Транспорт и освещение: почему в казахстанских городах все еще некомфортная среда?

1991

Сегодня урбанисты рассказали о важности "сужения" дорог и влиянии холодного белого света на настроения казахстанцев.  

Транспорт и освещение: почему в казахстанских городах все еще некомфортная среда?

Нынешняя система градостроительства не отвечает запросам горожан и не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах, отметили в ходе обсуждения эксперты Казахстанской жилищной компании, Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 и профессиональных сообществ во вторник, 14 июня, передает корреспондент inbusiness.kz.

В Казахстане введением единых стандартов комплексного развития территорий занимается Казахстанская жилищная компания совместно с Ассоциацией урбанистов Казахстана Q88. Председатель данной ассоциации Ерлан Аукенов обратил внимание на предстоящую большую работу по совершенствованию казахстанского законодательства по вопросам градостроительства, развития городов и создания инклюзивной городской среды, модернизации строительных норм и правил.

Все едут в города. Что с этим делать?

Ассоциация урбанистов в 2021 году проанализировала е-развитие 88 городов Казахстана. По итогам этой работы специалисты выделили ряд проблем.

Так, из-за миграции населения идет давление на города, количество жителей в городах растет. Если сегодня эта цифра составляет более 60%, то в ближайшие 10 лет она достигнет 75% городского населения. Например, в Минске и Москве число горожан уже составило 75%

Ежегодный прирост населения в городах Казахстана составляет 2-3%, или 240 тыс. человек.

1,1 трлн бюджетных средств уходит на инфраструктуру: дороги, освещение, канализация, школы, больницы. Если же добавить к этому потребность в жилье 240 тыс. человек, то средства составят 1,6 трлн

Суммарно за счет инфраструктуры и жилья давление на экономику страны с ежегодным приростом населения в 250 тыс. человек составляет 3 трлн тенге, или порядка 20% бюджета страны.

За последние 10 лет давление на экономику увеличивается, и рано или поздно оно должно лопнуть т. к., если ее не гасить, мы неизбежно придем к тому, что привело к январским событиям, считает Ерлан Ауекенов.

"Все проблемы решались в десятках городах мира, нужны лишь оптимальные подходы, которые позволят в короткий промежуток времени за минимальные затраты найти эти самые решения", – говорит эксперт.

Экономический фактор усугубляется проблемами формирования единой комплексной политики градостроительства, дефицита кадров в госуправлении, отсутствия знаний и компетенций тех, кто принимает решения по финансированию, что еще больше усугубляет экономическое давление.

Урбанистика, в первую очередь, способ рассматривать город как единое целое с целью сделать его более комфортным. Это транспортные системы, ЖКХ, социальные услуги, развитие экономических систем, экология и многое другое – все то, что не всегда учитывается в архитектуре.

Транспорт, правильное освещение, озеленение – залог комфорта?

По мнению специалистов, 40% городского бюджета должно тратиться на развитие транспортной системы. Это единственная сфера, которая максимально генерирует развитие города.

Первая проблема – непродуманность уличного пространства, которое рассчитано прежде всего на пропускную способность транспорта, а не на комфорт горожан.

Казахстанские дороги спроектированы для двух видов транспорта. В Лондоне, например, более 7 видов транспорта. Общая задача всех специалистов соответствующих отраслей – комплексно подходить к этому вопросу. Передвижение на велосипеде в Казахстане, например, минимально, хотя в том же Амстердаме свыше 60% населения передвигается на велотранспорте. Экономично, экологично и эффективно с учетом расширения общественного пространства.

Во всем мире дороги не расширяют, а сужают, говорят эксперты. Примером тому является метро в Лондоне, построенное еще в прошлом веке в целях экономии пространства.

Второй проблемой специалисты назвали освещение. Если в Казахстане основной триггер просто само наличие света, то за рубежом это управление светом в разный промежуток дня. Научно доказано, что уровень освещения имеет большое значение для здоровья и самочувствия людей.

По мировым стандартам освещение должно использоваться двух-трех тонов. Когда город превращают в ночное время в разноцветную радугу, как, например в Лас-Вегасе, не стоит удивляться, что город начинает жить ночью иной жизнью. Прежде всего необходимо понимать, для чего рассчитан город. Если это административный центр, как Вашингтон, тогда, конечно, вечером люди должны отдыхать и, соответственно, он не должен быть городом развлечений.

Будучи разноцветным, город принимает иной формат жизни. Конечно, это дает рост экономики, но разрушает саму концепцию освещения.

"Практически все города Казахстана используют холодный белый цвет при замене на светодиодное освещение, что сопоставимо с софитами в операционном зале. На подсознательном уровне люди напрягаются ночью, и создается эффект возбужденности. Приходя домой с улицы, человек вместо того, чтобы отдохнуть, возбужден и не может заснуть. Это сказывается на здоровье и его психоэмоциональном состоянии", – отметил глава Ассоциации урбанистов.

Холодный белый свет также притягивает к себе различных насекомых, которые умирают, и исчезает кормовая база для птиц. Поэтому увидеть ласточек и других птиц сегодня редкость.

Другой проблемой названо отсутствие озеленения в городах. По мнению экспертов, многолетние растения садить гораздо дешевле и выглядят они эстетически круглый год, не только в летнее время. Хорошим примером является благоустройство вокруг оперного театра в столице. Выбор многолетних растений эффективнее, нежели ежегодная посадка цветов, которые часто бывают аллергенными.

Что касается посадки деревьев, то карагач, который садят в наших городах, через тридцать лет погибает, его срок короток. Поэтому важно садить деревья иного формата. К примеру, в Шымкенте более 50 лет назад был посажен платан, которым так знамениты улицы Парижа и Тбилиси. В Алматы это дубы, посаженные более ста лет назад. Эти деревья создают эстетику общественного пространства.

Важно работать над тем, чтобы семенной посадочный материал был более качественный, и выбирать посадку многолетних растений, полагают эксперты.

Говоря о парках в городах, отмечено, что необходимо отсутствие брусчаток и железных конструкций. Важно, чтобы человек в парке ощущал себя наедине с природой.

"Проблема в том, что парки проектируются застройщиками, у которых задача – вложить максимально бетона и железных конструкций, хотя во всем мире парки проектируются ландшафтными дизайнерами. В сумме расходов также велика разница. Если застройщик берет миллиарды за благоустройство парка, то услуги ландшафтного дизайнера обойдутся в триста млн тенге. Почему бы не воспользоваться более дешевым и эффективным методом проектирования парков?" – задаются вопросом специалисты.

Чем может помочь жилищному строительству стандарт на принципах ООН?

Поскольку форматы ранее проектированного жилья показали себя неэффективными, сейчас более активно обсуждается вопрос проектирования по новым стандартам.

Основная цель – разработка и внедрение новых подходов к созданию городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей.

Стандарт основан на принципах ООН Хабитат и подходах к комфортному жилищному строительству и развитию городской среды.

"Мы убеждены, что настоящий проект поможет градостроителям повысить качество и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования и архитектурного проектирования", – отметил заместитель председателя АО "Казахстанская жилищная компания" Рустам Исаев.

Индира Кусаинова