Transparency International: восприятие коррупции в Казахстане двоякое

12707

В стране признают существование политической коррупции, но реагируют на коррупционные проявления не очень активно.

Transparency International: восприятие коррупции в Казахстане двоякое

В индексе восприятия коррупции по результатам исследования Transparency International Казахстан не в лучших позициях. В минувшем году в данном рэнкинге республика заняла 131-ю строчку из 176 и набрала 29 баллов из 100 возможных. Годом ранее – в 2015 году – страна набирала 28 баллов и находилась на 123-м месте. Откат на восемь позиций в международной организации объясняют не ухудшением ситуации в республике, а включением в рейтинг новых исследуемых стран.   

В региональном рейтинге Восточная Европа – Центральная Азия, куда входит и Казахстан, лидирующую позицию занимает Грузия – 57 баллов и 44-я позиция. У Казахстана 14-е место и одинаковое количество баллов с Россией и Украиной – 29 баллов и 131-е место. Нижнюю строчку регионального рейтинга занимает Узбекистан – 21 балл и 156-е место.

Как пояснила исполнительный директор Transparency International Kazakhstan Наталья Ковалева, позитивно на восприятие коррупции в Казахстане повлияли громкие судебные разбирательства, фигурантами которых оказались высокопоставленные чиновники. В 2016 году таким был процесс по делу миллиардных хищений в АО "Астана ЭКСПО-2017". В рамках этого дела экс-глава нацкомпании Талгат Ермегияев осужден к 14 годам лишения свободы.

"Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, аресты высокопоставленных чиновников показали намерения властей в искоренении этой проблемы. Это признание существования в стране политической коррупции. То есть в стране признают, что она есть, и показывают, что готовы бороться с ней даже на высоком уровне. Однако полноценного эффекта можно ждать только при внедрении превентивных мер. Это устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны", – считает Наталья Ковалева.

С другой стороны, в минувшем году в республике проигнорировали Панамский оффшорный скандал, в котором мелькали и казахстанские имена, отмечает исполнительный директор Transparency Internatonal Kazahkstan: "Когда были раскрыты документы Panama Papers, мы увидели, что оффшорные счета открыты на казахстанских политиков, на их детей, но никакого отзыва на это ни в казахстанском обществе, ни в правительственных кругах не было. Эта тема глубоко не обсуждалась в стране, не было расследования проведено. Я думаю, это сыграло отрицательную роль. Мы достойно не ответили на этот вызов. Если бы были какие-то расследования по этим счетам, то мы бы продемонстрировали свое желание бороться с коррупцией, именно в высших эшелонах власти. Возможно, индекс наш был бы и выше".

Коррупционные риски в Казахстане увеличивает и замедление экономического роста, отмечают эксперты, но это проблема характерна для всего мира. Также в стране имеются вопросы к исполнению законодательства.

"Я думаю, что в следующем году рейтинг у нас будет выше, если мы сможем объяснить, что в этой части у нас законодательство выполняется. У нас есть открытый реестр данных бизнеса, есть политическая воля составить реестр земельных ресурсов", – отметила Наталья Ковалева.

Как составлялся  ИВК-2016
Индекс восприятия коррупции – 2016 демонстрирует восприятие уровня коррупции в государственном секторе 176 стран и рассчитывается по  шкале от 0 (крайне высокий уровень коррупции согласно восприятию) до 100 (крайне низкий уровень коррупции согласно восприятию). Страны с наилучшими показателями характеризуются открытым правительством, свободой прессы, гражданскими свободами и независимой судебной системой. Баллы отражают полноценность мер антикоррупционной политики государства.

Как пояснила исполнительный директор Transparency Internatonal Kazahkstan Наталья Ковалева, в рэнкинге оценивается не уровень коррупции, а адекватность восприятия ее масштабов в странах, актуальность темы борьбы с коррупцией в СМИ и у экспертного сообщества, исполнение законодательства.  Также анализируются долгосрочные и системные проблемы, которые приводят к коррупции.

"Ни одна страна мира не набирала в этом в индексе 100 баллов. Даже в Дании и Новой Зеландии, которые набрали по 90 баллов, есть коррупция. Просто они придерживаются принципов прозрачности и подотчетности. Поэтому у них такие высокие оценки. У них очень активно гражданское общество развивается и активно участвует в формировании внутренней повестки дня",  – отметила  Наталья Ковалева.

Индекс составляется на основе опросов, проведенных среди зарубежных экспертов и представителей деловых кругов. Их сбором занимаются независимые организации, специализирующиеся на анализе госуправления или бизнес-климата. В рейтинге суммируются итоги восьми исследований.

Результаты исследований Индекса восприятия коррупции за 2016 год для Казахстана

– Рейтинг странового риска Global Insight – 34 балла  (11 в 2015 году).

– Индекс трансформации Фонда Бертельсмана – 20 баллов (19 в 2015 году).

– Индекс верховенства закона  – 32 (28 в 2015 году).

– Оценка политических рисков и отчет Freedom House – 28 (23 в 2015 году).

– Обзор мнений руководителей Всемирного экономического форума – 45 (51 в 2015 году).

– Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности – 41 (46 в 2015 году).

– Оценка странового риска Economist Intelligence Unit – 19 (21 в 2015 году).

В этом году добавилось новое исследование – многообразие демократии. Это исследование шести различных видов коррупции в области государственного устройства. Эксперты анализируют устойчивость исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти по всей вертикали, от мелких клерков до чиновников высших эшелонов. В его рамках эксперты отвечали на вопрос: "Насколько распространена политическая коррупция?" По итогам этих оценок Казахстан набрал 16 баллов. Наибольшее число баллов согласно исследованию набрали США и Эстония – 69. Всего изучению этого исследования подверглись 76 стран мира.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться