АО "ЗИКСТО завод им. Кирова" вышло на полную производственную мощность за счет финансирования от АО "Банк развития Казахстана" (БРК), который в свою очередь привлек 17,5 млрд тенге у АО "ЕНПФ". В результате ЕНПФ получит на свои инвестиции 14% годовых, БРК добавит к ним еще 4%, то есть окончательная ставка вознаграждения составит 18% годовых.
"Дочка" БРК – АО "БРК Лизинг" – начала финансирование проекта создания компании – интегратора вагоностроительной отрасли Республики Казахстан, в рамках которого планируется приобретение 1132 единиц фитинговых вагонов-платформ отечественного производства, на которых перевозятся контейнеры, в августе 2016 года.
Проект реализуется в рамках государственной программы инфраструктурного развития Республики Казахстан "Нурлы жол" на 2015-2019 годы, а также плана дополнительных антикризисных мер правительства республики. Одной из приоритетных задач, указанных в программе, является увеличение транзитного потенциала страны и поддержка отечественного машиностроения. Реализация данного проекта способствует исполнению 65 шага плана нации "100 конкретных шагов", в частности, интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки, запуску проекта по созданию мультимодального транспортного Евразийского трансконтинентального коридора.
"Стоимость вагонов – 17,5 млрд тенге, срок проекта – 10 лет, ставка вознаграждения – 18% годовых. На сегодняшний день компанией уже получено первое вознаграждение в январе текущего года в размере 1 млрд 280 млн тенге. Хотелось бы отметить, что данный проект является первым индустриальным проектом, реализуемым за счет средств АО "ЕНПФ", привлеченных АО "Банк развития Казахстана" на рыночных условиях по продаже облигаций для обеспечения выгодного вложения наших пенсионных активов", - сказал заместитель председателя правления АО "БРК Лизинг" Ринат Гаппаров на брифинге в четверг.
По условиям соглашения, основная сумма долга по заимствованиям из ЕНПФ должна быть возвращена в конце десятилетнего срока, а вознаграждение должно выплачиваться раз в полугодие.
Пока производство фитинговых вагонов-платформ является единственным проектом, реализуемым на пенсионные деньги.
Вариант использования средств ЕНПФ может стать ключевым драйвером развития железнодорожного машиностроения. Казахстан планирует резко нарастить количество произведенных железнодорожных грузовых вагонов. Если в 2016 году было собрано 300 вагонов, то по итогам текущего года планируется произвести уже 4 тыс. вагонов. Таким образом, 50 млрд тенге из АО "ЕНПФ", которые предлагалось выделить на субсидирование по железнодорожному строительству для постройки 3 тыс. грузовых вагонов, внесут основной вклад в скачок вагоностроения в республике.
"В прошлом году у нас было выпущено порядка 300 вагонов. Рост у нас ожидается до 4 тыс. примерно", - сказал заместитель председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Нурашев на брифинге 2 марта.
Вместе с тем Ринат Гаппаров сообщил abctv.kz, что решение по направлению 50 млрд тенге на строительство железнодорожных вагонов пока не принято.
"На сегодняшний день мы не рассматриваем проекты на деньги ЕНПФ. Пока никаких решений не принято", - сказал он.
Г-н Гаппаров также уточнил, что основной объем фитинговых платформ в рамках проекта на 1132 единицы будет выполнен ЗИКСТО.
"Основной поставщик у нас – ЗИКСТО", - сказал он.
ЗИКСТО выступает основным поставщиком 80-футовых платформ, а также перераспределяет заказы по другим производителям-подрядчикам.
В свою очередь председатель правления АО "KTZ Express" Диас Искаков сообщил, что компания использует 80-футовые платформы на транзитных перевозках по ключевым маршрутам.
"На сегодняшний день, как вы знаете, наблюдается рост контейнерных перевозок в транзитном направлении. Нашей компанией фактически осуществляются контейнерные перевозки, и мы можем видеть, что с 2011 года идет постоянный рост. Если сравнивать показатели 2016 года с показателями 2011 года, то мы наблюдаем фактически стократное увеличение контейнерных перевозок в транзитном направлении, - сказал он. - По маршрутам Китай – Европа – Китай, Транскаспийский маршрут и направление Север – Юг. Это фактически Россия – Казахстан – Туркменистан – Иран. По нашим прогнозам, объем контейнерных перевозок к 2020 году составит около 2 млн двадцатифутовых эквивалентов в контейнерах. Мы видим очень сильный и стабильный рост контейнерных перевозок внутри нашего Евразийского континента. Конечно, здесь ключевым является маршрут Китай – Европа – Китай".
По его словам, на сегодняшний день основной объем перевозок наблюдается именно на маршруте Китай – Европа – Китай.
"Если говорить о прошлом годе, то фактически мы перевезли свыше 250 тыс. контейнеров по всем нашим маршрутам, по маршруту Китай – Европа – Китай мы осуществили перевозку свыше 104 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – прим. автора). Чтобы было примерное понимание: для осуществления этого объема перевозок необходимо постоянно в обороте иметь около 4-5 тыс. платформ, на которых фактических осуществляется перевозка контейнеров. На сегодняшний день в рамках данного проекта мы получаем 1132 единицы 80-футовых платформ, которые являются универсальным продуктом, на котором фактически можно перевозить по два 40-футовых контейнера. Продукт является очень востребованным, и мы в целом видим необходимость дальнейшего производства и использования данных платформ", - сказал он.
Генеральный директор АО "ЗИКСТО завод им. Кирова" Сергей Непомнящий отметил, что указанный проект позволил загрузить предприятие практически на 100%.
"В предыдущие годы наше предприятие было загружено на 20-30%. В рамках реализации проекта мы смогли обеспечить загрузку еще 16 казахстанским предприятиям общей численностью порядка 2000 человек. По данному проекту нами уже сейчас изготовлено и передано собственнику, заказчику порядка 551 платформы", - сказал он.
В результате загрузки предприятие смогло выплатить 620 млн тенге в виде налогов.
Жанболат Мамышев