DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Трамваи в Павлодаре поедут в кредит

Трамваи в Павлодаре поедут в кредит

Европейский банк поможет обновить павлодарский трамвайный парк.

06 Декабрь 2016 12:39 3133

Трамваи в Павлодаре поедут в кредит

Автор:

Марина Попова

Сумма кредита составляет 2,46 млрд тенге, которые выдаются на 13 лет. На эти деньги планируется приобрести до 25 новых трамваев.

Прежде чем Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) дал добро на кредит, банк провел большой анализ деятельности  трамвайного управления, увидев перспективу его развития. Данный процесс начался  в 2013 году, а в мае прошлого года  был подписан кредитный договор.  12 декабря состоится вскрытие пакета документов от компаний-участников тендера по поставке подвижного состава. На изучение предложений дается  45 дней. Руководство трамвайного управления надеется, что с выбором поставщика удастся определиться   до конца года. «На сегодня около 11 компаний проявили интерес к конкурсу, и среди них представители китайских, российских, белорусских, украинских и польских компаний. Для потенциальных производителей была разработана техническая конкурсная документация, где указаны все наши требования. Нам хочется максимальное количество, хорошего качества и как можно дешевле. К слову, всю работу с компаниями ведут специально отобранные консультанты. Таковы правила банка», - рассказал abctv председатель правления АО «Трамвайное управление г. Павлодар» Айтуар Жангазин.

Для Павлодара трамвай, в отличие от остальных городов Казахстана, сохранивших это вид общественного транспорта, актуален. И не только потому, что он экологически чистый. Протяженность трамвайных путей в городе составляет 89,2 километра. Ежедневно на линию выходит  до 70 вагонов на 12 маршрутах, всего в павлодарском депо имеется 111 трамваев. Для сравнения, в Усть-Каменогорске их около 13 единиц. Небольшой парк в Темиртау. В Алмате с трамваями покончено.  В рабочие дни павлодарские трамваи перевозят до 50 тысяч человек при том, что здесь проживет немногим более 300 тысяч человек. К тому же, это единственный вид общественного транспорта, который выходит на линию в пять утра, и последний трамвай заходит в парк после часа ночи.

Попытка обновить трамвайный парк самостоятельно, где значительная часть техники отработала по два срока, то есть тридцать лет,  предпринималось не единожды. Так, в 2011 году тогдашнее руководство СПК «Павлодар» заявляло о намерении приобрести уже побывавшие в эксплуатации, 1975 года выпуска, трамваи из Польши. Местные власти «добро» не дали. В сентябре 2012 года накануне IX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России Председатель правления АО «Национальная компания СПК «Павлодар» и заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «Торговый дом Усть-Катавский вагоностроительный завод» Феликс Винокур подписали меморандум о сотрудничестве. В рамках этого документа планировалось, что в Павлодар в течение трех лет поставят 50 трамвайных вагонов и запчасти к ним. В декабре 2012 года были приобретены 2 новых трамвайных вагона. Правда, взятый в банке кредит едва не стал кабалой. «Проценты по кредиту затягивали вниз все производство. Нашими деньгами рассчитаться за них было нереально. Проблему удалось закрыть после получения в прошлом году первого транша от ЕБРР в объеме 210 млн тенге», - говорит Айтуар Жангозин.

С другой стороны, решив проблему одного кредита, предприятие втягивается в состояние нового, причем на целых тринадцать лет. По мнению руководителя трамвайного управления, в данном случае все должно быть подъемно. «Тринадцать  лет - это нормально при условии  субсидирования.  Как известно, все социальные перевозки – планово убыточные. Правилами субсидирования предусмотрено,  что местный бюджет будет покрывать наши убытки. Правила субсидирования, которых мы ждем,  и есть тот рычаг, который позволит закрывать кредит. Они уже разработаны, министерство инвестиций их утвердило, сейчас они находятся в министерстве финансов. Эти правила будут распространены на все трамваи, которые работают в Казахстане, и это будет впервые.  Дело в том, что есть официально утвержденный документ, где идет речь о субсидировании, но только автобусных перевозок, трамвай выпал из этого перечня. Когда возник вопрос о реализации данного проекта и когда посмотрели закон о транспорте, трамваев там не оказалось. В связи с этим и были начаты работы по внесению изменений в закон о транспорте», - говорит председатель правления АО «Трамвайное управление г. Павлодар».

После принятия соответствующих поправок, это бремя ляжет на местный бюджет. По прогнозам специалистов,  себестоимость одной поездки в трамвае составляет  109 тенге, фактически пассажир оплачивает 70 тенге. Таким образом, прогнозная цифра убытков предприятия по году может составлять  от 100 до 200 млн тенге. Кредитным договором предусмотрено ежегодно повышать тариф на 5 тенге до 2018 года. Дальше – на усмотрение предприятия.

Чтобы минимизировать свои расходы, на предприятии внедряется автоматизированная система управления учета электроэнергии. «Работы вышли на финишную прямую.  В реестр оптовых покупателей мы включены, но еще есть моменты по доработке нашей диспетчеризации. После внедрения данной системы и вхождения в оптовый рынок, наша экономия составит 30-40 %. Сегодня по году мы потребляем 12 млн киловатт электроэнергии, в денежном выражении – это 140-160 млн тенге в год. Работа по признанию компании оптовым потребителем началась в 2012 году. Но до сих пор есть требования, которые нам необходимо еще выполнить. Надеюсь, что в следующем году мы преодолеем все необходимые ступени, чтобы стать одним из оптовых потребителей», - говорит руководитель предприятия.

С проектом ЕБРР, как  бы это пафосно не звучало, руководство трамвайного управления, связывает  свое светлым будущим. И дело не только в предоставляемом кредите, но и с приходом столь необходимого  субсидирования. А первую партию трамваев в Павлодаре рассчитывают увидеть в мае следующего года. Трамвайщики очень надеются, что современные вагоны станут более привлекательными для пассажиров и многие сделают выбор в их пользу, оставив личную машину на стоянке. Во всяком случае, в холодное время года.

Сегодня 100% акций АО «Трамвайное управление г. Павлодар» принадлежат социально-предпринимательской корпорации (СПК) «Павлодар». Единственным акционером СПК является акимат Павлодарской области.

Марина Попова, Павлодар

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Усть-каменогорские фискалы вгоняют город в транспортный паралич

Трамвайный парк, на который приходится пятая часть всего городского пассажиропотока, по вине налоговиков рискует быть обесточенным за долг по электроэнергии.

10 Ноябрь 2017 21:53 4624

Усть-каменогорские фискалы вгоняют город в транспортный паралич

Работа ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» поставлена на грань срыва. Энергоснабжающая организация региона, ТОО «Шыгысэнерготрейд», уведомило власти города о вынужденном отключении предприятия от электроэнергии ввиду неуплаты за свет.

«Вчера ТОО «Шыгысэнерготрейд» на имя акима города [Куата Тумабаева] прислало письмо и уведомило,  что ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» не выполняет свои договорные обязательства по  использованной электроэнергии. И что на сегодня имеет дебиторскую задолженность, и они вынуждены ввести ограничения – отключить электроэнергию», – сказал на созванной пресс-конференции в четверг, 9 ноября, заместитель акима города Ержан Конырбаев.

Доля трамвайного парка в пассажиропотоке города, по данным акимата Усть-Каменогорска, составляет 19%, что уже светит большими рисками для стабильной работы общественного транспорта областного центра.

Примечательно, что главный рецепт решения от местных властей – перераспределить транспортную нагрузку на автобусные маршруты. Хотя, если верить представителям самого трамвайного парка, проблемы начались в результате доначислений по налогам со стороны местных фискалов, которые суды разных инстанций признали завышенными, по меньшей мере, в два раза. Невольно возникает вопрос: а почему нельзя оперативно вернуть эти средства обратно предприятию?

Обесточить трамвайный парк энергетики грозятся, если долг не будет погашен до 22 ноября.

По данным электроснабжающей организации, долги трамвайного парка достигают почти 63 миллиона тенге. Если на 1 октября текущего года задолженность составляла 60,5 млн тенге, то по состоянию на 1 ноября эта сумма увеличилась до 62,99 миллиона тенге.

«В случае отключения, конечно, исполнительная власть примет все меры, чтобы эту проблему закрыть. Акимат Усть-Каменогорска уже готовит резервные варианты обеспечения горожан передвижением по всем необходимым маршрутам. Сейчас нами рассматривается вопрос увеличения сопутствующих автобусных графиков и введения нового автобусного маршрута. Для этого все возможности есть», – отметил заместитель градоначальника.

Между тем директор ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» Анатолий Успенский в ответ на просьбу abctv.kz прокомментировать информацию местных властей был краток:

«Ну вы же знаете, что это глупость».

По его словам, сейчас они пытаются вести переговоры с энергоснабжающей компанией по составлению графика погашения долга. Отметим, энергетики не первый раз грозят обесточить трамвайный парк, такое было и в 2015 году. Тогда руководство парка в первый раз заявило о тяжелом финансовом состоянии предприятия, которое длится с 2013 года. Отметим, на сегодня из 30 трамваев, которые должны каждый день выходить на линию, пассажиров перевозят только 13. В 2015 году их было 17.

Мало того, говорит господин Успенский, что старые вагоны и рельсы находятся в плачевном состоянии, так еще и предприятию предъявили долги по налогам – почти 100 миллионов тенге. Вследствие этого, по его словам, трамвайный парк до сих пор не может выйти из долговой кабалы.

«Задолженность образовалась из-за незаконной деятельности налоговых органов. Они пять лет назад нам арестовали счета. Все деньги уходили на налоги. Вследствие этого накопились долги перед коммунальщиками. Из-за того, что счета были арестованы, мы физически электроэнергию и другие платежи не могли оплачивать. На сегодня текущий платеж оплачивается вовремя, задолженность потихоньку погашаем», – сообщил abctv.kz Анатолий Успенский.

Также он пояснил, что в апреле нынешнего года им удалось выиграть судебный процесс с налоговиками.

«Налоговики нам начислили 100 миллионов  тенге. Но суды мы выиграли. Дошли до верховного суда, верховный суд направил дело в Восточно-Казахстанский областной суд на новое рассмотрение, и судом было принято решение, что акт налоговой проверки составлен неверно. В результате действия налоговиков признаны незаконными. Сейчас нам, наоборот, налоговый комитет должен деньги. Приблизительно 50 миллионов тенге. Будем возвращать свои деньги через суд», – рассказал господин Успенский.

На сегодня парк, по данным его руководителя, остается убыточным предприятием, убытки составляют свыше 90 миллионов тенге в год.

«Из убыточности собираемся выходить путем увеличения количества вагонов. Обновления парка. За счет новых вагонов сократятся затраты. Плюс ко всему новые вагоны на 50% потребляют меньше электроэнергии, чем действующий подвижной состав», – отмечает Анатолий Успенский.

Обновлять подвижной состав парка, сообщил он, начнут уже в конце ноября. Планируется закупить 10 трамваев  марки «Татра» из Германии и столько же из Белоруссии.  Кроме того, будут модернизированы 10 действующих вагонов, с полной заменой системы управления.

Для этого, по его словам, привлекут инвестиции казахстанского финансового института. Правда, руководитель парка предпочел не говорить какого. Но уточнил, что инвестор готов вложить в проект обновления парка 800 миллионов тенге.

Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: