Именно на такой объём транзитных контейнерных поездов через страну должны выйти в 2020 году. И если первая цель поставлена руководством АО "КТЖ – Грузовые перевозки", то за вторую ответственность на себя берёт АО "Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс" ("ОТЛК ЕРА").
Несмотря на то, что ежегодный объём транзитных перевозок через Казахстан, Россию, Беларусь растёт, тем не менее, 95% контейнерных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу доставляется морем.
"В настоящее время между двумя самыми большими региональными экономиками мира – Юго-Восточной Азией, Китаем и Европейским союзом – перевозится более 23 миллионов контейнеров в год (или 23 миллиона ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. – Авт.). Железнодорожный мост между Китаем и Европой всё равно будет комплементарным по сравнению с морскими перевозками", – считает президент АО "ОТЛК ЕРА" Алексей Гром.
Сухопутный маршрут на этом фоне действительно дополнительный маршрут. Но, по словам Алексея Грома, нет необходимости бороться, например, за 50% рынка, потому что железная дорога имеет свои конкурентные преимущества:
"Она не может вывезти сразу 25 тысяч контейнеров одним лотом, как это делают современные суда. Но железнодорожная инфраструктура может вывозить по 100 контейнеров каждые полчаса. И продукция в этих контейнерах будет попадать на прилавки магазинов в Амстердаме, Брюсселе, Париже, Варшаве или Берлине в три раза быстрее, чем та, что идёт морским маршрутом".
Природой здесь нам суждено…
И Казахстан должен извлечь выгоду, как из растущего рынка сухопутных контейнерных перевозок, так и из своего географического положения.
Во-первых, через Казахстан проходят шесть международных трансконтинентальных транзитных коридоров, связывающих Европу и Азию.
Во-вторых, значительная часть всего сухопутного транзита Китай – Европа – Китай также проходит по стране.
В-третьих, транспортировка грузов по железной дороге через Казахстан в три раза быстрее, чем доставка морем, и почти в 10 раз дешевле, чем воздушным транспортом.
В-четвёртых, за последние семь лет грузопоток контейнеров из Поднебесной в Старый Свет вырос почти в 200 раз.
"За девять месяцев прошлого года через территорию Казахстана проследовало 3163 контейнерных поезда, причём в направлении КНР – Европа грузопоток возрос в 1,4 раза, в обратном – в 1,8 раза. Задача на 2018 год – довести объём контейнерных транзитных перевозок до 526 тысяч ДФЭ, уровень обратной загрузки – до 70 процентов, а доходы от транзита – до 40 процентов – выполнена. К 2020 году объём транзитных контейнерных перевозок через нашу страну планируется увеличить до 2 млн ДФЭ", – сообщается на сайте казахстанского транспортировщика грузов АО "КТЖ – Грузовые перевозки".
Причём, как было сказано выше, один миллион ДФЭ на себя возьмёт АО "Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс". Этот оператор транзитных контейнерных сервисов между Китаем и Европой учреждён национальными железными дорогами стран-транзитёров – России, Казахстана и Беларуси, в нём соучредителям принадлежит по 33,33% акций.
У каждого участника АО "ОТЛК ЕРА" есть свои конкурентные преимущества, совокупность которых и позволяет развивать совместный проект.
"У Казахстана это современнейшие терминалы на границе с Китаем, в частности терминал "Хоргос"; Россия – двигатель с точки зрения IT-сопровождения проекта; Белорусская сторона всегда была законодателем в области скоростей и сокращения транзитного движения. Эти конкурентные преимущества и приводили к тому, что вся цепочка поставки развивалась синхронно. Что и позволило достичь таких производственных показателей в 2018 году – объёма перевозок более 280 тысяч ДФЭ", – заявил Алексей Гром.
Кстати, в международном логистическом рейтинге Logistics Performance Index Казахстан имеет лучший показатель среди стран СНГ – 77-е место. Россия занимает 85-ю позицию, Беларусь – 110-ю.
Южный фронт
Поскольку ОТЛК ЕРА системно занялся западным маршрутом, у Казахстана появилась возможность развить наступление на южном и юго-западном направлении.
За последние несколько лет в РК построено 2500 км новых железнодорожных линий. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного участка построены вторые пути на участке Алматы – Шу.
За первую половину 2018 года около 250 поездов проследовало в направлении стран Центрально-Азиатского региона, пять поездов с 346 ДФЭ направлено по новому маршруту на Персидский залив.
"Запуск паромного комплекса Курык и железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс придал дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Это обеспечило осуществление прямых перевозок по железной дороге до южных и западных портов Турции и выход к Средиземному морю. В 2018 году по новой линии Баку – Ахалкалаки – Карс в Турцию перевезено 1483 контейнера с казахстанскими зерновыми грузами.
Совместно с иранскими и туркменскими партнёрами продолжается работа по развитию ж.-д. магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, в том числе в контейнерах по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. В 2018 году организован пропуск 12 контейнерных поездов", – сообщает официальный сайт АО "КТЖ – Грузовые перевозки".
Две большие разницы
На направлении Китай – Европа – Китай АО "ОТЛК ЕРА" для перевозок контейнеров использует 4000 фитинговых платформ, в текущем году поставлена задача увеличить их количество до 5000.
"В настоящий момент мы управляем вторым по количеству парком на всём пространстве 1520 миллиметров (ширина колеи советских железных дорог. – Авт.), что было достигнуто нами за 2,5 года. Скажу откровенно, за 2018 год мы "смели" основной парк длинобазных 80-футовых платформ на 1520 миллиметров. Будем использовать все возможные схемы по привлечению дополнительного парка, в том числе не исключаю, что часть вагонов будет построена", – заявил президент компании Алексей Гром.
По его словам, есть принципиальная разница в подходах к работе у контрагентов на Востоке и на Западе, и поначалу не все европейские партнёры понимали, что транзит Китай – Европа – Китай выгоден всем и что в нём всегда есть возможность расширения бизнеса:
"Если в Китае это взаимодействие с одним юридическим лицом и выстраивать взаимоотношения достаточно легко, то с другой стороны Евразии мы работаем с 25 перевозчиками, с большим количеством транспортных компаний. Эта работа более сложная.
Например, слышали в течение года, что какой-то европейский перевозчик не принимал определённое количество контейнерных поездов просто потому, что, по его убеждению, не хватает пропускной или перерабатывающей инфраструктуры. Мы брали документы, встречались с этими контрагентами и через какое-то время уже начинали вывозить вместе с ними большее количество грузов и вместе строить планы на последующий вывоз ещё большего количества контейнерных поездов. В итоге сейчас даже есть конкуренция: можем выбирать, через какой пограничный переход ехать", – говорит Алексей Гром.
Все дороги ведут через нас
Между тем Казахстан развивает многовекторность не только в политике.
3 декабря 2018 года поезд, состоящий из 41 контейнера, отправлен по экспериментальному маршруту с китайской станции Сучжоу в Дуйсбург (Германия). Как сообщает официальный сайт казахстанского мультимодального оператора АО KTZ Express, "успешная реализация отправки первого поезда по маршруту Сучжоу – Дуйсбург стала результатом совместной работы с логистической платформой города Сучжоу – Suzhou Newcity Investment and Development Co. Ltd в рамках договорённостей, достигнутых в ходе встречи в начале ноября 2018 года".
Особо отмечено, что ранее маршрут перевозки из Сучжоу в Дуйсбург проходил по верхнему евроазиатскому коридору "Восток – Запад" – через пограничный переход Забайкальск. Теперь же контейнерный поезд прошёл через казахстанскую станцию Достык.
23 декабря прошлого года через казахстанский Алтынколь и сухой порт на СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" транзитом из китайского города Сианя через территорию РК в Дуйсбург проследовал первый контейнерный поезд с грузами компании Nippon Express. Проект стал итогом совместной работы между логистическими партнёрами: АО KTZ Express, KTZ Express Hong Kong Ltd. и японской Nippon Express.
Олег И. Гусев