Транзит грузов и статус Каспия

Аскар Муминов Аскар Муминов
6007

Эти вопросы могут обсудить Назарбаев и Бердымухамедов в Астане.

Транзит грузов и статус Каспия

В апреле, уже в ближайшее время, ожидается визит вновь избранного президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Казахстан. Ранее о нем сообщил министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов, отметив, что недавний визит президента Узбекистана в Казахстан прошел успешно, а теперь едет и президент Туркменистана, и таким образом, можно видеть, что политическая жизнь страны насыщена крупными событиями. Точной даты визита abctv.kz в МИДе не сообщили.

В целом у Астаны и Ашхабада достаточно ровные отношения, правда, назвать их динамичными достаточно сложно, о чем, в частности, свидетельствуют вполне скромные показатели взаимной торговли. По итогам 2016 года товарооборот Казахстана с Туркменистаном составил 283,5 млн долларов. Согласно данным комитета государственных доходов, в сравнении с аналогичным показателем 2015 года (178,2 млн долларов) взаимная торговля двух стран выросла на 59%.

Экспорт в Туркменистан в 2016 году составил 69,1 млн долларов. Казахстан продал сульфат бария на 13,7 млн долларов, муку – на 11,3 млн долларов, экстракт солодовый – на 7,1 млн долларов, вагоны – на 2,8 млн долларов. Также были поставлены изделия из пластмассы (2,1 млн долларов) и двигатели (1 млн долларов). Импорт туркменских товаров Казахстаном в 2016 году достиг 214,4 млн долларов. При этом 192 млн долларов пришлись на покупку газа. Кроме того, были приобретены корабли и лодки (на 5 млн долларов), трубы (4,4 млн долларов) и двигатели (2,1 млн долларов).

Дружим по необходимости
Политические и экономические контакты Туркменистана и Казахстана носят спорадический характер, и в них, по словам экспертов, больше ситуативной необходимости, чем выверенной долгосрочной стратегии. Так, например, три года назад, когда была открыта железная дорога между Казахстаном и Ираном через территорию Туркменистана – Узень – Берекет – Горган, которая стала частью транзитного коридора с выходом к Персидскому заливу, Астана и Ашхабад плотно работали для реализации проекта.

Железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран является восточной частью международного транспортного коридора Север – Юг. Соглашение о прокладке новой железнодорожной линии три государства-участника подписали еще в 2007 году. Строительство самой дороги началось в 2009 году. На железнодорожной линии построено семь новых раздельных пунктов, в том числе две станции: Болашак и Бопай и пять разъездов: Бастау, Акбобек, Тайгыр, Курмаш, Бесторткуль. По официальным данным, объем грузов по железной дороге может достичь 10 млн тонн в год. Стоимость дороги для Туркменистана составила 371 млн долларов, для Казахстана – 430 млн долларов, для Ирана – 106 млн долларов.

Директор аналитического Центра МГИМО Андрей Казанцев напомнил, что сейчас идет соединение не только транспортной инфраструктуры Казахстана, Туркменистана и Ирана. Параллельно реализуются проекты по интеграции транспортной инфраструктуры Казахстана и Китая. Пекин сейчас особенно заинтересован в прокладке торговых маршрутов в Иран и далее в страны Персидского залива через Центральную Азию в обход Тихого и Индийского океанов. Он имеет один из таких выходов через Пакистан, по Каракорумскому шоссе, построенному в 60-80-е годы прошлого века по маршруту древнего Великого Шелкового пути и далее в Иран, но нуждается и в других маршрутах.

Второй крупный проект – кольцевая железная дорога вокруг Каспия. По оценкам "Российских железных дорог", дорога должна сократить общее время грузоперевозок между каспийскими странами минимум на 48 часов и повысить долю железнодорожного транспорта в грузовых перевозках с 25 до 35–40%.  Уменьшатся риски грузоотправок из-за погодных условий и ледовой обстановки на Каспии в результате диверсификации потоков. Правда, по этому проекту все еще много вопросов, и прямая заинтересованность Туркменистана в его реализации пока не просматривается.

Тем временем Казахстан уже присоединился к транспортному коридору Центральная Азия – Ближний Восток, который открывает альтернативные пути для казахстанских товаров. Маршрут коридора проходит по ветке Казахстан — Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Еще в 2013-м, встречаясь с Гурбангулы Бердымухамедовым, Нурсултан Назарбаев сообщил, что в перспективе планируется создание маршрута, который свяжет Центральную Азию, Ближний Восток и Европу. Тогда он отметил, что, к примеру, железная дорога Казахстан – Туркменистан  – это ключевая часть будущего транзитного коридора с выходом на Персидский залив. 

В каспийских товарищах пока согласья нет
Директор центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев считает, что среди ключевых вопросов, помимо логистики и транспортных путей, может быть обсуждение статуса Каспийского моря. По его словам, еще в прошлом году в Астане должен был состояться саммит по каспийской проблематике, на котором планировалось принять окончательное соглашение о разделе акватории. Однако этого не произошло, и все еще туманны перспективы его проведения в 2017 году. Хотя, как считает политолог, у Ашхабада в отличие от того же Тегерана куда более мягкая позиция по вопросу деления Каспия, но он также имеет свое "особое мнение" по этому вопросу, которое должны при согласовании заключительного соглашения учитывать в Астане. Г-н Чеботарев не исключил, что Нурсултан Назарбаев постарается убедить своего туркменского коллегу содействовать в проведении саммита в этом году в Астане и к приходу к консенсусу по затянувшемуся вопросу.

Стоит отметить, что, например, Туркменистан все еще надеется проложить Транскаспийский газопровод через берег Каспия и пройти вплоть до азербайджанской части, что вызывает серьезные разногласия в среде государств региона.

Вопрос Каспия действительно крайне чувствительный, учитывая, что к нему обращены взоры глобальных игроков, включая Соединенные Штаты Америки. Вот что, например, говорится в статье директора Центра Дугласа и Сары Эллисон по внешней политике, сотрудника Института национальной безопасности и внешней политики США Люка Коффи.

"Каспий расположен между Европой и Азией – двумя наиболее энергоемкими рынками мира, в то же время являющимися территорией некоторых из наиболее близких союзников Америки. В этой связи США могут предпринять ряд шагов, чтобы способствовать защите своих политических и экономических интересов и гарантировать безопасность в регионе. США должны продемонстрировать более ощутимое присутствие в Прикаспийском регионе. В частности, поддержать инициативы по мирному и быстрому урегулированию правового статуса Каспийского моря с соблюдением интересов США и их европейских союзников, способствовать подписанию соответствующих соглашений о разграничении морских границ. Нахождение консенсуса в вопросе статуса Каспия устранит потенциальный источник нестабильности и способствует продвижению экономических и энергетических возможностей в регионе. Это также улучшит энергетическую безопасность Европы", - подчеркнул г-н Коффи.

Визит прикладного характера
Андрей Чеботарев предположил, что Нурсултану Назарбаеву также важно заручиться у своего туркменского коллеги поддержкой по миротворческой миссии Казахстана по сирийскому треку и в рамках непостоянного члена Совбеза ООН, которую он недавно получил уже от Узбекистана. Политолог считает, что так Астане будет легче позиционировать свои международные инициативы не как сугубо собственные, а общерегиональные и поддержанные всеми странами ЦА.

Эксперт считает, что на повестке дня будут и вопросы безопасности, так как участок афганско-туркменской границы является одним из самых уязвимых в регионе, и боевики неоднократно пытались прорваться на территорию Туркменистана. В последнее время приходила информация о большом скоплении боевиков Талибана в непосредственной близости к границе, что вызывает определенное беспокойство в соседних республиках, заметил г-н Чеботарев.

"Предполагаю, что для г-на Бердымухамедова этот визит носит прикладной характер. В последнее время просачивалась информация, что дела в Туркменистане идут неважно, ощущается продовольственный дефицит, кризис больно ударил по местным гражданам. Пока никакого кардинального разворота в вопросе цен на углеводороды не просматривается, поэтому туркменский лидер ищет различные точки роста для страны, и одной из таких может стать увеличение взаимной торговли со странами Центральной Азии. Также Гурбангулы Бердымухамедов заинтересован в Казахстане как в транзитном государстве для транспортировки своих углеводородов в Россию. Еще одна цель – наладить через Астану кооперацию с Евразийским экономическим союзом и странами Шанхайской организации сотрудничества. Вероятно, нейтральный статус Туркменистана, его нежелание вступать в интеграционные структуры и общая закрытость государства в условиях кризиса дает о себе знать", - сказал г-н Чеботарев.

Политолог Замир Каражанов считает, что все последние межгосударственные контакты Казахстана со странами Центральной Азии вписываются в недавно озвученную концепцию интенсификации взаимного сотрудничества внутри Центральной Азии. По этой причине он считает, что и визит Гурбангулы Бердымухамедова необходимо рассматривать в этом контексте.

"Внутрирегиональная торговля крайне низкая, а если говорить о Туркменистане, то с ним у Казахстана среди всех республик ЦА самый низкий товарооборот, это надо менять. Думаю, что как раз механизмы улучшения взаимной торговли и будут одной из ключевых тем. Казахстан заинтересован в поставках в Туркменистан своего зерна и выходе через эту страну на рынки Ирана. У Ашхабада и Тегерана тесные связи, и здесь Астана могла бы воспользоваться преимуществами дружественных связей обеих сторон. Вопрос транзита грузов также один из приоритетных, известен интерес Китая к наращиванию контактов со странами, которые могут обеспечить ему доставку товаров в Европу и страны Персидского залива. Здесь Пекину без Казахстана и Туркменистана не обойтись, поэтому они могли бы действовать в связке, забыв о конкуренции, что дало бы гораздо больший эффект", - сказал г-н Каражанов. 

Депутат парламента РК Айкын Конуров также предложил посмотреть на визит Гурбангулы Бердымухамедова в Казахстан шире, так как он показывает, что сегодня РК выступает локомотивом в процессе интеграции стран Центральной Азии как с ближайшими партнерами Россией и Китаем, так и в проектах ЦА + Южная Корея, Япония и США.

"Внешнеполитические возможности Казахстана позволяют это делать, используя различные глобальные площадки, на которых у нашей страны хорошие позиции. Визиты в Астану глав государств наших ближайших соседей, по моему мнению, прямое тому подтверждение. Активная работа Казахстана в рамках СБ ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОИС дает большое преимущество для Астаны перед партнерами, что все понимают и принимают. Поэтому в деле сохранения стабильности Центральной Азии Казахстану отводится одна из главных ролей. Так же, находясь в сердце Евразии, Казахстан становится центровым в плане кооперации стран для продвижения на глобальные рынки", - заключил он.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться