О том, почему бизнес-вумен решила стать франчайзи, о становлении нового для себя дела и проблемах малого бизнеса, abctv.kz рассказала соучредитель ТОО "Крендель Экибастуз" Татьяна Сивиринова.
– В августе будет два года, как взяли франшизу. На тот момент у меня уже был семейный бизнес в Павлодаре, хотелось развиваться дальше. Узнала, что "Крендель" продает франшизу, решили изучить это направление, подумав, почему бы нет. Удобно то, что есть проверенный бренд. Точно знаешь, что качество продукции не имеет нареканий. Впрочем, одной идеи всегда мало, поэтому начинаешь думать, как двигаться дальше. Каждый предприниматель просчитывает свои финансовые возможности, место положения нового бизнеса. Поэтому можно назвать знаковой встречу с владельцем крупного торгово-развлекательного центра в Экибастузе, который предложил выгодные условия сотрудничества, и мы приняли решение двигаться вместе. Мне кажется, для Экибастуза "Крендель" был долгожданным проектом. Здесь не просто можно купить продукцию, но и посидеть в уютной обстановке с деловым партнером или в семейном кругу.
– Немного о финансовой стороне проекта.
– Началось в того, что три года назад я защищала бизнес-план, получив невозвратный грант на 3 млн тенге. Кроме того, взяла кредит по "Дорожной карте" под 6%, то есть воспользовалась всеми возможными финансовыми инструментами, которые предоставляет государство. Данный проект достаточно затратный, общие инвестиции составил 125 тыс. евро. Предварительно планировалась франшиза только на кофейню. Учитывая опыт работы в данной отрасли, я понимала, что кофейня в чистом виде в Экибастузе не пойдет, население ждало "Крендель" не столько из-за возможности попить кофе в уютном месте, сколько приобрести продукцию – кондитерскую. Было предложено подкоррективать франшизу на такой вариант, и получили согласие. На мой взгляд, получился хороший проект, достаточно комфортный вариант для небольшого города. Многогранность дает всегда положительный результат.
– Франшиза, насколько знаю, предполагает несколько выплат?
– Первоначально был выплачен паушальный взнос, он зависит от объема самой франшизы.
– Это разовая выплата?
– Да, дальше идет ежемесячная оплата роялти – определенный процент от прибыли.
– Это пожизненная рента?
– Франшиза продается на определенный срок, в нашем случае, на пять лет. После этого идет анализ, есть ли необходимость дальше продолжать данный бизнес. Если все нормально, то работаем дальше.
– И опять придется оплачивать паушальный взнос?
– Через три года, возможно, опять будет взнос. Кроме того, у нас есть определенное обязательство – мы должны были открыть еще одну точку. Сделали это на базе магазина Small, еще пока раскручиваем ее.
– Франшиза предполагает, что для вас приобретается оборудование, мебель и прочее?
– Нет, франчайзер делает акценты, где мы можем взять необходимое оборудование, контролирует данный процесс и прочее.
– Продукцию вам всю привозят или вы что-то сами готовите?
– У нас есть свое небольшое производство. Те же самые булочки, которые должны быть с пылу с жару, пока приедут к нам, будут уже не такими свежими. Так что наши пекари прошли обучение в головном "Кренделе". Изначально вся наша команда приезжала в Павлодар и проходила обучение. Вернулись вдохновленные, старт у нас был на позитиве.
– То, что вы сами выпекаете – для этого используете готовое тесто или сами замешиваете?
– Сами. Но есть требования по поставщикам сырья, мы работаем именно с той мукой, которую нам обозначили. С теми маслами, которые нам определили. Это может быть и альтернативный поставщик, но чтоб продукция отвечала качеству, их требованиям. Есть карта поставщиков и карта качества.
– А что по ценообразованию? Как сильно разнится стоимость вашей продукции от павлодарской?
– Ценообразование происходит с учетом логистики. Но разница не большая. Экибастузцы хорошо знают павлодарские цены и сравнивают. Поначалу было сложновато. Так что на старте нам пришлось несколько корректировать цену в сторону понижения. Со временем выстроили так, чтобы было рентабельно.
– Думаю, все гладко не бывает. Очевидно, есть болевые точки, которые вы ощутили именно в Экибастузе?
– Как без них? Меня удивляет, что в городе, где добывается уголь и расположены крупные ГРЭС, энергия дороже, чем в том же Павлодаре. Мне кажется, что в этом регионе цены должны быть ниже. А для малого бизнеса должны быть какие-то льготы. Нас уровняли с крупным бизнесом, думаю, это не совсем верно. Еще бы хотелось понижение порогового перехода на НДС. Сейчас мы вышли на него и это достаточно ощутимо.
– А тут поподробнее, пожалуйста.
– Для того, чтобы перейти в режим выплаты налога на добавленную стоимость, необходимо дойти до определенного объема выручки в год. И мы благополучно дошли до него. В итоге наши затраты возросли на 10%. НДС не только на ту продукцию, которую нам завозят и мы ее перепродаем, но и на то, что производим сами. Можно, конечно, решить эту проблему подняв цену на продукцию, но понимаем, что тогда произойдет отток покупателей. Многие предприятия в подобной ситуации, дойдя до этого порога, начинают дробить бизнес. Мы этого не делаем.
– А возникает мысль – а не раздробить ли нам ТОО?
– Бывает. Не без этого.
– Вы уже окупили свой паушальный взнос?
– Взнос да, а затраты на предприятие еще нет.
– На прибыль уже вышли?
– Конечно. Уже на начальном этапе наш валовый доход составлял 35 тыс. евро в месяц. Сейчас он выше, но называть не буду.
– Чего, на Ваш взгляд, не хватает малому бизнесу в его развитии?
– Мне кажется, что руководителей малых предприятий необходимо чаще информировать о каких-то интересных семинарах. Я сама езжу по различным форумам, выставкам и прочее. Там очень хорошо заряжаешься. Но мне удается это в силу того, что я состою в Ассоциации деловых женщин Казахстана. Уверена, чем чаще наши предприниматели будут вместе собираться для получения новой информации, обучения, тем это положительнее скажется на их бизнесе. Желательна такая поддержка от государственных структур. Недавно была на форуме по цифровизации в Астане. Сначала перед нами выступил министр, потом провели небольшие мастер-классы по цифровизации бизнеса в плане мобильных приложений. Очень многие смотрели на это все открытыми глазами. Мы-то сами с этим вопросом давно разобрались, а для многих – открытие. А еще я бы ввела критерии оценки работы предприятий. Что-то типа звезд Мишлена. Ведь если рядом с вывеской фирмы стоит какой-то знак, скажем, Качества, свидетельствующий о категории заведения, значит, данный объект станет более привлекательным для потребителей. Это хороший стимул сделать свой бизнес лучше.
– Татьяна, новый бизнес заставил Вас стать жителем Экибастуза?
– Нет, сейчас прекрасная пора, когда бизнесом можно управлять дистанционно. Я приезжаю раз или два в неделю. Все можно делать на расстоянии. К примеру, есть специальная программа учета, я в любое время могу посмотреть объемы продаж в конкретный момент, сравнить с другим периодом. Сотрудники, приходя на работу, карточку прокатали, и я знаю, кто и когда пришел. Все под контролем. Есть хорошие программы для деловой переписки. Но главное – хороший коллектив, который болеет не только за свою хорошую зарплату, а за общее дело. Мне в этом плане повезло.
– Ваш бизнес контролируется со стороны франчайзера?
– Регулярно, раз в три месяца приезжают и проверяют все позиции. Досконально. Бывают, конечно, замечания, но это работа. Думаю, мы достойно проходим эти проверки. Так и должно быть.
– Сейчас, оглядываясь назад, Вы бы взялись вновь за франшизу?
– Несомненно.
Марина Попова