DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Транзит проходит сквозь меня

Транзит проходит сквозь меня

Казахстан пропустит два миллиона контейнеров, из них один миллион возьмёт на себя ОТЛК ЕРА.

21 Январь 2019 10:50 3790

Транзит проходит сквозь меня

Автор:

Олег И. Гусев

Фото: Максим Морозов

Именно на такой объём транзитных контейнерных поездов через страну должны выйти в 2020 году. И если первая цель поставлена руководством АО «КТЖ – Грузовые перевозки», то за вторую ответственность на себя берёт АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА»).

Несмотря на то, что ежегодный объём транзитных перевозок через Казахстан, Россию, Беларусь растёт, тем не менее, 95% контейнерных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу доставляется морем.

«В настоящее время между двумя самыми большими региональными экономиками мира – Юго-Восточной Азией, Китаем и Европейским союзом – перевозится более 23 миллионов контейнеров в год (или 23 миллиона ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. – Авт.). Железнодорожный мост между Китаем и Европой всё равно будет комплементарным по сравнению с морскими перевозками», – считает президент АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром.

Сухопутный маршрут на этом фоне действительно дополнительный маршрут. Но, по словам Алексея Грома, нет необходимости бороться, например, за 50% рынка, потому что железная дорога имеет свои конкурентные преимущества:

«Она не может вывезти сразу 25 тысяч контейнеров одним лотом, как это делают современные суда. Но железнодорожная инфраструктура может вывозить по 100 контейнеров каждые полчаса. И продукция в этих контейнерах будет попадать на прилавки магазинов в Амстердаме, Брюсселе, Париже, Варшаве или Берлине в три раза быстрее, чем та, что идёт морским маршрутом».

Природой здесь нам суждено…

И Казахстан должен извлечь выгоду, как из растущего рынка сухопутных контейнерных перевозок, так и из своего географического положения.

Во-первых, через Казахстан проходят шесть международных трансконтинентальных транзитных коридоров, связывающих Европу и Азию.

Во-вторых, значительная часть всего сухопутного транзита Китай – Европа – Китай также проходит по стране.

В-третьих, транспортировка грузов по железной дороге через Казахстан в три раза быстрее, чем доставка морем, и почти в 10 раз дешевле, чем воздушным транспортом.

В-четвёртых, за последние семь лет грузопоток контейнеров из Поднебесной в Старый Свет вырос почти в 200 раз.

«За девять месяцев прошлого года через территорию Казахстана проследовало 3163 контейнерных поезда, причём в направлении КНР – Европа грузопоток возрос в 1,4 раза, в обратном – в 1,8 раза. Задача на 2018 год – довести объём контейнерных транзитных перевозок до 526 тысяч ДФЭ, уровень обратной загрузки – до 70 процентов, а доходы от транзита – до 40 процентов – выполнена. К 2020 году объём транзитных контейнерных перевозок через нашу страну планируется увеличить до 2 млн ДФЭ», – сообщается на сайте казахстанского транспортировщика грузов АО «КТЖ – Грузовые перевозки».

Причём, как было сказано выше, один миллион ДФЭ на себя возьмёт АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс». Этот оператор транзитных контейнерных сервисов между Китаем и Европой учреждён национальными железными дорогами стран-транзитёров – России, Казахстана и Беларуси, в нём соучредителям принадлежит по 33,33% акций.

У каждого участника АО «ОТЛК ЕРА» есть свои конкурентные преимущества, совокупность которых и позволяет развивать совместный проект.

«У Казахстана это современнейшие терминалы на границе с Китаем, в частности терминал «Хоргос»; Россия – двигатель с точки зрения IT-сопровождения проекта; Белорусская сторона всегда была законодателем в области скоростей и сокращения транзитного движения. Эти конкурентные преимущества и приводили к тому, что вся цепочка поставки развивалась синхронно. Что и позволило достичь таких производственных показателей в 2018 году – объёма перевозок более 280 тысяч ДФЭ», – заявил Алексей Гром.

Кстати, в международном логистическом рейтинге Logistics Performance Index Казахстан имеет лучший показатель среди стран СНГ – 77-е место. Россия занимает 85-ю позицию, Беларусь – 110-ю.

Южный фронт

Поскольку ОТЛК ЕРА системно занялся западным маршрутом, у Казахстана появилась возможность развить наступление на южном и юго-западном направлении.

За последние несколько лет в РК построено 2500 км новых железнодорожных линий. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного участка построены вторые пути на участке Алматы – Шу.

За первую половину 2018 года около 250 поездов проследовало в направлении стран Центрально-Азиатского региона, пять поездов с 346 ДФЭ направлено по новому маршруту на Персидский залив.

«Запуск паромного комплекса Курык и железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс придал дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Это обеспечило осуществление прямых перевозок по железной дороге до южных и западных портов Турции и выход к Средиземному морю. В 2018 году по новой линии Баку – Ахалкалаки – Карс в Турцию перевезено 1483 контейнера с казахстанскими зерновыми грузами.

Совместно с иранскими и туркменскими партнёрами продолжается работа по развитию ж.-д. магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, в том числе в контейнерах по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. В 2018 году организован пропуск 12 контейнерных поездов», – сообщает официальный сайт АО «КТЖ – Грузовые перевозки».

Две большие разницы

На направлении Китай – Европа – Китай АО «ОТЛК ЕРА» для перевозок контейнеров использует 4000 фитинговых платформ, в текущем году поставлена задача увеличить их количество до 5000.

«В настоящий момент мы управляем вторым по количеству парком на всём пространстве 1520 миллиметров (ширина колеи советских железных дорог. – Авт.), что было достигнуто нами за 2,5 года. Скажу откровенно, за 2018 год мы «смели» основной парк длинобазных 80-футовых платформ на 1520 миллиметров. Будем использовать все возможные схемы по привлечению дополнительного парка, в том числе не исключаю, что часть вагонов будет построена», – заявил президент компании Алексей Гром.

По его словам, есть принципиальная разница в подходах к работе у контрагентов на Востоке и на Западе, и поначалу не все европейские партнёры понимали, что транзит Китай – Европа – Китай выгоден всем и что в нём всегда есть возможность расширения бизнеса:

«Если в Китае это взаимодействие с одним юридическим лицом и выстраивать взаимоотношения достаточно легко, то с другой стороны Евразии мы работаем с 25 перевозчиками, с большим количеством транспортных компаний. Эта работа более сложная.

Например, слышали в течение года, что какой-то европейский перевозчик не принимал определённое количество контейнерных поездов просто потому, что, по его убеждению, не хватает пропускной или перерабатывающей инфраструктуры. Мы брали документы, встречались с этими контрагентами и через какое-то время уже начинали вывозить вместе с ними большее количество грузов и вместе строить планы на последующий вывоз ещё большего количества контейнерных поездов. В итоге сейчас даже есть конкуренция: можем выбирать, через какой пограничный переход ехать», – говорит Алексей Гром.  

Все дороги ведут через нас

Между тем Казахстан развивает многовекторность не только в политике.

3 декабря 2018 года поезд, состоящий из 41 контейнера, отправлен по экспериментальному маршруту с китайской станции Сучжоу в Дуйсбург (Германия). Как сообщает официальный сайт казахстанского мультимодального оператора АО KTZ Express, «успешная реализация отправки первого поезда по маршруту Сучжоу – Дуйсбург стала результатом совместной работы с логистической платформой города Сучжоу – Suzhou Newcity Investment and Development Co. Ltd в рамках договорённостей, достигнутых в ходе встречи в начале ноября 2018 года».

Особо отмечено, что ранее маршрут перевозки из Сучжоу в Дуйсбург проходил по верхнему евроазиатскому коридору «Восток – Запад» – через пограничный переход Забайкальск. Теперь же контейнерный поезд прошёл через казахстанскую станцию Достык.

23 декабря прошлого года через казахстанский Алтынколь и сухой порт на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» транзитом из китайского города Сианя через территорию РК в Дуйсбург проследовал первый контейнерный поезд с грузами компании Nippon Express. Проект стал итогом совместной работы между логистическими партнёрами: АО KTZ Express, KTZ Express Hong Kong Ltd. и японской Nippon Express.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

О санитарном контроле в поездах

Об этом сообщил главный санврач на транспорте на YouТube-канале ATAMEKEN BUSINESS.

14 Май 2020 15:27 950

О санитарном контроле в поездах

Фото: rbc.ru

Рассадка в пассажирских вагонах в зависимости от класса будет осуществляться по наличию билетов и посадочных мест. Дополнительных требований по рассадке не будет. Строго по билетам, как в купе, плацкартных вагонах, так и в поездах Talgo. Об этом сегодня на брифинге рассказал главный санитарный врач на транспорте Садвакас Байгабулов.

По его словам, вопросы контроля за масочным режимом, передвижением, недопущением скопления в пассажирских поездах, тамбурах будут контролироваться проводниками.

По данным санврача, вход в здание вокзала будет осуществляться при наличии масок и проездного билета. Перед входом в здание службой собственной безопасности вокзала будет проводиться бесконтактная термометрия. Также перед возобновлением работы ж.-д. вокзалов и вагонов будет проведена полная ревизия систем кондиционирования и замена фильтров. Следующим требованием является проведение в пути следования пассажирского поезда анкетирования проводниками. Немаловажным требованием является усиление дезинфекционного режима в поездах. Также поездные бригады, персонал, который задействован как на ж.-д. вокзале, так и в поездах, должен носить маски. Ограничивается движение пассажиров из вагона в вагон. Еще одним основным требованием являются вопросы наличия неснижаемого запаса дезинфицирующих и лекарственных средств, антисептиков. Что касается питания, пассажиры могут брать с собой еду, и никаких излишних требований по запрещению не будет.

При передвижении посредством самолетов и ж.-д. транспорта есть проводники, которые контролируют соблюдение дистанции, масочный режим, чего нельзя сказать об автобусных междугородних переездах. Там есть только водитель, главная задача которого – обеспечить безопасность движения. Так как там нет лиц, которые бы мониторили ситуацию с пассажирами, в настоящее время возобновление междугородних автобусных сообщений преждевременно. 

По его словам, с учетом ситуации по заболеваемости коронавирусной инфекцией в регионах по мере мониторинга будут рассмотрены вопросы по возобновлению междугородних автобусных маршрутов.

Что касается блокпостов, как стабилизируется коронавирусная ситуация в ряде регионов, будет поэтапно рассматриваться вопрос по снятию блокпостов, и тогда будет возобновлено движение, в том числе и на собственных автомобилях, резюмировал главный санврач на транспорте.

Майра Медеубаева

Как авиакомпании и КТЖ возвращают деньги за билеты

Авиакомпании пообещали вернуть деньги за билеты всем пассажирам, но сделать это немедленно они не могут. В качестве альтернативы предлагают ваучеры на будущие полеты, смену даты или же подождать неопределенное время…

16 Апрель 2020 17:30 8441

Как авиакомпании и КТЖ возвращают деньги за билеты

Фото: rbc.ru

Из-за пандемии COVID-19 авиаперевозчики несут огромные убытки. Из-за коронавируса были отменены 95% рейсов. По данным объединенных тревел-компаний Aviata и Chocotravel, только в апреле в Казахстане отменили 4340 рейсов. Число запросов на возврат билетов выросло более чем в 10 раз: если в обычное время возврат осуществляют только 7% клиентов, то сейчас около 80%. Отсутствие выручки у авиаперевозчиков обернулось нехваткой средств. В общем, все авиакомпании мира столкнулись с беспрецедентными проблемами.

Из-за нехватки средств авиакомпании пытаются сохранить деньги и предлагают пассажирам альтернативы. Руководитель объединенной тревел-компании Aviata и Chocotravel Николай Мазенцев в режиме онлайн рассказал, как будет осуществляться возврат стоимости авиабилетов в связи с полной отменой рейсов.

  • Air Astana уже произвела возвраты, оплаченные по 18 марта. Сроков по возвратам денег за другие даты от авиакомпании пока нет.
  • Fly Arystan предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть следующую схему выплат: один день возвратов – одна дополнительная неделя отсрочки платежа. Например, 9 апреля был возврат денег за билеты 16 марта, 16 апреля – за 17 марта и так далее. Таким образом, оплата возвратов по 31 марта будет проходить в течение 14 недель.
  • SCAT, Turkish Airlines, Pegasus клиентам сообщили, что возвраты денег будут осуществляться после начала полетов. По Turkish Airlines – после 60 дней начала полетов. Возвраты, оформленные до 21 марта, уже оплачены. У Pegasus оплачены по 26 марта.
  • Qazaq Air уже произвел возврат средств оформившим заявку до 31 марта. По дальнейшим возвратам графика пока нет.
  • Aeroflot, МАУ, Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Brussel Airlines, United Airlines вернули деньги, оплаченные по 21 марта. Сроки остальных возвратов авиакомпаниями пока не предоставлены.
  • S7 Airlines, Etihad Airways, Ural Airlines, Победа, Malaysia Airlines, Air Canada, Fly Dubai, Emirates, Qatar Airways, Wizzair, Air Asia предлагают пассажирам ваучер или баллы компании, которые можно будет потратить только на покупку новых билетов. Ваучеры оформляются сотрудниками Aviata/Chocotravel.
  • В Azerbaijan Airways приняли решение, что возврат невозможен. Только обмен билета.
  • Belavia, Uzbekistan Airways, Asiana, Air Baltic – возвраты оплачены авиакомпаниями по 30 марта, дальнейший график пока не предоставлен.
  • В КТЖ уже по более чем 80% билетов деньги клиентам возвращены, и работа в этом направлении продолжается.

Более сложная ситуация у Bek Air. Как сообщил Мазенцев, деятельность авиакомпании остановлена, активы заморожены, идут следственные действия. У авиаперевозчика нет возможности осуществлять деятельность или продавать что-либо, чтобы рассчитаться с клиентами. Когда будет принято окончательное решение относительно дальнейшей деятельности авиакомпании, тогда будет решен и вопрос по возвратам.

Кроме того, как рассказали в Chocotravel и Aviata, в период с 15 марта по 15 апреля к ним поступило +130 000 заявок на возвраты, +120 000 звонков, +100 000 писем. Из 4,5 млрд тенге они вернули клиентам только 15% (или 675 млн) и теперь ждут улучшения ситуации у перевозчиков, так как при возврате компания ориентируется на условия авиаперевозчика.

Венера Смаилова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: