неделе.

Управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбек пока не стал комментировать детали возможного сотрудничества, но при этом отметил, что «в мировой практике зарядные станции устанавливают, например, вблизи торговых центров или офисных зданий, однако если есть готовность устанавливать их на АЗС, то почему нет?».

Важно понимать, продолжает он, что станции для зарядки электромобилей отличаются в использовании от традиционных АЗС, где можно подъехать и за несколько минут заправить топливо, зарядка электромобиля может занимать до нескольких часов.

Представители автопромышленной отрасли ранее комментировали возможный рост спроса на электромобили в стране, полагая, что меры по стимулированию спроса и создание инфраструктуры для авто на электрической тяге сделают их «привлекательными для массового потребителя». Одна из мер, которую предлагают представители отрасли, – обеспечение свободного передвижения по выделенным полосам движения для общественного транспорта, выделение специальных парковочных мест, а также применение низких размеров коэффициента страхования на типы транспортных средств с электрическими двигателями.

По данным на май текущего года, с января в Казахстане было зарегистрировано 20 легковых автомобилей на электрической тяге против 16 за тот же период прошлого года. При этом за весь 2017 год было зарегистрировано 36 авто на электротяге, а в 2016-м – 35 электромобилей.

Артур Мискарян

Рациональная энергия

Чем кроссовер на электротяге отличается от бензиновых аналогов – в тест-драйве Atameken Business.

21 Май 2018 16:14 31938

Фото: Мария Матвиенко

В скором времени казахстанским автомобилистам будет представлен серийный электромобиль костанайского производства JAC iEV7s. Ранее на «СарыаркаАвтоПроме» уже собирали партию опытных образцов авто на электрической тяге. В компании решили устроить знакомство с электрокаром в действии для широкой публики и подарили жителям столицы бесплатные поездки в качестве пассажиров такси.

Участники акции, «голосующие» астанчане, не скрывали удивления от новой машины и охотно принимали презент от компании. В поездке представители компании рассказывали пассажирам о преимуществах электромобиля, отвечали на вопросы и в дополнение к бесплатному проезду вручали в подарок портативное зарядное устройство для смартфонов.

Большой интерес у пассажиров вызывали такие вопросы, как: запас хода на одной зарядке, наличие зарядных станций, возможность эксплуатации в зимних условиях, а также стоимость электрической машины.

Новая модель – JAC iEV7s оснащена электромотором мощностью 85 кВт (116 л. с.), но, что более важно, 270 Н/м крутящего момента (больше, чем у Toyota Camry с бензиновым мотором 2,5 литра) позволяют разгонять компактный кроссовер до 100 км/ч за 11 секунд и развивать максимальную скорость 130 км/ч. Ёмкость батареи 39 кВт/ч, обеспечивает запас хода до 300 км, однако этот показатель находится в прямой зависимости от стиля езды. Для полной зарядки батареи от обычной розетки потребуется восемь часов, а на специализированной зарядной станции – один час. При стоимости 22 тенге за кВт/ч полная зарядка батареи обойдется в 770 тенге.

Производитель гарантирует исправную работу электромобиля при минимальной температуре -30 градусов. Подогрев салона электромобиля осуществляется по принципу электрического фена, что позволяет прогревать салон в зимнее время за несколько минут.

В управлении электромобиль не отличается от автомобилей с автоматической трансмиссией на традиционном топливе. Однако на городских скоростях электромобиль обеспечивает интенсивное ускорение – при старте со светофора iEV7s может двигаться существенно быстрее большинства автомобилей в потоке. При этом система рекуперации энергии позволяет меньше пользоваться педалью тормоза – стоит отпустить педаль акселератора, как электромобиль начинает замедление. Еще одно отличие JAC iEV7s от авто на традиционном топливе – межсервисный интервал в 20 тыс. километров вместо привычных 10 тыс. При этом обслуживание сводится к осмотру и контролю шин и тормозов.

За счет использования во внешней отделке ярких цветов JAC iEV7s привлекает внимание окружающих в потоке. Те, чей интерес к модели не ограничивается праздным любопытством, интересуются стоимостью новинки и датой начала продаж – несколько водителей на перекрестках в ходе теста характерным жестом приглашали к беседе через открытое окно. Другие просто задавали вопросы о времени зарядки, запасе хода и оснащении электромобиля.

Среди опций, которыми оснащен JAC iEV7s: камеры кругового обзора, отделка салона экокожей, климат-контроль и светодиодные ходовые огни. В салоне ничто не выдаёт «электрическую сущность» кроссовера. При этом на ходу в салоне слышен лишь звук от шин и музыка из радиоприёмника. Аудиосистема электрокроссовера оснащена функцией беспроводного аудиостриминга и телефонии hands free – в салоне авто можно слушать музыку со смартфона.

На сегодняшний день в Астане и Алматы уже есть несколько станций для зарядки электромобилей. Со временем их количество будет расти, планируется установка нескольких станций на трассе Астана – Боровое. Интерес казахстанских автомобилистов к электромобилям растет – за первые четыре месяца текущего года зарегистрировано 20 легковых автомобилей на электрической тяге против 16 за тот же период прошлого года. При этом за весь 2017 год было зарегистрировано 36 авто на электротяге, в 2016-м – 35 электромобилей.

Крупнейшим рынком электромобилей в мире является Китай. Продажи электромобилей в Поднебесной в прошлом году превысили полмиллиона единиц – 46% всех проданных в мире электромобилей! К 2025 году там планируют продавать не менее 7 млн электромобилей в год, а к 2040 году – запретить продажи автомобилей на традиционном топливе.

Артур Мискарян