Предложение администрации американского президента Дональда Трампа заложить в бюджете на 2021 финансовый год сумму в $150 млн для создания уранового резерва не нанесет ущерба продажам компании в Америке. Об этом на пресс-конференции сообщил глава урановой госкомпании Галымжан Пирматов.
"Cейчас в конгрессе у них обсуждается этот вопрос, на 10 лет $150 млн в год покупка урана американского производства для государства. Это на наш рынок не повлияет. Мы считаем, что это оптимальное решение, которое было в наших интересах. Они, по сути, хотят поддержать какую-то часть своих производителей, покупая уран в запасы государства. Это не повлияет на объемы продаж атомным станциям, которые используют уран для производства электроэнергии", – сказал топ-менеджер, комментируя вопрос inbusiness.kz.
Он напомнил, что до этого небольшие американские урановые производители подавали петицию в президентскую администрацию с требованием ограничить импорт урана для их поддержки, но им отказали. После была создана рабочая группа, которая должна была подготовить рекомендации относительно всего дореакторного топливного цикла – конверсии, обогащения, топливных сборок, не только природного урана. Сейчас в компании ожидают ее окончательного отчета, пояснил Пирматов.
Выручка от продаж в США составила почти 33 млрд тенге в прошлом году, говорится в консолидированной отчетности группы казахстанской урановой госкомпании, размещенной на ее сайте.
Комментируя вопрос inbusiness.kz о том, участвует ли компания в тендерах по закупу урана канадской Cameco, глава госкомпании ответил отрицательно, сказав, что такой потребности пока нет. Стоит отметить, что во время конференц-звонка с инвесторами руководство корпорации подтвердило, что в этом году Cameco будет получать чуть больше материалов с совместного предприятия "Инкай", где "Казатомпром" контролирует 60% долю.
В ходе телефонной конференции также стало известно, что в 2019 году у урановой госкомпании были поставки в Россию и проводились своп-операции, часть которых завершится в этом году. В будущем подобные поставки северному соседу пока не планируются. Впрочем, главным рынком для компании остается Китай, туда продажи за прошедший годовой период достигли почти 165 млрд тенге, указывается в отдельной финансовой отчетности. Скорее всего, КНР продолжит забирать большую часть поставок урановой госкомпании в текущем году на прежнем уровне, однако там наблюдается отставание по строительству реакторов, отмечают в компании.
Отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, почему Узбекистану удалось договориться с японскими партнерами о поставках урана на ближайшие годы, Галымжан Пирматов уточнил, что у соседей состоялся договор с трейдерами, с которыми компания не работает с 2017 года. По его словам, Япония еще долго будет оставаться несущественным рынком, поскольку там сейчас находятся в строю всего девять реакторов.
В целом в прошлом году клиентская база компании пополнилась шестью новыми потребителями и двумя новыми странами, сообщили в компании в ходе телефонной беседы с инвесторами. Также на ней было отмечено, что в 2020 году компания не планирует продажи на спотовом рынке, хотя корпорация сильно на него завязана в контрактах. Портфель подписанных и находящихся на стадии заключения договоров будет полностью соответствовать объемам производств в этому году, посчитали в урановой корпорации.
Производство про запас
Напомним, в прошлом году всего в Казахстане было добыто 22 808 тонн урана, что на 5% больше в годовом исчислении в сравнении с 2018 годом, когда было произведено 21 705 тонн. Из общего объема прошлого года 13 291 тонн приходятся на долю "Казатомпрома". При этом за этот годовой период компания смогла продать 14 148 тонн, что меньше уровня продаж 2018 года в 15 287 тонн на 7%. На уровне компании запасы готовой продукции составили 8 571 тонн, что на 17% больше по сравнению с 2018 годом из-за рыночных условий, указывается в материалах пресс-конференции. Ожидается, что объемы добычи урана по стране в 2020 году останутся в коридоре 22 750-22 800 тонн, где производственная доля "Казатомпрома" будет занимать 12,8-13,3 тыс. тонн, при этом объемы отдельной реализации корпорацией прогнозируются в горизонтах 13,5-14,5 тыс. тонн. Сейчас подтвержденные доли запасов компании в СП составляет 292 тыс. тонн, сказал Пирматов в ходе пресс-конференции.
Отметим, что у компании самая низкая себестоимость добычи урана в мире – 9,3 доллара на фунт, а если считать с капитальными затратами, то этот показатель будет на уровне 12 долларов на фунт. Это примерно на 20% ниже в годовом исчислении и такого успеха удалось достигнуть за счет ослабления тенге и оптимизации затрат. 80-85% капзатрат "Казатомпрома" идут в местной валюте, указывается в презентации для инвесторов.
В ответ на вопрос inbusiness.kz о том, можно ли изменить контракты на недропользование, чтобы снизить объемы производства, а значит и повлиять на спотовые цены на уран, глава атомной госкорпорации напомнил, что на пике производства в 2016 году Казахстан добывал 24 тыс. тонн урана, после чего начал сокращать объемы добычи и "Казатомпром" начал вести себя очень дисциплинированно, как самый крупный производитель в мире.
"Мы самый низкий по себестоимости производитель и то идем на такие большие снижения объемов производства по сравнению с нашими планами. Изменение контрактных условий возможно. Это требует переговоров с компетентным органом, правительством, но вы должны учитывать, что у нас из 13 добычных предприятий десять — это совместные предприятия. Я должен вначале договориться уже с партнерами, только потом идти на переговоры с компетентным органом. Если учитывать то, что они в Казахстане изначально присутствуют с учетом привлекательности по себестоимости наших месторождений, то при нынешних экономических условиях понятно, что многие наши партнеры хотели бы добывать как можно больше в Казахстане, чем у себя в дорогих рудниках в других странах. Поэтому это не такой вопрос, в принципе у нас уже есть опыт с одним совместным предприятием, где мы идем на изменение рабочей программы, то есть вносим изменения в контракт на недропользование в сторону снижения будущих объемов добычи", - пояснил Пирматов. Стоит отметить, что в телефонном разговоре с инвесторами руководством "Казатомпром" было заявлено, что решение по изменению объемов производства первоначально принимают внутри компании, а после обсуждают его с партнерами.
При этом у "Казатомпрома" в течение десятилетия будут заканчиваться запасы на некоторых рудниках, подтвердил руководитель урановой госкомпании.
"Есть, будут, но это не "Заречное", наверное. "Заречное" тоже там не самое, скажем так, легкое месторождение. Но у нас есть месторождения, которые очень давно добываются. В прошлом году мы два остановили небольших, поэтому по плану это будет происходить", - проинформировал Пирматов, комментируя вопрос inbusiness.kz. К слову, в презентации "Казатомпрома" на сайте указывается, что месторождение "Заречное" истощится к 2023 году.
Вместе с тем, в ближайшее время сокращений по группе "Казатомпром" и ее СП не ожидается.
"В прошлом году у нас была ситуация, когда несколько бывших сотрудников компании, которые в 2017 году были выведены на аутсорсинг, обратились с видеообращением. Обращение было своевременно, все требования "Казатомпромом" были обсуждены, многие требования были исполнены. Сейчас трудовых споров у нас нет. Сокращения мы не планируем. В головном офисе у нас за последние два года мы уже два раза оптимизировали численность. Но это плановая такая работа, а на уровне добычных предприятий у нас сокращений не было и не планируется", - сообщил Галымжан Пирматов, комментируя вопрос inbusiness.kz.
Отметим, что в отдельной финансовой отчетности "Казатомпром" за прошлый год говорится, что общая штатная численность компании на тот период составляла 405 человек, что больше показателей занятости 2018 года в 383 человека.
К сожалению, в 2019 году на предприятиях "Казатомпрома" было зарегистрировано восемь несчастных случаев, в результате которых десять человек получили травмы, а один из них привел к смертельному исходу. Они имели место в основном из-за падения на скользкой поверхности, травм при сцеплении механизмов, ДТП и одного случая химического ожога. Смертельный инцидент произошел из-за того, что сотрудник поскользнулся и упал под передвижное оборудование, которое находилось в движении в ночное время.
Отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, почему затянулся запуск производства тепловыделяющих сборок на базе Ульбинского металлургического завода совместно с китайскими партнерами, Пирматов указал, что изначально коммерческие поставки с него намечались на конец следующего года. Завод уже построен, на нем сейчас устанавливается оборудование, после чего в течение 18 месяцев должна пройти его сертификация у французских специалистов.
Со своей стороны отметим, что в сентябре 2016 года СМИ сообщали, что ввод в эксплуатацию завода в Усть-Каменогорске и выпуск первой партии тепловыделяющих сборок был намечен на 2019 год.
Данияр Сериков